Нарушения темпо-ритмической организации речи – новые подходы в преодолении

Как остановить заиканиеКраткая аннотация: В данной статье предлагается к использованию в своей практической деятельности учителей – дефектологов, логопедов стройная, опробованная, простая и подтвердившая свою эффективность последовательная система методов и приёмов коррекционной помощи детям дошкольного возраста с нарушениями темп-ритмической организации речи различного генеза. Данные методы и приёмы наглядно демонстрируют эффективность коррекции основного дефекта и сопутствующих отклонений в развитии детей при минимальных затратах времени, наибольшем учёте интересов и направленности личности каждого ребёнка при условии установления эмоционально значимого контакта со всеми участниками коррекционного процесса.

Рассматриваемые в статье вопросы будут интересны с моей точки зрения как педагогам коррекционных учреждений работающих с означенным контингентом детей так и родителям детей имеющих данные отклонения в развитии, а так же и всем у кого имеется данное отклонение в речи, так как описываемая работа весьма доступна и при высокой заинтересованности позволяет даже не специалистам ею пользоваться. А язык, которым она изложена, максимально доступен широкому кругу лиц, как имеющему специальное образование, так и просто грамотному небезразличному обывателю. А при правильной организации специального коррекционного пространства использование этой системы методов и приёмов в разы увеличит эффективность и сократит сроки коррекции.

Как и любая речевая патология, нарушения темпо-ритма речи в современном бурно и неуклонно развивающемся мире имеют тенденцию к нарастанию и проявлению в различных сочетаниях с другими речевыми и физиологическими несовершенствами. И так как всё гениальное просто и в тоже время совершенно, всю коррекционную работу по преодолению этой достаточно широкой группы речевых нарушений можно смело и вполне научно обоснованно свести к небольшому набору универсальных и максимально эффективных методов и приёмов исправления. В результате достаточно долгого времени работы с детьми различного возраста имеющими те или иные нарушения в темпо – ритмической организации речи было подмечено одно важное обстоятельство: чем выше был порог осознанного желания преодолеть своё несовершенство, тем быстрее и успешнее шла коррекция, и тем устойчивее были достигнутые результаты.

Итак, обо всём по порядку.

В норме у представителей различных культур темп речи может варьироваться от 1 – 2 до 15 – 20 звуков в секунду, при том что речь остаётся внятной, ясной и понятной. Патологическое нарушение темпа, ритма и плавности речи характеризуется чрезмерностью её замедления или ускорения, общей неряшливостью в смешении фонем, неразборчивостью, повторами, перестановками, спазмами, семантическими и стилистическими неточностями вплоть до грубых ошибок.

Не вдаваясь глубоко в формулировки диагнозов и классификаций данных патологических явлений в речи будь то незначительные запинки в речи или заикание, а также патологически ускоренная (при тахилалии) или замедленная ( при брадилалии) речь, есть ряд моментов, которые требуют пристального внимания со стороны речевого окружения, т.е. тех с кем контактирует тот у кого нарушена речь.

В логопедии и этике есть такое понятие как правила речи. Эти правила могут быть сведены по сути своей к нескольким фундаментальным незыблемым и упрощённым до той степени, чтобы их мог произнести любой находящийся на коррекции в удобной для него форме. Начинают как правило с трёх основных правил:

  1. говорю на выдохе;
  2. говорю спокойно;
  3. думаю, потом говорю.

ВАЖНО! – эти правила начинают соблюдать все, кто окружает корректируемого безо всяких поблажек, в этот момент и выявляется, кто может негативно влиять на процесс коррекции. Бывают, конечно, различные жизненные ситуации, если противостояние значительное, а мир в семье важнее всего, то тогда стоит минимизировать общение корректируемого с негативно настроенными членами семьи, детского и пр. коллективов, дабы не раздражать их, так как дальше будет больше требований к так называемой речевой среде, т.е. к тем, кто будет непосредственно закреплять все вновь полученные в процессе коррекции навыки.

Почему так много значения придаётся этой пресловутой речевой среде? Да потому что «договариваться надо на берегу», потом будет обидно и не понятно почему не получается быстро, «как, к примеру, у Васи», или всё шло хорошо, но тут приехал или пришёл кто-то и всё стало также или ещё хуже.

К чему хочется подвести – специалисты, надеюсь, меня уже поняли: что касается темпа, ритма и плавности речи, то здесь важна дисциплинированность, сплочённость и понимание важности личного примера и требовательность прежде всего к себе и своей речи. И вот тогда чудо не заставит себя долго ждать.

Поделюсь с вами «своими замечательными открытиями». Если все эти отклонения от нормы не обусловлены «органикой», то кого-то тут явно копируют, обычно тот больше всех и протестует: «но меня же понимают». И тут конечно очень важно параллельно убирать все сопутствующие нарушения исходя из более доступных на данный момент.

