Планирование работы в рамках темы недели «Байкал жемчужина Сибири»

БайкалАннотация: В методической разработке представлен материал по планированию работы в рамках темы недели «Байкал жемчужина Сибири». Данная методическая разработка предназначена для воспитателей и логопедов при тематическом планировании.

Тема недели: Байкал – жемчужина Сибири

Цель: Познакомить с озером Байкал, его обитателями, дать некоторые исторические знания о Байкале; расширять словарный запас; воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири (самое глубокое и чистое озеро с пресной водой).Пополнение словаря по теме: озеро,  река,  остров, ветер, Байкал, Ангара, Енисей, Шаман – камень,  Култук, Иркут, Сарма; глубокий, чистый, прозрачный, пресная, ненастная, шквалистый; дует, волнуется.
          Виды детско-взрослого взаимодействия
Игровая Д/игры «Времена года на Байкале», «Выкладывание орнамента по рисунку», «Путаница». «Найди озеро среди других (по контуру). Сюжетные игры: «Семья на Байкале», «Путешествие по озеру Байкал», «Магазин Байкальских сувениров»Сл/игры «Какой, какая?» (Байкал– чистый, прозрачный, глубокий, шумливый, порывистый, веселый, спокойный. Ангара – быстрая, холодная, прозрачная, широкая, длинная), «Эхо» (один-много), «Исправь ошибку» (преобразование деформированной фразы), «Запомни, повтори» (по 4 слова),«Потерялись слова» (договаривание предложений по картинкам), «Отгадай кто (что) это?» (катятся – волны, лежат – тюлени, плавают – рыбы)
Познавательно- исследовательская Путешествие по географической карте Иркутской области: «Найди и покажи Байкал и реку Ангару».Подбор иллюстраций, фотографий, для альбома.

Пластический этюд «Покажите, как плещутся волны на озере».

Экспериментирование с водой.

Решение  проблемных ситуаций.

Рассматривание альбома «Осторожно вода!

Наблюдение за ветром и его направлением.

Коммуникативная Рассматривание иллюстраций и беседа по книгам.Рассматривание картин  И.Н. Айвазовского; Ю.Б. Митькин «Три ветра Ольхона»; А.И. Шелтунов  «Вечер на Байкале».

Знакомство с  легендой о реке Ангаре.

Отгадывание загадок.

Музыкальная Слушание песни о Байкале «Изумрудная волна» муз. А. Иголкина, сл. А Иголкина.
Изобразительная  Рисование «Волшебный ветерок» (раздувание кляксы), «Рукавичка для Ангары».Конструирование «Корабли на Ангаре», «Чайки летают над водой».

Лепка «Байкальские сосульки», «Сибирское угощение для туристов (пельмени).

Аппликация «Красавица Ангара в тихую погоду».

Восприятие художественной литературы и фольклора  Сибирячок – 2002 г.  «Море или озеро?».Г. Кунгуров, Сибирячок – 1987 г «Богатырь Байкал».

Федосеева Н. Сибирячок – 2002 г. «Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу».

Сибирячок – 2007г «Ангара – дочь Байкала».

В. Стародумов «Омулева бочка».

Н.В. Никитин «Живой Байкал».

Л.Зимина «Байкал и его дочь».

М. Сергеев «А что это такое?», «Зеркало» .

Знакомство с пословицами и поговорками о воде, ее значении в жизни людей.

Двигательная 1. Упражнения направленные на координацию речи с движением: «Озеро»2. Упражнения направленные на развитие мелкой моторики (массаж пальцев рук): «Окунь», «Рыбка».

3. Упражнения направленные на развитие артикуляционного, дыхательного  аппарата:«Ветер на Байкале», «Шторм»  — дуть в баночку,«Волны по морю» (дуть на кончик языка«Волна),  «Сдуй рыбку», «Волна».

