Развитие лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня

Логопедическое заключение: ОНР 3 уровня, стертая форма дизартрииРазвитие речи – это условие успешной деятельности школьника внутри любой образовательной области. Речевое развитие помогает актуализировать имеющийся личностный потенциал, сформировать у детей систему ценностей и потребностей. Уровень развития навыков и средств общения определяет дальнейшую коммуникативную деятельность человека.

Опыт работы в школе показывает, что в последние годы увеличился количественный состав обучающихся с различными отклонениями в речевом развитии.

Дети младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня (ОНР) имеют бедный словарный запас.

При поступлении в школу выясняется, что они не понимают значения слов, не умеют правильно употребить слово, ограничены представления и знания об окружающем мире.

Очевидна необходимость применения специальных приемов и методов, а также поиска эффективных техник в коррекции и формировании лексической стороны речи у младших школьников с ОНР.

В развитии лексики у младших школьников с ОНР особое место отводится игре. В жизни учеников она занимает сильные позиции развивающей и развивающейся деятельности и является универсальным средством, обеспечивающим широкий комплекс коррекционно-педагогических влияний на процессы развития, обучения, воспитания детей. В процессе учебной игры формируется познавательная активность, развиваются творческие способности, развиваются умения самостоятельно добывать знания.

Целесообразный подбор дидактических игр позволяет выработать у учащихся умение применять слова по назначению, способствует расширению словарного запаса через обогащение речи синонимами, антонимами, развивается память и мышление.

Предложенные игры по развитию лексического запаса слов можно использовать как фрагменты занятий по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи.

Банк игр по развитию лексики младших школьников

«Разные слова»

Эта игра, во всем ее многообразии и вариативности, позволяет ребенку увидеть «похожесть» друг на друга самых разнообразных предметов, объектов, явлений, способствует развитию наблюдательности и умения познавать многогранную сущность окружающей действительности.

Вариант № 1 «Назовите разные слова»

Цель: Развитие слухового внимания, памяти, Расширение словарного запаса.

Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям – словесный и не менее — 2-3 образцов.

Содержание игры заключается в следующем:

Логопед показывает предмет, картинку или называет слово, а ученики по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков.

Например,

  • собака – большая, лохматая, добрая, старая, веселая.
  • Белочка – пушистая, рыжая, весёлая, ловкая, маленькая;
  • Берёзка – кудрявая, русская, молодая, белоствольная…

Вариант № 2

Эта игра похожа на предыдущую, отличие состоит в том, что к исходному слову – прилагательному подбирают существительное. Например, «Зеленый» — помидор, ель, трава, дом и т. д.

Вариант № 3 «Цепочка слов»

Цель: Развитие слухового внимания, мыслительные процессы, расширение словарного запаса.

Суть игры заключается в подборе слов – существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой – либо объект сходными качествами, признаками (холодный – ветер, мороженное, вода; мокрый – одежда, волосы, асфальт и т.п.). То есть дети составляют своеобразный «поезд» из слов, где слова – вагончики соединены между собой. Например, исходное слово – «кошка»

Кошка бывает какая?
Пушистая, ласковая, разноцветная…

Что еще бывает разноцветным?
Радуга, платье, телевизор…

Каким еще может быть платье?
Шелковым, новым, прямым…

Что еще может быть прямым?
Линия, дорога, взгляд…

Вариант № 4 «Кто что делает?»

Цель: обогащение лексического запаса словами – действиями.

Для игры с учениками необходим набор предметных картинок (картина, молоток, зонт, часы, кошка, собака, клубок ниток, газета и т.д.) Детям показывают картинки по одной и задают вопросы:

  • Что это?
  • Для чего нужно?
  • Что с эти можно делать?

Можно поступить и следующим образом: задать вопросы, отражающие конкретное использование предмета, а дети указывают на ту или иную картину. Например:

  • что можно повесить на стену?
  • Кто дом сторожит?
  • Что можно читать?
  • Кто ловит мышей?
  • Чем можно гвозди забивать?