Следующий важный стимул: заразить уверенностью в положительном исходе коррекции «у Васи же получилось», потому что Вася то-то … и то-то делал, а давай попробуем, смотри как он красиво стал говорить (это и есть стимул нематериального характера, хотя на первых порах и чем младше ребёнок, важны и стимулы материального характера – ты научишься это говорить и сможешь сам попросить продавца показать тебе… то о чём мечтает ребёнок).

Поэтому мы всегда на первых порой «молчаливых» или «жестовых» занятиях как правило рисуем/ лепим/ вырезаем и наклеиваем мечту. Говорим о мечте шёпотом, чтобы не спугнуть её.

А ещё предлагаем попробовать всем овладеть чудесной «терапевтической» речью, которая звучит с особой искренностью, спокойствием и любовью ко всему человечеству, такая речь расплавит даже самый толстый лёд в душе самых сопротивляющихся. Такая речь действительно лечит, окрыляет и вдохновляет, дарит уверенность и прогоняет прочь все страхи.

О страхах, конечно, нужно говорить отдельно, прорабатывать каждый из них, если они имеются, со специалистом, но чтобы узнать о них, нужна высокая степень доверия. Иногда это испуг, или боязнь что-то не успеть, или что тебя не дослушают и т.д. и т.п. Бывает очень часто, что внезапно появившийся недуг, как к примеру заикание, вызывает у ребёнка речевой негативизм, который может носить довольно стойкий и тяжёлый характер, здесь без обращения к специалистам (неврологу, психотерапевту, психологу, дефектологу – логопеду) вряд ли обойдётся. Но всё же главное самому не поддаться панике, контролировать свои эмоции, чтобы быть опорой ребёнку, а не тем, кого самого надо приводить в чувства.

Массаж, о нём так много все знают, и так мало понимают, а некоторые даже боятся его. Пора здесь расставить все точки над «и». Конечно, существует понятие специального логопедического массажа при той или иной речевой патологии. Его желательно проводить самому близкому человеку, которому безоговорочно доверяет ребёнок, а овладеть этими несложными навыками в настоящее время стало в значительной степени доступно. Польза его однозначна и неоспорима, как то что массаж любят все и он нужен всем.

Мелкая моторика таких детей тоже весьма своеобразна: линии не чёткие, наблюдаются «скачки», разрывы, множественные линии. Здесь важен приём передачи уверенности ребёнку «рука в руке», формирование правильного двигательного стереотипа.

В общей и речевой моторике также наблюдаются специфические проявления нарушения темпа и ритма, вот почему для этих детей очень важны все музыкальные, стихотворные, гимнастические, артикуляторные стройные формы с осознанием для чего то или иное действие производится, но основная цель всё же – спонтанная правильная речь, которая тем проще получается , чем более комплексно решаются эти важные вопросы. Семья и благополучная в ней обстановка при этом стоят на первом месте.

И в завершение: коррекция нарушений темпо-ритма иными словами звучит как упорядочивание , т.е. приведение в порядок: если неравномерно растянутая во времени, значит чётко определять необходимые паузы и постепенно предлагая всё более нарастающий темп предлагать повторять слова, фразы отражённо, затем самостоятельно не менее 2 раз, чтобы дать возможность прислушаться к своему новому звучанию и запомнить этот образ правильной речи.

То же самое с ускоренной речью, только наоборот, даём образцы правильной слегка замедленной, чёткой, внятной, со всеми флексиями (началом, основой и окончанием) в каждом слове, если надо то и по слогам, постепенно сливая в слова, затем в норме.

Очень важно с самого начала обучить ребёнка приёмам рефлекторной регуляции:

  1. дыхание должно быть не слишком глубоким, спокойным и плавным; если произошёл рецидив, реагировать спокойно, восстановив дыхание соблюдать правила речи, которые по мере возрастания речевых возможностей, подобно аффирмациям, расширяются и углубляются:
  2. говорить надо на выдохе / я говорю на выдохе / у меня получается красиво говорить на выдохе и т.д.

Также очень помогает такой действенный приём как «голова баса» с использованием наклона головы немного вниз и вперёд, с мягкой придыхательной подачей голоса.

Ну и под конец о психологической устойчивости речи в критических эмоционально значимых и трудно контролируемых ситуациях как успеха так и неудачи. Важными оказываются тренинги на проявление доверия, моделируемые ситуации, диалоги в театрализации, интервьюирование, сочинение сказок с хорошим концом, рассказы о сбывшихся мечтах и ещё очень много всего.

Неизменной веры в себя и успехов во всех начинаниях!

Миронова Наталья Николаевна Миронова Н.Н.,
учитель-дефектолог, логопед
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Заикание Метки: ,

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.