Причины возникновения общего недоразвития речи

ОНРВ статье раскрываются причины возникновения общего недоразвития речи.

При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение впервые было установлено Р. Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи. У всех детей с ОНР всегда отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.

Таким образом, общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Причины возникновения ОНР

В большинстве случаев патология не является очевидной, т.к. полноценная речь развивается у ребенка только к трем годам. Различные неблагоприятные воздействия, как во внутриутроб­ном периоде развития, так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребенка могут приводить к ОНР.
М.Е. Хватцев разделил причины речевых нарушений на внешние и внутренние, выделив органические, функциональные, социально-психологические и психоневрологические причины.

К органическим причинам М. Е. Хватцев отнес различную внутриутробную патологию, возникающую в период от 4 недель до 4 месяцев развития плода, в мо­мент родов или сразу после рождения. Это могут быть органические поражения периферических органов речи; экзогенно-органические факторы, вызывающие поражение центральной и периферической нервной системы, несовместимость резус-фак­тора крови матери и ребенка, которые могут сочетаться с другими нарушениями — слуха, зрения, интеллекта.

Функциональные причины М. Е. Хватцев связывал с учением И. П. Павлова, о различных отклонениях в со­отношении таких психических процессов как возбужде­ние и торможение в центральной нервной системе.

Психоневрологическими причинами он считал ум­ственную отсталость, различные нарушения памяти и расстройство других психических функций.

Социально-психологи­ческие причины — неблагопри­ятные воздействия окружающей среды. Для полно­ценного развития ребенка, его общение должно быть полным, постоянным, эмоционально насыщенным.
В настоящее время показано, что употребление алкоголя и ни­котина во время беременности также может привести к нарушениям физического и нервно-психического развития ребенка, одним из проявлений которых часто является ОНР, соче­тающееся с синдромами различной сложности.

Большая роль в возникновении речевых нарушений принадлежит генетическим факто­рам. В этих случаях речевой дефект может возникнуть под влиянием даже незначительных неблагоприятных внешних воздействий.
При выявлении причин речевых нарушений необхо­димо учитывать критические периоды в развитии речи ребенка, когда психика и развитие отдельных речевых элементов наиболее уязвимы и в связи с этим повышает­ся риск возникновения различных нарушений речи.

Принято выделять 3 критических периода в разви­тии речи.

1-й критический период (возраст 1-2 года). Начина­ет формироваться речь, у ребенка появляется повышен­ная потребность в общении. В этом возрасте наиболее важным является центр Брока. Любые неблагоприятные факторы, влияющие на ребенка, могут привести в даль­нейшем к нарушениям речи.

2-й критический период (3 года). В этом возрасте происходит более интенсивное развитие речи, переход от речи в какой-либо ситуации к контекстной речи, что требует интенсивной работы нервной системы и интен­сивного протекания психических процессов. В результа­те перенагрузки речевой системы может возникнуть та­кое нарушение, как заикание.

3-й критический период (возраст 6-7 лет). Период, когда большинство детей идут в школу и начинают ов­ладевать письменной речью, что является дополнитель­ной нагрузкой для психики. Ребенку предъявляют по­вышенные требования, в результате чего могут возник­нуть срывы нервной системы.

Все этиологические факторы, приводящие к наруше­ниям речи, полиморфны и сложны. Обычно встречается «сочетание наследственной предрасположенности, небла­гоприятного окружения и повреждения головного мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов».

На основании представленных данных можно сделать вывод о сложности и полиформизме этиологических факторов, вызывающих ОНР, что должно учитываться при коррекции. Особенностью речевых нарушений в детском возрасте является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга.

Пичкобий Анастасия Владимировна Пичкобий А.В.,
учитель-логопед
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 4,50 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: ОНР Метки: 

Сейчас читают:

Инновационные приемы работы логопедов и дефектологов ДОУ по формированию зрительно-пространственных представлений у дошкольников с ОНР Инновационные приемы работы логопедов и дефектологов ДОУ по формированию зрительно-пространственных представлений у дошкольников с ОНР
Особенности слухового восприятия детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Особенности слухового восприятия детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития
Анализ методов развития диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи Анализ методов развития диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.