Игра может проводиться без наглядной основы. Ведущий называет предмет, явление, объект, а игроки по очереди называют действия, выполняемое этим объектом, и слово существительное для следующего игрока. Например, ведущий говорит «машина». Ребенок отвечает – едет «Художник». следующий игрок – рисует «Рука» и т.д. В дальнейшем к одному слову-существительному придумывают несколько глаголов. Например, «Ветер» — воет, поднимает, листья срывает, тучи разгоняет и т.д.

«Кем (чем) был? Кем (чем) будет?

Цель: развитие воображения, мышления, речи.

Вариант № 1

Детям предъявляются картинки, к которым они должны найти пару, отражающую либо прошлое, либо будущее объекта, предмета, явления. Например, семечко – подсолнух, котенок – кошка, мальчик – мужчина.

Вариант № 2 «Кто кем будет?»

Дети садятся в круг. Ведущий, обращаясь по очереди к каждому ребенку, задает вопрос:

Кем (чем) будет?

….яйцо, цыпленок, желудь, икринка, гусеница, мука, девочка, щенок, птенец, козленок, ягненок и т.д.?

При обсуждении ответов детей важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например, у яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница. Выигрывает тот, кто назовет больше всего вариантов.

Кто кем становится?

Жил был маленький щенок,
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок –
Взрослая …(собака)

Жеребенок с каждым днем
Подрастал и стал … (конем)

Бык, могучий великан,
В детстве был… (теленком)

Толстый увалень баран –
Тоненьким …(ягненком)

Этот важный кот Пушок
Маленьким … (котенком),

А отважный петушок –
Кро-о-охотным … (цыпленком)

А из маленьких утят
Вырастают …(утки)

Специально для ребят,
Тех, кто любит шутки.
А.Шибаев

Мой котёнок так любил
С фантиком играть,
За пушинкою гонятся
И в засаде ждать!

Только вырос – почему-то
Стал совсем не тот.
Стал совсем не тот.
Спит, на солнышке пригревшись,
Мой любимый … (кот).

Жёлтенький, как, солнышко,
Прыгал во дворе,
Зёрнышки поклёвывал
И играл в траве. (цыплёнок)

А теперь на зорьке
Песней громкой вслух
Разбудил всех сразу
Молодой … (петух).

Жеребёнок на полянке
С бабочкой играл.
Он по травке бегал -
Ветер догонял.

Через год подрос он,
Много силы в нём.
Стал он настоящим
Скаковым … (конём).

Вариант № 3 «Кем (чем) был?»

Ведущий по очереди обращается к каждому ребенку, задает вопрос: «Кем (чем) был раньше?» — цыпленок (яйцом), лошадь (жеребенком), корова (теленком), дуб (желудем), рыба (икринка), яблоня (семечком), лягушка (головастиком) и т.д.

«Всё наоборот»

Эта игра, во всем многообразии ее вариантов, является универсальным способом активизации мыслительной и речевой деятельности ребят любого возраста.

Вариант № 1 «Антонимы»

Детям называют любое слово, а они говорят совершенно противоположное (мокрый – сухой, умный – глупый, жадный – щедрый, вязать – распускать, ходить — стоять). Привлечь детей к игре можно с помощью стихов.

Нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот»

Скажу я слово ВЫСОКО
А ты, ответишь…
(Низко)

Скажу я слово ДАЛЕКО
А ты ответишь
…(близко)

Скажу я слово ПОТОЛОК
А ты ответишь
… (пол)

Скажу я слово ПОТЕРЯЛ
И скажешь ты
… (нашел).

Скажу тебе я слово ТРУС
Ответишь ты
…(храбрец)

Теперь НАЧАЛО я скажу,
Ну отвечай …(конец)
Д.Чиарди

Замечательным материалом для организации игры в «Антонимы» служат загадки, пословицы, поговорки.

Я антоним к слову «зной»
Я в реке, в тени густой
И в бутылках лимонада,
А зовут меня?
(Прохлада)

Я антоним к слову «лето»
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама!
Потому что я –
(Зима)

Ученье – свет, а не ученье … (тьма)
Знай больше, а говори … (меньше)
Корень ученья горек, а плод …(сладок)
Лучшая вещь новая, а лучший друг … (старый)
Над другим посмеялся, — над собой и …(поплачешь).

Вариант № 2 «Наоборот»

Цель: активизация мыслительной деятельности, расширение словарного запаса, развитие речи.