Приложение

Развитие общей и мелкой моторики

Массаж пальцев рук с помощью массажных колец

Координация речи с движением

 «Окунь» Окунь полосатенький,
Что в пруду живёт.
Всем на день рожденье
Тортики печёт.
Из ракушек, листьев
Карасю из тины.
Получил заказ вчера
От морской сардины.
«Рыбка» Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла,
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
«Озеро»А мы к озеру спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре -
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Дети идут к центру круга.
Наклоняются, трут лицо руками.
Дети идут к центру круга.
Изображают, что брызгают себе водой в лицо.
Вновь идут по кругу. Изображают брасс, двигаясь по кругу. Изображают кроль, двигаясь по кругу.
Идут по кругу, взявшись за руки.

Развитие слухового внимания

Послушай и скажи, с чем автор сравнивает Байкал.

«А что это такое?»

Послушай стихотворение, запомни и  скажи:Как называют Байкал. Какой Байкал?

«Байкал»

А что это такое, такое голубое,
Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо за сосны зацепилось,
По скалам покатилось и на землю стекло?А что это такое, такое золотое,
Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?
Быть может, это солнце легло поспать под скалы,
Оно лежит устало, закрыв свои глаза?А что это такое, все время в непокое,
Быть может, это туча застряла среди скал?
А это и не туча, а это и не небо,
А это и не солнце, а озеро Байкал! 
Байкал зовут Байкюлем,
Байгюлем и Бэйхаем:
Ему дано немало
Таинственных имен.Но мы на карте мира
Всегда его узнаем,
На силуэт посмотрим
И скажем: «Это он!»В преданьях и легендах
Байкал – старик суровый.
А он на самом деле
Задорный, молодой.Он не спроста шумливый,
Порывистый, веселый –
Ведь он живой наполнен,
А не простой водой.

Выучить стихотворение:

Смотрите-ка, друзья, как хороша земля:
Поёт о чем-то лес, ветвями шевеля,
И слышен шорох трав, на них горит роса,
И рокот ручейков, и птичьи голоса…

Смотрите-ка, друзья, чуть видною тропой
Олени по тайге идут на водопой,
Туда, где синеву под солнцем расплескал,
Как сказку наяву – наш чудодей Байкал.

Смотрите-ка, друзья, как величав простор,
Какой чистейший снег одел вершины гор,
Сибирский воздух свеж, видна Байкала ширь,
Как молода земля по имени Сибирь!

Развитие связной речи

1. Легенда: « У Батюшки Байкала было 336 рек-сыновей и одна дочь-Ангара, все они втекали в отца, дабы пополнять его воды, но вот его дочь полюбила реку Енисей и стала выносить воды отца своему любимому. В ответ на это отец Байкал кинул в свою дочь огромный кусок скалы и проклял её. Эта скала, называемая Шаман-камень, находится у истока Ангары и считается её началом».2. Решение  проблемных ситуаций: «Может ли человек жить без воды?», «Какую воду можно пить, а какую использовать в быту?», «Может ли ветер изменить ясную погоду?»

3. Беседы на тему: «Надо ли беречь воду?», «Ангара – дочь Байкала», «Байкал – священный дар природы».

4. Отгадывание загадок по теме.

«Зеркало»Прыгал дождик под горой,
у  него карман с дырой,
А в кармане, а в кармане
зеркало, зеркало.

Дождик бегал среди скал,
дождик по небу скакал
И оставил на поляне
зеркало, зеркало.

Прилетел, зеленый жук,
закричал присев на сук:
- Ах, какое голубое
зеркало, зеркало!

И с утра до темноты
все кусты и все цветы
Приходили поглядеться
в зеркало, в зеркало!

«Байкал»Лесистых гор полуовалы,
Касанье голубых лекал.
И скалы, срезанные валом,
И небо, павшее в Байкал.
И сам он – величав и вечен
В гранитной раме вырезной.
И весь — до донышка – просвечен,
И весь — до капельки — родной.

Фадеева Н.Ю.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Планирование Метки: 

Сейчас читают:

Дополнительная образовательная программа социально-гуманитарной направленности «Логоритмика» Дополнительная образовательная программа социально-гуманитарной направленности «Логоритмика»
Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре в средней группе для детей с ТНР Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре в средней группе для детей с ТНР
Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной группе детей с ОНР Перспективный план взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной группе детей с ОНР
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселый язычок» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселый язычок»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.