Роль групповых занятий в нейрореабилитации пациентов с дизартрией в суточном стационаре

Динамическая афазияРоль групповых занятий в нейрореабилитации пациентов с дизартрией в суточном стационаре.

Чрезвычайно важную роль в восстановительно-коррекционном обучении пациентов с дизартрией играет проведение групповых нейродефектологических и музыкальных занятий наряду с индивидуальными нейродефектологическими занятиями, что возможно реализовать только в условиях дневного и суточного стационаров.

Данный комплекс занятий предназначен для пациентов, имеющих нарушения дыхания, мышечного тонуса речевого аппарата, голоса, просодической стороны речи.

Цели:

  1. преодоление произносительных трудностей, нарушений просодической стороны речи и дальнейшее закрепление и совершенствование речевых навыков, приобретённых на индивидуальных нейродефектологических занятиях, в рамках групповых занятий;
  2. преодоление психологического барьера в коммуникации в социуме;
  3. формирование и закрепление навыков самоконтроля за собственной речевой продукцией.

Задачи:

  1. формирование синхронной деятельности отделов дыхания, голосообразования, звукопроизношения;
  2. нормализация речевого дыхания и фонетической окраски звуков;
  3. восстановление мелодико-интонационной стороны речи;
  4. нормализация тонуса в мышцах речевого аппарата (снижение степени проявления спастического пареза, ригидности, атаксии в мышцах речевой моторики).

В структуру индивидуальных, групповых нейродефектологических и музыкальных занятий входят упражнения для мышц плечевого пояса и воротниковой зоны; дыхательная гимнастика; голосовые упражнения.

Отличительным моментом индивидуальных нейродефектологических занятий в достижении наших целей является возможность учитывать индивидуальные особенности больного, использовать время занятий более продуктивно, психологически подготовить пациента к общению в социуме.

Очень важно, что во время индивидуального занятия специалист имеет возможность проведения логопедического массажа, способствующего нормализации мышечного тонуса воротниковой зоны и речевого аппарата, а также проведения артикуляционной гимнастики, учитывая особенности речевого нарушения.

В структуру индивидуальных, также как и групповых нейродефектологических занятий, после подготовки речевого аппарата входит упражнения, направленные на отработку звуков, слоговых сочетаний, слов, фраз, чистоговорок; усложнение синтаксической и семантической структуры предложений; диалоги, драматизация.

Положительным аспектом групповых нейродефектологических занятий является возможность формирования навыков межличностного общения в различных ситуациях и воздействия на эмоционально-волевую сферу.

Например, пациенты имеют возможность проявлять свои положительные качества и контролировать негативные эмоции, бороться со страхом коммуникации.

Работа над эмоционально-волевой сферой продолжается на групповых музыкальных занятиях, где пациент в непринуждённой атмосфере закрепляет полученные на нейродефектологических занятиях навыки. На музыкальных занятиях основной упор делается на совершенствование речевого дыхания, развитие голоса, мелодико-интонационной и темпо-ритмической стороны речи.

Наполняемость нейродефектологической группы составляет 8-10 человек. Наполняемость музыкальной группы 15-20 человек.

Была проведена работа по выявлению результативности комплексного подхода. За 12 месяцев курс коррекционно-восстановительного обучения в экспериментальной группе прошли 60 пациентов с дизартрией.

В первую экспериментальную группу вошли 30 пациентов, посещавших только индивидуальные нейродефектологические занятия.

Во вторую экспериментальную группу вошли 30 пациентов, посещавших, помимо индивидуальных, групповые и музыкальные занятия.

В результате проведённой работы у 95% пациентов обеих экспериментальных групп улучшилось неречевое и речевое дыхание, синхронность процессов дыхания и голосообразования, снизились проявления нарушений тонуса в мышцах речевого аппарата, плавность звуко-высотных переходов, интонационная сторона, речь стала более понятной и чёткой.

Однако больший процент пациентов второй группы выписался со значительным улучшением всех показателей речевой функции. Больные второй группы научились выносить приобретённые речевые навыки за пределы индивидуальных занятий со специалистом, так как значительно повысилась уверенность, раскрепощённость, исчез страх речевой коммуникации (95%), в отличие от первой группы, где этот показатель снижается до 17%.

Данные результата показывают, что эффективность коррекционно-восстановительного обучения пациентов с дизартрией значительно возрастает при проведении наряду с индивидуальными нейродефектологическими занятиями, групповых и музыкальных занятий.

Перова Маргарита Сергеевна,
логопед в Центре патологии речи
и нейрореабилитации, г. Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Использование увлекательных форм работы с детьми на основе методических приемов с целью устранения нарушения развития речи Использование увлекательных форм работы с детьми на основе методических приемов с целью устранения нарушения развития речи
Программа по коррекции системного недоразвития речи для 1 класса Программа по коррекции системного недоразвития речи для 1 класса
Консультация для родителей на тему: «Фантазируем, играем и звук «Л» мы закрепляем!» Консультация для родителей на тему: «Фантазируем, играем и звук «Л» мы закрепляем!»
Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения у дошкольников 6-7 лет с ОНР средствами малых фольклорных форм Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения у дошкольников 6-7 лет с ОНР средствами малых фольклорных форм

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.