Игровая задача состоит в составлении большего количества противоположных пар из левой и правой колонок.

КОНЧИТЬ, НАЧАТЬ,
Закончить, приступить,
Окончить, завершить приняться, взяться

Например: кончить – начать, начать – окончить, приступить – завершить, начать – закончить и т.д.

ИГРЫ – СОРЕВНОВАНИЯ

«Кто быстрее, кто правильнее»

Любое контрольное задание можно проводить как соревнование учащихся.

Игра в командах.

Каждой команде составить ряд синонимов. Например:

ХОРОШИЙ ПЛОХОЙ

Неплохой нехороший
Недурной дурной
Славный скверный
Отличный и т.д. отвратительный и т. д.

Назовите как можно больше пар антонимов.

«Синоним и антоним»

Цель: развитие памяти, активизация мыслительной деятельности, расширение словарного запаса.

У каждого участника игры лист бумаги, разделённый на три части.

Логопед, диктует заданные слова, не более десяти. Задача играющих – подобрать синонимы и антонимы. Первый, кто закончит работу сообщает об этом, остальные прекращают записи. Затем записи сверяются. Если синоним (антоним) повторяется в записях других, то ученик получает одну фишку; если слово ни у кого не повторяется — дополнительную фишку. Побеждает набравший большее число очков.

Заданное слово Синоним Антоним
Хороший замечательный плохой

«Что используют где?»

Цель: развитие лексико-грамматических отношений, обогащение словарной лексикой, развитие речи.

Для игры понадобится лист бумаги с изображением предмета или названием предмета, о котором будет идти речь; жетоны. Например, на листе написано слово нефть.

Учащиеся делятся на две команды. Логопед спрашивает: Что мы получаем из нефти? Члены команды по очереди отвечают и получают жетоны. Если участник не может ответить в течение десяти секунд, другая команда имеет право на внеочередной ответ. Выигрывает команда, набравшая наибольшее число очков.

Вопросы могу варьироваться. Например, одна команда отвечает с помощью конструкции с глаголом использовать, другая – с глаголом применять.

«Задом наперед»

Для игры подбирают несколько пар изображений: гриб маленький – гриб большой, бабушка вяжет носки – носки связаны, мальчик едет на велосипеде — велосипед сломан и т.д. Игровая задача состоит в придумывании двух рассказов, историй к картинкам, расположенными в прямом и обратном порядке (при этом второй рассказ ребенка должен быть действительно обратный первому, а не его повторение или продолжением).

«История, рассказанная с окончания»

Это более сложный вариант игры, и, следовательно, первые рассказы будут характера, с постепенным переходом к самостоятельному повествованию. Для того что бы рассказывание истории в обратной последовательности не вызвало у ребенка слишком больших затруднений, можно использовать вопросы – опору, отражающие повествование прямого рассказа, о которым рассказывание новой истории осуществляется, начиная с последнего.

Например,

(4) Что подарили Варе?
(3) Каким был подарок?
(2) Что с ним сделала Варя, как играла?
(1) Что сказала мама?

Рассказ будет звучать примерно так:

«Убирай свои карандаши, — сказала мама, — пора спать». Варя раскрасила траву, дерево и крышу дома. Стала Варя рисовать новыми карандашами. Карандаши были яркими и красивыми. Варе подарили коробку цветных карандашей.

«Отрицание»

Эта игра стимулирует речевую свободу ребенка, учит его исследовать возможности слов, овладеть ими, осваивать и применять неизвестные ранее склонения, смысла и оттенки слов. В качестве инверсионного приема используется отрицательная частица «нет» и противопоставляющая приставка «анти», указывающие на обратную принадлежность, функциональность исходного объекта. Если их добавить к любому слову, то предмет обыденный, не заслуживающий особого внимания, вдруг превращается в фантастический. Например, нож – ненож. Если рассмотреть основную функцию ножа – резать, разделять, но ненож – это нечто такое, соединяет, то есть выполняет обратную функцию. Как пользоваться таким ножом? Где и как его можно применить?

