Развитие речи младших дошкольников — практические советы для родителей

Развитие речи в игреРазвитие речи младших дошкольников — практические советы для родителей.

Овладение речью имеет огромное значение для общения с окружающими. Речь постепенно становится важным средством передачи опыта от взрослого ребенку. Малыша в этом возрасте интересует окружающий его мир, и он часто задает вопросы: «Что это?», «Почему?», «Зачем?», направленные на уточнение смысла знакомых слов и появлению новых. Не оставляйте без внимания его интерес к окружающему. Помогите малышу поискать ответ на свой вопрос.

Расширению словарного запаса, уточнению значений слов очень помогают совместная деятельность взрослого и ребёнка в реальности, а затем и игры. Сопровождайте любую совместную деятельность речью. Называйте предметы, их назначение, качества, и это будет способствовать появлению новых слов.

Конечно, всем мамам хочется, чтобы ребенок как можно быстрее заговорил чисто, но необходимо набраться терпения и уделить внимание основным ступеням речевого развития.

1. Зарядка для губ и языка позволит укрепить мышцы артикуляционного аппарата, сделает их гибкими и подвижными. Это подготавливает основу для произношения всех звуков речи.

2. Упражнения на развитие дыхания обеспечит четкое произношение звуков. Поучите ребенка набирать воздух через нос, выдыхать длительно и плавно через рот, плечи при этом не поднимать, щеки не раздувать.

3. Упражнения на развитие слухового внимания способствуют выработки самоконтроля за произношением звуков. Для того чтобы произнести слово правильно, его надо расслышать. Начните эти упражнения с более простых заданий на распознавания окружающих звуков.

Играть с малышом вовсе не обязательно за столом, превращая игру в урок. Играть можно где угодно, даже на кухне. Ведь здесь очень много интересных предметов, с помощью которых малыша можно учить!

На кухне

Рассмотрите предметы посуды. Назовите их, покажите части. Объясните назначение посуды. Покажите, как пользоваться кухонной утварью, столовыми приборами. Дайте ребенку наиграться (покидать, постучать) с разными предметами.

Вместе с ребенком сварите кашу, испеките печенье. Проговаривайте «под руку» действия (наливаем, насыпаем, перемешиваем), называйте предметы, их части (кастрюля — стенки, дно, крышка, ручки), качества (глубокая, тяжелая).

Развитие мышц губ, щек и языка

«Как вкусно!». Слизывать языком кусочки печенья с уголков рта. Облизывать мороженое, леденец, Чупа Чупс, слизывать сметану, сгущенку с блюдца. Пить кисель, йогурт из трубочки.

Развитие дыхания

«Ручки запачкались». Сдуть муку с рук. Дуть на горячий чай, суп.

«Что у нас на обед?»

Попросите определить, какое блюдо готовит мама (бабушка) по запаху (втягивать носом ароматы кухни).

Развитие слухового внимания

«Что за звук?». Попросите ребенка прислушаться к звукам на кухне (как кипит вода в кастрюле; стуку деревянных, стеклянных предметов), определите на слух что упало на пол, что делает мама на кухне (моет посуду).

Дома в ванной

Во время купания, уточните названия частей тела ребенка. Рассмотрите предметы, находящиеся в ванной. Назовите их, покажите части. Объясните назначение этих предметов.

Развитие мышц губ, щек и языка

«Мое настроение». Предложить ребенку перед зеркалом показать разные настроения (веселое, грустное).

«Чистим зубы». Чистим нижние и верхние зубы язычком. Проводим языком по зубам слева — направо и сверху – вниз.

Развитие дыхания

«Белые кораблики». Дуть на пену, гелиевые (глицерин) пятна, кораблики (плавающие предметы) в тазу.

Развитие слухового внимания

Прислушиваться и определить разницу между шумом воды из крана и душа.

В комнате

Дайте возможность наиграться с игрушками, предметами быта (потрогать, покидать, покатать). Убирая игрушки, предложите ребенку разложите игрушки на «твердые и мягкие», «деревянные и пластмассовые». Называйте «под руку» действия (катать) и качества предмета (легкий).

Развитие мышц губ, щек и языка

«Тик-так». Послушать, как тикают часы дома, и предложить ребенку поиграть с язычком — попеременно касаемся языком уголков губ (вправо-влево).

«Веселые шарики» — Надуть щеки и указательными пальцами или ладонями нажать на них.

Развитие дыхания

«С Днем Рождения». Подуть на свечу так, чтобы не затушить ее пламя (положить пламя свечи), задуть пламя свечи, вспоминая день рождения.

Поиграть на дудочке (свистульке), выдувать мыльные пузыри, надувать воздушные шарики.

Развитие слухового внимания

Прислушиваться и отгадывать (по шуму, голосу), кто пришел домой. Определить по стуку (звону, шелесту) разные предметы: ключи, шелест бумаги.

«Домашний оркестр». Сделать с ребенком самодельные музыкальные инструменты (из картонных коробок, тканевых мешочков) и поиграть на них под музыку, стараясь попадать в ритм.

Бажина Елена Владимировна,
учитель-логопед,
ЧДОУ № 163,
г. Новосибирск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 3,67 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Развитие речи Метки: ,

Сейчас читают:

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику детей» Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику детей»
Как помочь ребенку с нарушенным слухом, или ранняя абилитация Как помочь ребенку с нарушенным слухом, или ранняя абилитация
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики дома (консультация для родителей) Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики дома (консультация для родителей)
Не пора ли к логопеду? Не пора ли к логопеду?

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.