Театрализованная деятельность, как средство развития правильной речи с детьми логопедической группы с ОНР

Театрализованная играАннотация: В статье изложен опыт работы по использованию театральной деятельности в логопедической группе с ОНР.

Различные виды театров позволяют в игровой форме закреплять знания детей по постановке звуков и расширять их словарный запас и в целом способствовать грамотной и красивой речи у детей. Также театрально – игровая деятельность развивает коммуникативные качества у детей логопедической группы умение общаться со сверстниками, договариваться в постановках. Развивает эмоционально-волевые качества у детей. Статья будет интересна логопедам, воспитателям и родителям.

В современном мире огромную роль в развитии личностных качеств играет родной язык и, поэтому одним из важнейших направлений в работе с детьми является развитие речи: формирование фонетически чистой, лексически богатой и грамматически правильной речи.

У детей имеющих нарушения речевого развития, ОНР можно выделить ряд общих проблем:

  1. в первую очередь – это нарушение общения,
  2. во-вторых, следствием этого, отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни такого ребёнка.

Чтобы помочь ребёнку в решении его проблем, необходимо к проблеме подходить целостно. При исправлении и обучении правильной речи, нужно задумываться о том, а как ребёнок будет пользоваться в свободной речи, тем, чему его научили. Уютно, комфортно ли он себя будет чувствовать при общении с окружающими. Свободно, легко ли будет произноситься из его уст, то, в чём раньше он испытывал трудности.

Речевая деятельность, как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств общения затруднено. Чаще всего нарушения речи у детей сопровождаются отклонением поведения, нарушением эмоционально-волевой сферы. скованностью, зажатостью, повышенной активностью или наоборот пассивным
поведением.

Театрально-игровая деятельность – это не только игра, но и перевоплощение ребёнка в сказочного персонажа данного сюжета. А использование ещё и сказочного сюжета — это заинтересованность ребёнка, концентрация внимания и ненавязчивое осуществление поставленных коррекционных задач логопедом.

В своей работе основной целью мы ставим:

  1. Создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развитие их мотивации на устранение своих речевых дефектов
  2. Задачи, которые ставят педагоги нашей группы, тесно переплетаются с развитием речи у Ребёнка в целом и отдельных её компонентов.

Задачи:

  • пополнять и активизировать словарь детей;
  • расширять словарный запас, обозначающий названия предметов, действий признаков;
  • закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работать над интонационной выразительностью речи;
  • продолжать учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок;
  • совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи в процессе театрально-игровой деятельности;
  • совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки без помощи взрослого;
  • воспитывать культуру речевого общения.

Виды театральной деятельности, используемые на логопедических занятиях для развития интонационной выразительности речи:

  • артикуляционная гимнастика;
  • упражнения для эмоционального развития детей;
  • коррекционно-развивающие игры;
  • задания для развития речевой интонационной выразительности;
  • Лого ритмические упражнения без музыкального сопровождения;
  • развитие мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика);
  • упражнения на развитие выразительной мимики, жеста, элементы искусства пантомимы;
  • театральные этюды;
  • игры-драматизации.

Тематика и содержание логопедических занятий с использованием театральной деятельности включается в недельное тематическое планирование логопеда и воспитателя.

Разные виды театров, используемые в работе

В нашей группе широко как на занятиях, так и в режимные моменты используются разнообразные виды театров.

Театрально-игровая деятельность включает разные виды театров: «Пальчиковый», «Конусный», «Плоскостной», «Кукольный», «Театр масок», «Театр смешариков»,«Настольный театр».

Разнообразие различных ярких предметов, кукол, красочных эстетически оформленных пособий формирует у детей желание заниматься. Играя в театр, дети учатся правильно произносить поставленные звуки в речи, происходит автоматизация поставленных звуков в словах, в предложениях, скороговорках и связной речи.

Театрально-игровая деятельность на занятии

Театрально игровая деятельность на занятие включает в себя:

  • Работа по звукопроизношению
  • Развитие лексико-грамматических категорий речи
  • Развитие связной речи
  • Развитие творческих способностей у детей

Театрально-игровая деятельность в режимные моменты

  • Разыгрывание сценок
  • Разыгрывание диалогов
  • Проговаривание потешек, стишков, чистоговорок
  • Заучивание ролей и показ спектаклей
  • Театрально игровая деятельность на занятие включает в себя

Развитие звукопроизношения на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Используем театр «Киндер игрушек» для отработки поставленных звуков. Передвигая по игровому полю игрушки, дети разыгрывают мини-сценки. «В Стране сказочных фигур», «По дорожке вместе с тигром», «Жужжим, шипим, стрекочем».

Развитие лексико-грамматического строя речи

Развитие лексико-грамматических категорий речи мы отрабатываем на занятиях с элементами игр — драматизаций. Используя пособие Н.А.Гурьевой, по блочным темам разработаны занятия по сказкам «Пых», «Колосок», «Заюшкина избушка».

Работу по данному направлению представляю на примере белорусской сказки «Пых».

Работа по сказке «Пых»:

  1. Предварительное чтение сказки с воспитателями
  2. Обсуждение на занятиях
  3. Игра-драматизация на занятие
  4. Отработка лексико — грамматических категорий речи на занятие
  5. Логического мышления на занятие

В ходе отработки темы «Дикие животные» поставлены кукольные спектакли «Машенька и медведь», «Заюшкина избушка», «В гостях у Степашки» и используются отрывки сценки на занятие и в свободное время детьми.