С помощью отрицательных частиц можно придумать целую страну наоборот, где все будет жить, и действовать совершенно иначе. А можно видоизменить стихи, как это сделано, например, в известном стихотворении про Мишку:

Не Мишка косолапый,
Не по лесу идет.
Не шишки собирает,
В корзину не кладет

Не шишка отскочила,
Не прямо Мишке в лоб,
Не Мишка рассердился
И ногой – не топ!

«Хорошо — плохо»

Дети выявляют положительные и отрицательные свойства, функции какого-либо предмета, явления, ситуации, поступка. Например, карандаш, что в нем нравится и что нет (что хотели бы оставить в нем без изменений и что изменить)?

Нравиться: длинный, можно пользоваться, как линейкой, меркой, деревянный, легкий, легко точится, острый – можно тонкие линии рисовать, точки.

Не нравится: деревянный – легко ломается, теряется, чтобы его изготовить надо много деревьев срубить, острый – можно уколоться, длинный не помещается в пенал, мешает в кармане.

«Лавина»

Эта игра развивает память, речь и может проводиться в разных вариантах.

Вариант № 1

Ведущий сообщает участникам игры тему, на основе которой им предстоит называть существительные, при этом запоминая и воспроизводя все слова, названные предыдущим участником игр. Тот, кто не может назвать слово или пропустит сказанное ранее, выбывает из игры (или пропускает ход). Побеждает тот, кто остался последним.

Например, тема игры «ОДЕЖДА»

Платье
Платье, носки
Платье, носки, шарф
Платье, носки, шарф, колготки…

Вариант № 2

Взрослый начинает игру: «В корзину я положила яблоки». Ребенок продолжает повторяет все сказанное ранее и добавляя свое слово, соответствующее названному первым участником игры: «В корзину я положила яблоки и лимоны». следующий участник повторяет сказанное ранее и добавляет слово от себя и т.д.

Вариант № 3

Добавление слов осуществляется на основе заданной буквы или использования последовательности букв в алфавите. Если на очередную букву сложно подобрать слово – название, то она пропускается. При этом, если игра проводится с младшими школьниками в букварный период, то волне допустимо использование опорной таблицы с изображением букв алфавита.

В первом случае это будет звучать так: «В корзину я положила арбуз,…ананас, абрикос, … апельсин».
Во втором так: «На столе стоит ваза, а в ней – апельсин, банан виноград, груша и т.д.».

«Бесконечное предложение»

Эта игра отличается от предыдущей некоторой сложностью, так как главным правилом ее является не только запоминание и воспроизведение всего сказанного ранее, но и забота о том, чтобы предложение не потеряло смысл и партнеры по игре могли продолжить его как можно дольше. Содержание же игры состоит в следующем: ведущий называет любое слово, а каждый из участников по очереди добавляет к нему свое слово, повторяя целиком предыдущее. При рассмотрении предложения слова могут быть размещены в разных его местах (в начале, конце, середине), но добавлять их необходимо с учетом смыслового содержания.

Например, исходное слово «СОЛНЦЕ»:

Светило солнце
Ярко светило солнце
На небе ярко светило солнце
На небе ярко светило ласковое солнце
На небе ярко светило и играло ласковое солнце
На небе ярко светило и играло лучами ласковое солнце…

«Нетерпеливые слушатели»

Цель: активизация устной речи; развитие умения задавать вопросы.

С помощью считалки выбирается водящий, который садится перед учащимися и начинает рассказ. Задача учащихся – задать как можно больше вопросов к каждой фразе, сказанной водящим. Если он смог довести рассказ до логического конца, он выигрывает. Если водящий, отвечая на вопросы, теряет нить повествования, он проигрывает. И в том и в другом случае выбирают нового водящего.

Например:

- Однажды я сидел дома.
- Когда ты сидел?
- В какое время ты сидел?
- Почему ты сидел дома?
- На чем ты сидел?
- Что ты делал? И т.д.

«Снежный ком»

Участникам по очереди, как в игре при строительстве снежной крепости или создания снеговика собирают общий сюжет рассказа.

Первый участник начинает, второй – повторяет сказанное и – продолжает, а задача третьего: пересказать и продолжить. Важно, чтобы «снежный ком» не рассыпался, рассказ был связным и последовательным.

«Придумай рассказ»

Участникам предлагаются группы слов, которые нужно использовать при создании текста. Многие из них, на первый взгляд, не связаны по смыслу.

