Нарушения голоса — причины и профилактика

Голос

Аннотация: Данная публикация является консультацией для педагогов. Нарушения голоса – группа голосовых расстройств, характеризующихся частичным или полным отсутствием фонации. Нарушения голоса чаще встречаются у лиц голосоречевых профессий (преподавателей, лекторов, актеров, певцов и др.), испытывающих большую речевую нагрузку, у подростков в пубертатном периоде, детей и взрослых с различной речевой патологией. Так, нарушениями голоса страдают около 60% педагогов, 6-24% подростков в период мутации и 41% детей с речевыми проблемами. В свою очередь, нарушения голоса препятствуют полноценному развитию речи и коммуникации, ухудшают нервно-психическое состояние, накладывают ограничения на выбор профессии.В связи с этим необходимо проводить разъяснительную работу среди педагогов по данной теме.Одной из форм такой работы и является консультативная деятельность специалистов.

Нарушения голоса. Причины и профилактика.

Одной из главных причин нарушения голоса является его пере­напряжение. Неправильное использование гортанного механиз­ма может вызвать повреждение самих голосовых складок и на­рушить координированную работу мышц гортани.

Перенапряжение голоса может вызвать гипер- или гипофункциональные нарушения. Мно­гие нарушения голоса начинаются с чрезмерного напряжения мышц голосового аппарата. Это явление называются гиперфункцией.

При длительной гиперфункции мышцы истощаются и теряют необходимый тонус, ослабевает их аддук­ция . Это состояние названо гипофункцией.

Неправильное использование голоса, называемое перенапря­жением, может быть причиной органических нарушений.

Суще­ствуют следующие формы перенапряжения голоса: крик, визг, напряженная вокализация, чрезмерная разговорчивость, ревер­сивная фонация (вокализация на вдохе), взрывная вокализа­ция, твердая голосовая атака, частое откашливание и разговор в очень шумной обстановке.

Вредное воздействие на голос мо­гут оказать курение, употребление алкоголя, работа в пыльном помещении.

К перенапряжению голоса относят также неправильное ис­пользование высоты тона и громкости. Громкая речь часто со­путствует чрезмерной разговорчивости и твердой голосовой атаке. Громкоговорящие семьи и семьи с большим числом де­тей склонны к неправильным голосовым привычкам.

Крик, визг, вопль, громкие восклицания

При крике, визге, вопле, громких восклицаниях происходит чрезмерное напряжение гортани, что может привести к раздра­жению голосовых складок. Дети любого возраста нередко пере­напрягают голос, особенно во время игр и занятий спортом.

Мальчики в период мутации голоса часто кричат во время занятия спортом . Привычка кричать и визжать во время игры вызывает хроническую охриплость , нарушает необходимую для фонации координацию мышц , приводит к образованию узелков голосовых скла­док . Резкий крик может вызывать прилив крови, гематому, повреждение мышц или суставов гортани .

У мальчиков и юношей чаще возникает дисфония, чем у девочек и девушек-подростков. Это подтверждает общее мнение, что мальчики более склонны к крику и радост­ным восклицаниям, чем девочки, скорее всего это связано с при­родой их игр и спортивных занятий .

Дети, у которых энергия бьет через край, терзают свои голосовые складки криком и виз­гом до тех пор, пока не появятся узелки крикунов».

В период полового созревания возникает нестабильность мышц голосового аппарата, и поэтому в это время следует избегать перенапря­жения голоса. Однако именно в этот период дети очень часто напрягают голос.

Чрезмерная разговорчивость

У ребенка, который много и громко говорит на высоких то­нах, часто возникают патологические изменения гортани. При правильном использова­нии голоса не происходит повреждения голосовых складок, какой бы энергичной ни была вокализация. Если ребенок долго и энергично говорит, то при этом проис­ходит перенапряжение голоса, которое иногда приводит к обра­зованию узелков . Более того, если у ребенка голос имеет нормальную громкость и высоту, но он говорит с утра до вечера, то это также является перенапряжением го­лоса .

Кашель и откашливание

У многих детей с дисфункцией гортани отмечены частый кашель и откашливание. Во время кашля скорость воздуха в трахее достигает скорости звука (около 320 м/сек), на уровне гортани она снижается до скорости урагана (около 45 м/сек), на уровне губ — примерно 7 м/сек) .

У большинства детей школьного возраста с нарушениями голоса отмечается в анамнезе рецидивирующий кашель.

