Игры с песком для развития звукового анализа с детьми с ОНР

Использование песочной терапииУспех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется строго продуманной системой занятий, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей.

Задача логопеда состоит в том, чтобы добиться правильного произношения звуков родного языка, научить ребенка воспринимать и различать звуки речи.

В детском саду на логопедических занятиях с детьми с ОНР я использую нетрадиционные формы работы. Эти методики становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Игры с песком принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей с ОНР.

На фоне комплексной логопедической работы инновационные методики, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Для детей с ОНР характерны: бедный словарный запас, нарушение грамматического строя речи, дефектное произношение звуков. Наблюдается недостаточность двигательной активности, нарушение мелкой моторики пальцев рук.

Большинство из них страдает нарушениями внимания, несовершенством логического мышления. В связи с этим особое внимание я отвожу звуко-буквенному анализу и использованию различных традиционных и нетрадиционных работ с детьми с ОНР.

Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние гипервозбудимых детей. Применение в коррекционной работе этих игр позволяет будить фантазию детей, развивать воображение, побуждать к творчеству, при этом дети чувствуют себя более успешными.

Я использую игры с песком для развития мелкой моторики пальцев рук.

  • поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения;
  • выполнять те же движения, поставив ладонь на ребро;
  • пройтись ладонями по тем же дорожкам;
  • сделать отпечатки ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней нарисовать разные узоры на поверхности песка;
  • пройтись отдельно каждым пальчиком по песку поочередно (указательным, средним, безымянным, мизинцем.)

Для применения в коррекционной работе приемов с песком необходимо наличие ящиков, на одну треть заполненных просеянным и прокаленным песком наборы пластмассовых или деревянных букв, мелкие игрушки, изображающие животных, людей, растения, транспорт, предметы быта и т.д.

На 1-ом этапе логопедической работы при восстановлении пробелов в развитии звуковой стороны речи используются игры на развитие фонематического слуха:

  • выбрать игрушки, в названии которых есть звук А, О, или другой гласный звук;
  • выбрать игрушки, в названии которых есть согласный звук;
  • выбрать фигурки, названии которых есть автоматизируемый звук (С или З, Ш или Ж );
  • найти фигурку и составить предложение, в котором слова со звуком С или Ш находятся в начале, середине или конце слова.

Эти игры помогают закрепить навыки правильного произношения автоматизируемого звука, развивать умение слышать и вычленять отдельные звуки в слове.

Очень хорошо лепить буквы из влажного песка, сгребая его ладонями и превращая одну букву в другую (И в Н , Т в К , Л в А и т.д.)

Можно на песке писать слова пальчиком или палочкой, держа ее как карандаш или ручку.

Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка, ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает ребенку возможность ощущать себя успешным.

Дети осваивают деление на слоги, выкладывая ступеньки из песка, по принципу:

  • первая ступень – односложные слова,
  • вторая – двухсложные,
  • третья – трехсложные и т.д.

Для развития навыка дифференциации звуков используется игра «Кто быстрее?».

Песочница разбивается на 2 поля, участники команды берут флажки и получают задание по дифференциации звуков (н-р Л – Р).

Если ребенок услышал слово со звуком Л, ставит флажок на 1-ом поле, со звуком Р – на 2-ом, при этом проговаривая эти слова.

Так же можно использовать для автоматизации звуков и лексические темы (фрукты, овощи, осень и т. д.), найти и назвать те фрукты или овощи, в названии которых есть автоматизированный звук.

Регулярное проведение речевых занятий по песочной терапии показало, что у детей сформировался навык общения, взаимодействия в коллективе, автоматизировался навык правильного звукопроизношения, улучшился фонематический слух и восприятие, закрепился навык звукового анализа и синтеза, активнее развивается мелкая моторика пальцев рук, закрепляются графические навыки, активизируется словарь, активно развивается связная речь, повышается речевая активность детей.

У детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, дети чувствуют себя более успешными, на занятиях нет места монотонности и скуке, у детей исчезает страх, что у них что-то не получится.

Таким образом, особая значимость этой работы состоит в том, что она представляет возможность свободного речевого общения детей, закрепление речевых навыков на логопедических занятиях и в повседневной жизни и деятельности дошкольников.

Березина Г.И.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 3,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.