Игровая задача: объединить их в небольшой текст, придумав событие или явление, в рассказе о котором дети могут эти слова использовать.

1 группа слов:

МАЛЬЧИК, ДЕРЕВО, КАРАНДАШ, МЕДВЕДЬ, ОЗЕРО

2 группа слов:

ОБЛАКО, БЕРЁЗА, ЗАЙЧОНОК, ВЁРЁВКА, ОХОТНИК

3 группа слов:

РЕКА, СОЛНЦЕ, ЗВЁЗДЫ, УЛЫБКА, КОСТЁР

4 группа слов:

ЛИСТЬЯ, ОСЕНЬ, КЛЮЧ, ПОХОД и др.

«Серпантин одной фразы»

Цель: Развитие умений строить и использовать сложные предложения.

Логопед предлагает фразу. Задача каждого следующего игрока – продолжить её в пределах одного предложения.
Проигрывает тот, кто не может продолжить фразу.

Например:

Логопед: Я покупаю хлеб.
Учащийся: Я покупаю хлеб каждый день.
Учащийся: Я покупаю хлеб каждый день в 4 часа.
Учащийся: Я покупаю хлеб каждый день в 4 часа, потому что в это время привозят свежий хлеб. И т.д.

«Да и нет не говорите, чёрный с белым не берите»

Цель: активизация вопросно-ответных конструкций.

В основу этой игры положена детская парная фольклорная игра, которая начинается словами:

Вам сегодня предлагают туалеты.
Что хотите, то купите –
Чёрный с белым не берите,
Да и нет не говорите…
Вы поедете сегодня на бал?

Затем, в каждой паре игроков, один задаёт вопрос, другой отвечает. При этом тот, кто спрашивает, провоцирует отвечающего на ответ ДА или НЕТ, а отвечающий должен избегать этого ответа, так же, как слов белый и чёрный.

Например:

Первый. Вы поедете на бал?
Второй, Я поеду на бал.
Первый. Вы поедете в чёрном костюме?
Второй. Я поеду в сером костюме.
Первый. Но, конечно, в белой рубашке? Да? И т.д.

Если отвечающий произносит запрещённые слова, он проигрывает.

«Охота за синонимами»

Цель: развитие языковой догадки, обогащение речи словами синонимами, развитие связной речи.

Один из учеников выходит из класса. Оставшиеся придумывают слово и подбирают синонимы. Например, задумывается слово хорошо, подбираются синонимы: прекрасно, великолепно, чудесно, замечательно и т.д.

Каждый синоним закрепляется за участником игры. Участники должны составить предложения, чтобы вместе получился связный рассказ.

Например:

1) Вчера был прекрасный день.
2) Мы встали в великолепном настроении и решили пойти в парк.
3) Парк, который находился недалеко, очень интересный, можно сказать замечательный.
4) Самое удивительное и чудесное в нём – это пруд.

Ученик выигрывает, если сумеет сопоставить синонимы и назвать загаданное слово.

«Наш город»

Цель: Развитие навыков употребления конструкций «у нас есть что», «что где находится», глаголов движения с приставками; активизация лексики по теме «Город», развитие связной речи.

Группа делится на команды по два человека, за которыми закрепляются районы города. Каждая команда знакомится со своим районом, проговаривая названия всех имеющихся объектов. Логопед объявляет конкурс на лучший рассказ о своём микрорайоне. Команды должны описать его достопримечательности. Побеждает группа, лучше справившаяся с заданием.

Варианты игры:

1) Составить маршрут по городу для туристов;
2) конкурс на лучший справочник «Что интересно посмотреть в нашем городе»;
3) составить справочники для спортсменов, любителей театра, любителей кино, любителей искусства и т. п.

При выполнении учитывается отсутствие грамматических ошибок.

Шарапова С.В.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Материал к занятиям Метки: 

Сейчас читают:

Особенности слухового восприятия детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Особенности слухового восприятия детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития
Анализ методов развития диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи Анализ методов развития диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи
Влияние дидактических игр и игровых упражнений на преодоление фонематических нарушений у детей с общим недоразвитием речи Влияние дидактических игр и игровых упражнений на преодоление фонематических нарушений у детей с общим недоразвитием речи

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.