Нарушение голоса может быть вызвано также чрезмерным сме­хом и криком.. Во время кашля происхо­дят очень сильные периодические ундуляции(скопление жидкости в полостях) этих нежных структур, оказывающие на них вредное влияние.

У людей, которые во время раз­говора делают перерыв, чтобы откашляться, недостаточно сма­зывается весь голосовой механизм. Это происходит из-за недо­статочной продукции слизи, особенно железами, расположен­ными в желудочках гортани. Причиной неадекватного смазы­вания могут быть эмоциональные факторы, включающие боязнь сцены; заболевания носа и придаточных пазух; злоупотребление алкоголем и курением; употребление ле­карств, которые подавляют секрецию слизи и слюны; недоста­точная влажность воздуха.

Неправильные громкость и высота голоса

Обычно громкость и высота голоса у детей находятся в пре­делах допустимых норм, однако некоторые из них ежедневно травмируют голос, периодически разговаривая слишком громко и на слишком высоких тонах. Привычка говорить (или петь) слишком громко вредна для механизма голосообразования.

Привычка говорить чрез­мерно высоким голосом может быть важным этиологическим фактором гиперфункциональной дисфонии. Это особенно спра­ведливо в отношении тех лиц, которым приходится говорить в шумной обстановке и которые вынуждены повышать гром­кость голоса и его высоту. Повышение громкости голоса в ответ на окружающий шум вредно влияет на голосовой аппарат.

Люди, род занятий которых связан с ис­пользованием голоса, хорошо чувствуют свой голосовой статус и контролируют громкость, учитывая отрицательное влияние шума. Непрофессионалы в шумной обстановке, напротив, почти автоматически повышают громкость и зачастую не замечают перенапряжения голоса.

Психические факторы

Причиной многих функциональных нарушений голоса, осо­бенно изменений гибкости, качества, высоты тона и громкости, являются психические нарушения или плохая приспособляемость к окружающей среде. Причинами функциональных нарушений могут быть также следующие пси­хические факторы: особенности личности, дефекты характера, эмоциональная нестабильность, плохие взаимоотношения между родителями и ребенком. Эти факторы часто взаимосвязаны и взаимозависимы, и не всегда удается отделить один от другого.

Психические факторы могут вызвать самые различные нару­шения голоса, например, охриплость, резкость, придыхание, гиперназальность, изменение громкости, афонию. Так, чрезмерная агрессивность проявляется привычкой говорить очень громко . Охриплость может быть тесно свя­зана с отрицательными эмоциями и психической травмой. У неуправляемого и слишком активного ребенка может быть грубый, хриплый голос.

Подражание

Ученые считают, что формирующийся у ребенка голос зависит от того, как он подражает окружающим его взрослым и с кого берет пример в процессе овладения речью, качество голо­са во многом зависит от степени удовольствия, которое ребенок получал от голосовой игры в раннем возрасте. Для нормального развития ребенка необходимо как можно больше говорить с ним еще в довербальный период и во время голосовой игры.

Нарушение голоса у ребенка может возникнуть в результате подражания окружающим его людям с нарушениями голоса .Одной из причин возникновения нару­шений голоса у детей является подражание плохим примерам. Ребенок учится не только языку, но и ма­нере речи. Так, мать, называя какой-то новый предмет или явле­ние, показывает ребенку и манеру произнесения этого слова. У крикливой матери и ребенок говорит на повышенных тонах. По мере роста он знакомится о новыми детьми и взрослыми, не которых из них он может выбрать в качестве примера для под­ражания. Обычно это происходит неосознанно, но в некоторых случаях он вполне сознательно подражает другому ребенку или взрослому, желая быть похожим на него. Такое подражание мо­жет начаться в раннем детстве и продолжаться в период поло­вого созревания и позднее.

Детям и подросткам с дисфункцией гортани (как при наличии органической патологии, так и без нее) показаны специальные лечебные голосовые процедуры.

Логопеда особенно интересует лечение узелков голосовых складок, других органических изме­нений мышечной патологии, которые возникают в результате неадекватного использования голоса и его перенапряжения.

Цели терапии состоят в том, чтобы:

  1. устранить или уменьшить перенапряжение голоса;
  2. сбалансировать мышеч­ный тонус;
  3. обеспечить соответствующую громкость;
  4. обес­печить желаемую высоту тона;
  5. контролировать темп речи;
  6. достичь образования чистого голоса.
Калинина Алла Васильевна Калинина А.В.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.