Квазиомонимы — наглядное средство фонологического анализа для профилактики акустической дисграфии

 Квазиомонимы«Квазиомонимы — наглядное средство фонологического анализа для профилактики акустической дисграфии».

Дисграфия «начинается» не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии, а она неизбежно проявится у детей с началом их школьного обучения в случае непринятия соответствующих профилактических мер. Поэтому профилактика нарушений письма должна осуществляться в дошкольном возрасте, особенно у детей с речевой патологией.

В последнее время отмечается увеличение числа детей с акустической формой дисграфии, поэтому я стараюсь уделить внимание профилактике данной формы дисграфии в дошкольном возрасте.

Акустическая дисграфия в своей основе имеет чаще всего нарушение слуховой дифференциации звуков в речи. При этой форме дисграфии нет нарушений произношения тех звуков речи, которые неправильно обозначаются на письме, а суть артикуляторно-акустичекой формы состоит в том, что ребенок имеющий нарушения звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение фиксирует его на письме, иными словами, пишет так как произносит.

Нарушение фонематического слуха ведет к нарушениям фонематического восприятия, отсюда — страдают фонемы близкие по акустическим признакам и в результате ведут к нарушениям письма. На письме чаще всего смешиваются буквы обозначающие:

  • звонкие – глухие -свистящие- шипящие -ротовые соноры;
  • аффрикаты и компоненты входящие в их состав ;
  • также проявляется в неправильном обозначении мягкости и твердости согласных на письме.

Данная тема актуальна и для учителей-логопедов дошкольных учреждений при коррекции дефектов звукопроизношения, а также дефектов оглушения-озвончения. Профилактикой дисграфии занимаются все учителя-логопеды.

Для получения наиболее лучшего результата я пользуюсь различным занимательным материалом. Это игры и упражнения по развитию слухового внимания на материале не речевых звуков, а также на развитие памяти, формирование основ слуховой дифференциации; развитие чувства ритма, то есть формирование ритмико-интонационной стороны речи.

2. Основной целью коррекционной работы по предупреждению акустической дисграфии является развитие фонематического слуха и восприятия, различение звуков, причем в речевой материал я включаю слова со смешиваемыми звуками.

Особое внимание уделяю различению звуков в словах — квазиомонимах.

Квазиомонимы — это слова,различающиеся только одним звуком в одной и той же позиции.

О квазиомонимах, часто именуемых сейчас «минимальными парами», как о специальном методе фонемного анализа говорят дескриптивисты Г. Глисон, Л.В.Щерба. Л.Р. Зиндер.

Дескриптиви́зм —  направление лингвистики. Основоположником дескриптивизма считается Л. Блумфилд. (трансформационная грамматика.) Центральные разделы дескриптивной лингвистики – фонология и морфология.

Таким образом, характеризуя развитие взглядов на роль минимальных пар, дескриптивисты рассматривают квазиомонимы как наиболее наглядное или наиболее убедительное средство фонологического анализа.

3. Игры с педагогами.

4. Таким образом, использование квазиомонимов в коррекционной работе с детьми даёт положительные результаты по профилактике акустической дисграфии.

Игры на слова — квазиомонимы.

Игры с мячом.

1. Замени в заданных словах звук:

1) Б на звук П: борт-порт, балка-палка, бочка-почка, башня-пашня, бабочка-папочка;

2) Д на Т: том-дом, точка-дочка, творец-дворец, уточка-удочка, трава-дрова;

3. Благодаря способности разных фонем выступать в одной позиции могут чисто случайным образом возникать цепочки слов, различающиеся только одним элементом, то есть квазиомонимы.

Репка-лепка-леска-ласка-маска-миска-киска-кирка-бирка-биржа-баржа

Лиса-липа-лупа-луна.

Игра «Составь пару из двух картинок»

Педагог делит карточки на две группы. Рассматривает по очереди с ребенком картинки одной из групп, предлагает заменить в слове звук [д] на звук [т] (или звук [б] на звук [т]),и .т.) найти картинку с соответствующим изображением. Составить пару из двух картинок.

Игра «Звуки заблудились»

Учитель-логопед читает двустишия, намеренно допуская смысловую ошибку. Ребёнок находит ошибку, исправляет её.

п-б

Возле дома стоят почки, На ветвях набухли бочки.

д-б

Мама с дочками пошла
по дороге вдоль села.

с-ш

На виду у детворы
крысу красят маляры .

ч-ш

На болоте нет дорог
я по кошкам -скок да скок.

Придумывание предложений со словами-квазиомонимами.

Суярова Минзаля Умурзаковна Суярова М.У.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 4,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Мастер-класс Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.