Родителей часто интересует вопрос приобщения ребенка к чтению художественной литературы. За советом они обращаются к учителям-логопедам и воспитателям. Данная статья содержит рекомендации родителям, а также список художественной литературы для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с лексическими темами.
Читая авторов, которые хорошо пишут,
привыкаешь хорошо говорить.
Вольтер
Большую роль в развитии связной речи детей играет чтение художественной литературы. При чтении книг у ребенка активно обогащается словарный запас, развивается творческое воображение, образное мышление.
Читающие дети более грамотно и развернуто излагают свои мысли, как устно, так и письменно.
Родители часто спрашивают о том, как пробудить у детей интерес к чтению? Я хочу дать несколько советов родителям, которые хотят, чтобы их дети стали активными читателями.
Советы родителям
- Ребенок должен знать, что чтение – это огромное удовольствие, с которым не сравнятся никакие игрушки. Для этого, конечно, нужно и самим родителям дружить с книгами. Нет ничего более эффективного, чем воспитание своим примером. Ребенок должен ежедневно видеть, что родители читают книги, газеты, журналы.
- Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.
- Читайте как можно больше ребенку вслух. Ребенку, который только начал складывать слоги в слова, читать еще трудно, глаза от напряжения устают, усталость провоцирует скуку, а скучное занятие отвращает. В результате неприязнь к чтению может закрепиться на всю жизнь. Когда же ребенок слушает выразительное чтение взрослых и одновременно заглядывает в книгу, он отдается на волю своей фантазии.
- Во время чтения поясняйте значения незнакомых слов и отвечайте на вопросы юного читателя, облегчая ему понимание текста.
- Беседуйте о прочитанном, старайтесь сделать так, чтобы книга стала предметом обсуждения, общей темой для разговора. Внимательно, с интересом слушайте рассуждения и впечатления ребенка после прочтения книги.
- Предложите ребенку нарисовать понравившихся персонажей или картинку к самому интересному отрывку из книги. Можно выучить любимый отрывок и разыграть его по ролям.
- Если ваш ребенок делает лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову как победе. Ошибки при чтении исправляйте деликатно.
- Берите для первого чтения только подходящие книги: с крупным шрифтом, с яркими картинками и интересным сюжетом.
- Объясните ребенку, что с книгой нужно обращаться бережно. Выберите место (полку) для хранения детских книг. Пусть у ребенка будет своя небольшая библиотека. В дальнейшем он сможет обмениваться книгами с друзьями.
Список книг по лексическим темам
Чтобы родителям легче было ориентироваться в мире литературных произведений для детей, я предлагаю список книг для детей старшего дошкольного возраста по различным лексическим темам.
«Осень»
- Стихотворения Ф. Тютчева, А. Толстого, А. Пушкина о6 осени;
- В. Сухомлинский «Как начинается осень», «Осенний наряд»;
- В. Сладков «Осень на пороге»;
- К. Твардовский «Лес осенью».
«Хлеб»
- И. Соколов-Микитов «На полях»;
- В. Сухомлинский «Как из зернышка вырос колосок», «Хлеб — это труд»;
- украинская народная сказка «Колосок»,
- А. Ивич «Как собирают урожай»;
- С. Погореловский «Слава хлебу на столе!»
«Овощи. Фрукты»
- Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники»;
- русская народная сказка «Мужик и медведь»;
- В. Сухомлинский «Пахнет яблоками»;
- Б. Житков «Баштан», «Сад»;
- Р. Баумволь «Апельсин и яблоко».
«Деревья»
- Л. Толстой «Дуб и орешник», «Старик и яблони»;
- В. Сухомлинский «Кого ждала рябина»;
- И. Токмакова «Разговор старой ивы с дождем»;
- Н. Забила «Яблонька»;
- Л. Воронкова «Берегите посадки».
«Насекомые»
- В. Бианки «Приключение муравьишки»;
- Л. Квитко «Жучок»;
- И. Крылов «Стрекоза и муравей»;
- В. Сухомлинский «Солнышко и божья коровка» «Пчелиная музыка», «Как муравей перелез через ручеек»,
- В. Строков «Насекомые осенью».
«Рыбы»
- А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»;
- Н. Носов «Карасик»;
- Е. Пермяк «Первая рыбка»;
- русская народная сказка «По щучьему веленью».
«Дикие птицы»
- Д. Мамин—Сибиряк «Серая шейка»;
- Б. Заходер «Птичья школа»;
- С. Аксаков «Грачи прилетели»;
- В. Бианки «Прощальная песенка»;
- В. Сухомлинский, «Птичья кладовая», «Любопытный дятел»;
- И. Соколов-Микитов «Гнёздышко»;
- В. Бианки «Кто чем поёт?»;
- П. Дудочкин «Почему хорошо на свете».
«Домашние птицы»
- В. Житков «Храбрый утёнок»;
- В. Осеева «Добрая хозяюшка»;
- Я. Грабовский «Гусыня Малгося»;
- В. Росин «Кто лучше?»;
- Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»;
- С. Маршак «Курочка Ряба и десять утят»;
- К. Ушинский «Чужое яичко».
