Использование биоэнергопластики в работе с детьми с речевыми нарушениями

Развитие мелкой моторикиАннотация: В статье изложен опыт работы по использованию элементов здоровьесберегающей технологии — биоэнергопластики.

Биоэнергопластика  синхронизирует работу речевой и мелкой моторики,способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов,стимулирует интеллектуальную деятельность, что сокращает время занятий, усиливает их результативность. Статья предназначена для логопедов, воспитателей, родителей. 

Всем известно, что самый благоприятный период для развития речи – это дошкольный, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.

На всех этапах жизни ребенка движения пальцев рук играют важнейшую роль. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.

Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий и т. д.

Поэтому логопеду и другим педагогам, работающим с такими детьми приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи поможет использование здоровьесберегающих технологий.

В своей работе я широко использую биоэнергопластику.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук.

Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.

Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.

Принцип биоэнергопластики — сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата.

Совместные движения рук и языка позволяют более чётко и точно выполнять артикуляционные упражнения.

Необходимо соблюдать одно важное условие – само артикуляционное упражнение должно быть заранее отработано изолированно перед зеркалом, а затем введено в артикуляционный комплекс. Сначала присоединяется к упражнению ведущая рука, затем постепенно вторая.

Для повышения интереса у ребенка используются «Волшебные перчатки», стихи. В дальнейшем, дети уже без устной инструкции, только по показу руками могут воспроизвести известные им упражнения. Причём варианты показа упражнений могут быть различны.

  1. Качели. Движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх-вниз, одновременно язык поднимается вверх-вниз.
  2. Часики. Сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счёт влево-вправо, при этом язычок движется влево-вправо.
  3. Дудочка. Ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему. Губы дудочкой.
  4. Чашечка. Согнутая ладонь поднята, язык поднимается наверх в форме чашечки.
  5. Улыбка. Пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счёт один-пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5-6 сек., на счёт два – ладонь сворачивается в кулак.
  6. Окошко. Ладони прислонить ребрами друг к другу (тыльной стороной от себя) — «окно» закрыто, рот закрыт. Окно открывается — рот широко открывается.

Для автоматизации звуков используются такие известные приёмы, как пальцеходы, лабиринты, шнуровки, су-джок, природный материал, счётные палочки и др.

Проговаривая устное задание логопеда, ребёнок может проводить пальчиком по лабиринту, перебирать узелки на шнурке, катать по ладошке мячики су-ждок, одевать на каждый пальчик массажное колечко, выкладывать рисунок из счётных палочек раскладывать каштаны, камешки и пр., проговаривая слоги, слова с отрабатываемым звуком.

Использование биоэнергопластики существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков у детей с нарушенными кинестетическими ощущениями, потому что работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др.

На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы. Вот почему следует помнить, что для обучения ребенка необходимо движение!

Якомаскина А.В.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 4,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Многофункциональное логопедическое пособие «Волшебное дерево» Многофункциональное логопедическое пособие «Волшебное дерево»
Логопедический самомассаж — основные приемы и техника проведения Логопедический самомассаж — основные приемы и техника проведения
Использование информационно-коммуникационных технологий как средства оптимизации логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях логопункта дошкольного образовательного учреждения Использование информационно-коммуникационных технологий как средства оптимизации логопедической работы с детьми дошкольного возраста в условиях логопункта дошкольного образовательного учреждения
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых, как средство развития речи Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых, как средство развития речи

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.