Пальчиковый театр

В нашей работе мы активно используем пальчиковый театр. На наш взгляд, пальчиковый театр решает следующие задачи: стимулирует развитие речи, внимания, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Пальчиковый театр обладает психокоррекционным и психотерапевтическим эффектом.

В своей работе мы используем пальчиковый театр с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения на этапе автоматизации звуков в предложениях, стихотворных текстах. Разыгрываем наши мини – пьесы в режиме работы группы.

Театр вязаных игрушек Особенно детям нашей группы нравится разыгрывать представления из театра вязаных игрушек. Вязаные игрушки мягкие, красивые, приятные на ощупь привлекают внимание детей.

Работа по данной деятельности включает:

  • Артикуляционную гимнастику
  • Работа над дикцией
  • Игры-монологи
  • Стишки, чистоговорки.
  • Составление творческих диалогов между сказочными героями
  • Кукольные представления

Поставлены мини-спектакли «Репка», «Колобок», «Теремок», «Красная шапочка».

Конусный театр «Колобок»

Конусный театр «Колобок» изготовлен руками детей группы и поэтому особенно нравится детям рассказывать данную сказку при помощи конусных фигурок.

В работе над сказками мы используем разные виды театров, что позволяет детям поддерживать интерес к рассказыванию русских — народных сказок.

Плоскостные театры используются как на занятиях, так и в повседневной деятельности детьми. Работа над сказкой «Теремок» включает в себя:

  • Рассказывание сказки по цыпочке
  • Зарисовка схем мнемо — таблиц к данной сказке
  • Рассказывание по ролям
  • Игры драматизации
  • Показ плоскостного театра
  • Отработка лексико-грамматических категорий речи на занятиях «Посчитаем животных», «Назови какой, какая».
  • «Угадай, кто отзывается».

Очень важно для детей логопедической группы почувствовать себя артистами.

В ролях дети раскрепощаются, произношение звуков улучшается, в целом речь становится более выразительной. Артистами нашей группы были поставлены и показаны для детей младших групп следующие спектакли «Лесная аптека», «Красная шапочка на новый лад», «Репка». Дети с удовольствием играли данные сказки для детей младших групп. После показа сказок наши дети рассказывали стихи о лекарственных растениях. Наши спектакли носят, и обучающий компонент знакомим детей детского сада с лекарственными растениями, с повадками диких животных, с работой на огороде. Кроме этого формируется нравственный компонент взаимовыручки в трудных обстоятельствах, умение прислушиваться к другим и поступать правильно в сложных ситуациях.

Элементы драматизации мы активно применяем и на занятиях по обучению грамоте. По обучению грамоте были проведены следующие занятия:

  1. «В гостях у Мальвины и Буратино»,
  2. «Научим Незнайку различать буквы».

На данных занятиях дети закрепили символы букв. Научили Буратино выкладывать схему слов из звуков и букв. Правильно научили Буратино составлять предложения и выговаривать чисто говорки, развили музыкально — ритмические движения, поучаствовали в конкурсе «Узнай по движению героя».

Развитие творческих способностей у детей

Развитию творческих способностей детей нашей группы способствует проведение праздников «Правильной речи», «День смеха», «День сказочных персонажей».

На этих праздниках каждый из детей группы может перевоплотиться в сказочного героя, движениями показывать его манеру говорить, двигаться как он.

Соревновательный момент этих мероприятий способствует концентрации внимания детей. Более правильным ответам. Интерес поддерживается на протяжении всего мероприятия. Речь детей становится более чистой и выразительной. Дети стараются следить за правильным произношением звуков в самостоятельной речи.

Вывод: положительными результатами работы можно смело назвать то, что: использование «театрально-игровой деятельности в логопедической работе с детьми» помогает изменить не только негативное отношение ребёнка к своему речевому дефекту, но и сделать его более инициативным, эмоциональным, коммуникабельным.

Гиперактивных детей сказка дисциплинировала, а пассивные и робкие в ней «оживали» и активизировались.

  • Несмотря на некоторые недочёты, голос у детей стал более выразительным, жесты и движения плавными и согласованными с речью.
  • Такая форма работы объединяет и заинтересовывает даже равнодушных и безразличных родителей.
  • Заинтересованность в положительном результате объединяет в работе всех членов педагогического коллектива: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя.
  • А самое главное – в очень увлекательной форме и без принуждения происходит автоматизация и дифференциация звуков, закрепление их в речи.

Речь ребёнка становится связной, грамотной, лексически обогащённой.

У ребёнка появляется своеобразная раскрепощённость и комфортность при общении с другими детьми.

Литература:

  1. Н.А.Гурьева «Игры-занятия с детьми»
  2. В.А. Лапковская Н.П. Володькова «Речевые развлечения в детском саду»
  3. А. В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду»
  4. И.Г.Выгодская Е.Л Пеллингер «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуаци

Залойко Татьяна Валерьевна,
учитель-логопед,
МБДОУ « Детский сад комбинированного вида № 52 «Сказка»,
г. Набережные Челны

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Су Джок массажеры в логопедической работе Су Джок массажеры в логопедической работе
Логопедический массаж в коррекции сложных речевых нарушений Логопедический массаж в коррекции сложных речевых нарушений
Проблемы речевого развития приёмного ребёнка — пути помощи Проблемы речевого развития приёмного ребёнка — пути помощи
Формирование предложно-падежных конструкций и преодоление недоразвития психических процессов: пространственного гнозиса и праксиса у старших дошкольников с ОНР. Формирование предложно-падежных конструкций и преодоление недоразвития психических процессов: пространственного гнозиса и праксиса у старших дошкольников с ОНР.

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.