- «Дикие животные»
- Русские народные сказки «Маша и Медведь», «Три медведя»;
- М. Пришвин «Ёж»;
- Н. Сладков «Медведь и солнце»;
- В. Бианки «Купание медвежат», «Ёж-спаситель»;
- Л. Толстой «Как волки учат своих детей»;
- К. Ушинский «Лиса Патрикеевна»;
- Е.Чарушин «Мартышки», «Слон».
«Домашние животные»
- Л. Толстой «Котёнок»;
- Г. Гарин-Михайловский «Тёма и жучка»;
- Б. Емельянов «Кот Агапыч»;
- В. Лифшиц «Друг»;
- М. Соловьёва «Малинка»;
- А. Перфильева «Лучик»;
- Н. Раковская «Про Фомку»;
- В. Осеева «Кто хозяин?»;
- М. Пришвин «Глоток молока»;
- Ю. Коринец «Кто живёт у нас в сарае».
«Одежда. Обувь»
- Русская народная сказка «Два Мороза»;
- Г.Х. Андерсен «Новый наряд короля»;
- Ш. Перро «Кот в сапогах»;
- Н. Носов «Заплатка»;
- В. Орлов «Федя одевается»;
- Л. Воронкова «Маша-растеряша»;
- Братья Гримм «Золушка»;
- С. Михалков «Про мимозу»;
- братья Гримм «Стоптанные башмаки».
«Зима»
- Русские народные сказки «Мороз Иванович», «Зимовье зверей»;
- И. Никитин «Встреча зимы», « Кудесница зима»;
- Е. Трутнева «Первый снег»;
- Г. Скребицкий «Зима»;
- И. Соколов-Микитов «Зима в лесу»;
- К. Ушинский «Проказы старухи Зимы»,
- Г.Х.Андерсен «Снежная королева».
«Посуда. Продукты»
- Русские народные сказки «Каша из топора», «Лиса и журавль»;
- К. Чуковский «Федорино горе», «Муха—цокотуха»;
- братья Гримм «Горшок каши»;
- Н. Носов «Леденец»;
- Л. Точкова «Чашка»;
- А. Барто «Всё на всех»;
- В. Драгунский «Денискины рассказы: Что любит Мишка»;
- Е. Пермяк «Как Маша стала большой».
«Семья»
- Л. Квитко «Бабушкины руки»;
- В. Осеев «Просто старушка»,
- П.Воронько «Мальчик помогай»;
- М. Родина «Мамины руки»;
- А. Седугин «Огоньки на том берегу»;
- Р.Гамзатов «Мой дедушка»;
- С. Михалков «Наши дела»;
- С. Баруздин «Как Алёше учиться надоело»;
- А.Линдгрен «Приключения Эмиля из Леннеберги»;
- Е.Благинина «Посидим в тишине»;
- С. Погореловский «Попробуй волшебником стать».
«Профессии»
- С. Михалков «А что у вас?» ;
- В. Маяковский «Кем быть?»;
- Е. Пермяк «Для чего руки нужны»;
- Д. Родари «Чем пахнут ремесла»;
- С. Маршак «Почтальон»;
- В. Суслов «Кто сильнее?»;
- С. Баруздин «Мамина работа»;
- А. Шибаев «Лучше дела не найти»;
- В. Заходер «Слесарь».
«День защитника Отечества»
- Р.Бойко «Наша Армия родная»;
- И. Шамов «На дальнем рубеже»;
- А.Жаров «Пограничник»;
- С. Баруздин «Точно в цель!»;
- Е. Благинина «Шинель»;
- А.Гайдар «Поход»;
- В. Хомченко «Солдатский колодец»;
«Весна»
- Г. Скребицкий «Весна в лесу», «Сказка о весне»;
- Г. Ладонщиков «Медведь проснулся»;
- С. Аксаков «Грачи прилетели»;
- К. Ушинский «Весна идёт»;
- В. Бианки «Три весны»;
- С. Плещеев «Ласточка»;
- Н. Сладков «Ивовый пир».
«Транспорт»
- И. Калинина «Как ребята переходили улицу»;
- М. Коршунов «Едет, спешит мальчик»;
- Э. Мошковская «Нерешительный трамвай»;
- Э. Успенский «Троллейбус»;
- М.Пришвин «Заработал трактор»,
- С. Михалков «Как моют город»;
- В. Житков «Светофор».
«Моя страна. Праздник весны и труда»
- М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны»;
- З. Александрова «Родина»;
- Б. Житков «В Москве на улицах»;
- Н. Забила «Сердце нашей Родины»;
- К. Ушинский «Наше Отечество»;
- И. Суриков «Вот моя деревня».
«Лето»
- И. Суриков «Летом»;
- Л. Толстой «Гроза в лесу»;
- В. Сутеев «Под грибом»;
- М. Ивенсен «Вот и лето подоспело»;
- И. Соколов-Митов «Дождик в лесу»;
- А. Барто «Жарко»;
- К. Ушинский «Четыре желания».
Юсупова Э.Г.,
учитель-логопед