Использование метода биоэнергопластики в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими дизартрию

Развитие мелкой моторикиИспользование метода биоэнергопластики в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими дизартрию.

Аннотация. В статье рассматривается возможность внедрения метода биоэнергопластики в коррекционно-логопедический процесс в работе с детьми, имеющими дизартрию.

В настоящее время одной из актуальных проблем коррекционной педагогики является нарушение речи и, в частности, проблема дизартрии, коррекция которой имеет важное медико-педагогическое и социальное значение.

Актуальность выбранной темы обоснована тремя взаимосвязанными основными проблемами.

Во-первых, в настоящее время одной из актуальных проблем логопедии является проблема преодоления дизартрии — как одного из наиболее часто встречающихся нарушений произносительной стороны речи в дошкольном возрасте и представляющим собой значительную трудность для коррекции.

Во-вторых, своевременное проведение коррекционной работы на основании метода биоэнергопластики позволит наиболее эффективно скорректировать сложные нарушения звукопроизносительной стороны речи данной категории детей, а также обеспечить профилактику вторичных нарушений речевого развития.

В-третьих, разработка методики логопедической работы на основе метода биоэнергопластики представляет собой одно из актуальных направлений коррекционно-логопедической работы с детьми данной категории, поскольку ранее именно в этом аспекте данная проблема не изучалась.

Дизартрия возникает, когда скорость, сила и объем движений органов речи ограничены. Причиной этого является парез (ограничение движения) мышц артикуляционного аппарата. Прежде всего, ограничен в движениях основной орган артикуляции – язык. Он становится неловким, непослушным, при высовывании может отклоняться в сторону.

Затруднено движение и других частей речевого аппарата (губ, неба, голосовых связок, диафрагмы). Мышцы лица малоподвижны, поэтому мимические движения невыразительные и однообразные. Ребенок с трудом надувает щеки, хмурит и поднимает брови.

Часто наблюдаются содружественные движения (синкинезии), например, когда ребенок пытается поднять язык с помощью нижней губы и челюсти. При выполнении движений обычно усиливается слюнотечение, которое тоже является одним из характерных признаков дизартрии.

Неразборчивая речь при дизартрии обусловлена не только расстройством собственно артикуляции, но и нарушением речевого дыхания, голосообразования и просодики (О.А.Токарева, 1969; Р.И.Мартынова,1969; Г.В.Гуровец, С.И.Маевская, 1978). Для дизартрии характерна невыразительность речи, монотонность интонации, назальный оттенок голоса.

В исследованиях М.М. Кольцовой, Е.И. Исениной отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности у него пальцевой моторики.

В литературе последних лет описаны приемы развития мелкой моторики у детей (с задержкой речевого развития – Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., с заиканием – Белякова Л.И., Рычкова Н.А., с дизартией – Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В.). Все авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.

Неоценимую помощь детям с дизартрией могут оказать логопедические занятия с применением данного метода.

Биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка; соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика.

По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Если разбираться глобально, то все в этом мире обладает энергией. Это касается и человеческого сознания и подсознания.

Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.

Для логопедической работы наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата.

По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

На первом (диагностическом) этапе в начале учебного года рекомендуется подробное обследование строения и подвижности органов артикуляции общеизвестными методами и приёмами. После обследования учитель–логопед подбирает комплекс упражнений с учётом нарушенных звуков.

На втором (подготовительном) этапе проводятся индивидуальные занятия, на которых ребёнка знакомят с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка или челюсти по традиционным методикам, используются сказки о Язычке, фигурки на фланелеграфе. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, учитель – логопед сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Таким образом, ребёнок привыкает к движениям руки и запоминает их. Рука ребёнка в упражнения не вовлекается.

Начинать следует с упражнения “Птенчики”, поскольку важно научить ребенка широко открывать рот – это залог произнесения многих звуков и общей внятности речи. Темп выполнения – медленный. Рот открыт – счет до пяти. Рот закрыт – счет до пяти. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный логопедом, на его счет и образец движения руки.

Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. На счет – один – челюсть опускается на ширину двух пальцев, язык лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются. Во время тренировки необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточено на опускании челюсти. Показ кистью руки: четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх.

Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными.

Упражнение “Часики” сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево — вправо.

“Качели” — движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

“Футбол” — ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.

Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу:

“Улыбка” — пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.

“Хоботок” — ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

“Жало”, “Змейка” — пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.

“Лопаточка” — большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.

“Чашечка” — пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”.

“Парус” — сомкнутая ладонь поднята вверх.

“Горка” — согнутая ладонь опущена.

На третьем (подготовительном) этапе выполняются упражнения для губ, челюсти и языка с подключением ведущей руки ребёнка. Дети с доминантной правой рукой и амбидекстры работают правой кистью, леворукие дети – левой.

Учитель – логопед вместе с ребёнком выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Такая артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой выполняется в течение двух месяцев, за этот период ребёнок научится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Движения кистей рук должны быть раскрепощёнными, необходимо следить за тем, чтобы рука в кисти не напрягалась.

На четвертом (основном) этапе к артикуляционным упражнениям подключается другая рука ребёнка. Ребёнок выполняет артикуляционное упражнение и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движения органов речевого аппарата. Учитель – логопед так же сопровождает выполнение упражнений движениями руками.

На пятом (заключительном) этапе, когда ребёнок полностью освоит упражнения, учитель – логопед рассказывает сказку, а ребёнок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук.

Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Такая пальцево-речевая гимнастика продолжается весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом двумя руками логопед продолжают давать четкий образец движения.

Элементы биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта методами кинезиологии. Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергоплатики, поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшаются внимание, память, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости. Недопустима малейшая небрежность.

Перспективность применения метода биоэнергопластики в логопедической практике обуславливается высокими образовательными возможностями: при совместных движениях речевого аппарата и кистей рук, особенно, если эти движения пластичны и свободны, в организме происходит распределение энергии. Биоэнергопластика оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей. Создает предпосылки к развитию координации, произвольности поведения, внимания, памяти и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности. В результате биоэнергопластических упражнений не только улучшается речь ребенка, но также память и внимание.

Кононова Наталья Юрьевна,
учитель-логопед,
«ГБОУ лицей 1561″,
г. Москва

Литература:

  1. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. //Дефектология, 1999. N4.
  2. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. – М.: Гуманитар, изд. Центр Владос, 2009. – 287 с.
  3. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Игры с пальчиками. — М.: Астрель, 2007. – 42 с.
  4. Безруких М.В. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург: Вентана — Граф, 2008. – 240 с.
  5. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу: Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. – М.: АРКТИ, 1999. — 136 с.
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Су Джок массажеры в логопедической работе Су Джок массажеры в логопедической работе
Логопедический массаж в коррекции сложных речевых нарушений Логопедический массаж в коррекции сложных речевых нарушений
Проблемы речевого развития приёмного ребёнка — пути помощи Проблемы речевого развития приёмного ребёнка — пути помощи
Формирование предложно-падежных конструкций и преодоление недоразвития психических процессов: пространственного гнозиса и праксиса у старших дошкольников с ОНР. Формирование предложно-падежных конструкций и преодоление недоразвития психических процессов: пространственного гнозиса и праксиса у старших дошкольников с ОНР.

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.