Тема НОД по развитию речи на усвоение лексико-грамматических категорий: «Деревья, кустарники леса»

Лексическая тема ДеревьяТема НОД по развитию речи на усвоение лексико-грамматических категорий: «Деревья, кустарники леса».

Цель:

  • учить изменять слова и образовывать новые относительные прилагательные.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • формирование знаний, представлений о видовом разнообразии леса.
  • Закрепление названий деревьев.
  • Формирование правильного употребления падежных окончаний имен существительных во множественном числе.
  • Закрепление обобщающего понятия «деревья».

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие мелкой моторики рук,
  • зрительно-моторной координации.
  • развитие наблюдательности, внимания, умения слушать выступающего,
  • развитие слухового, зрительного внимания,
  • обогащение словаря по теме лес, деревья,
  • развитие грамматического строя речи,
  • развитие умения образовывать множественное число от существительных единственного числа в форме именительного падежа,
  • умения образовывать прилагательные от существительных.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитание гуманного отношения к природе родного края.

Используемые материалы:

  • сундучок – посылка, письмо от героя, листья деревьев (нарисованные по контуру), шишки ели, мультимедийный экран, проектор, 3 корзинки, разрезные картинки по количеству детей.

Предварительная работа:

  • выход с экскурсией в парк.

I – Организационный момент.

Организуется непосредственное вхождение детей в деятельность, создается мотивация: Раздается стук в дверь, заходит почтальон и доставляет посылку.

Логопед: Ребята, посмотрите, к нам в группу принесли посылку от Старичка – Лесовичка. Давайте посмотрим, что там? Тут письмо, давайте почитаем.

II – Основная часть.

Здравствуйте, дорогие ребята! Как у вас дела? Все ли хорошо? Вы недавно были у меня в гостях в парке, вы мне так понравились! Вы были такие внимательные, когда вам рассказывали про деревья и лес, а я вот старенький уже и частенько многое забываю… Недавно наводил порядки в своих лесных владениях и перепутал все листочки, помогите мне, пожалуйста, определить какой листик к какому дереву относится.

Упражнение: «Назови листья»:

Логопед достает из посылки лист и формулирует образец: Будем говорить так: Это лист дуба. Дубовый лист растет на дубе.

(листья березы, липы, рябины, осины, клена, сосны)

Логопед: Ой, а это что такое? – достает шишку ели.

Ответы детей: Это шишка. Логопед дополняет: Это еловая шишка.

Логопед: А разве это листик? У ели какие листики?

Как называются деревья, у которых есть листочки? – Ответы детей: Деревья с листочками называются лиственными.

Логопед: а как называются деревья с иголочками? – Ответы детей: Деревья с иголочками называются — хвойные.

Молодцы ребята! С листиками мы разобрались, но Лесовичок умудрился перепутать не только листочки, но еще и намудрил с деревьями, давайте разбираться!

Упражнение: «Что лишнее?»:

Дети перемещаются к экрану, на который выводятся изображения деревьев.

Слайд 1 — Сосна, береза, ель, лиственница – что тут лишнее и почему?

- лишняя береза, потому что это лиственное дерево, а остальные хвойные.

Слайд 2 — Дуб, сосна, клен, ива — что тут лишнее и почему?

- лишняя сосна, потому что это хвойное дерево, а остальные лиственные.

Слайд 3 – Ива, рябина, тополь, пальма — что тут лишнее и почему?

- лишняя пальма, потому что это дерево не растет в наших лесах.

Слайд 4 – осина, дубовый лист, липа, ель — что тут лишнее и почему?

Лишний дубовый лист, потому что это не дерево.

Упражнение: Физминутка:

1)

Листья осенние тихо кружатся,
Дети кружатся на цыпочках, руки в стороны.
Листья нам под ноги тихо ложатся,
Приседают.
И под ногами шуршат, шелестят,
Движения руками вправо, влево.
Будто опять закружиться хотят
Поднимаются, кружатся.
Н. Нищева

2) Дети водят хоровод со словами:

По тропинке в лес пойдем, в лес пойдем, в лес пойдем,
Много шишек наберем, наберем, наберем.

Логопед: мы пришли на полянку, посмотрите, тут спрятались шишки, надо их все найти и сложить в корзинку.

Дети в рассыпную собирают шишки и складывают в корзинки.

Упражнение: «Сосчитаем шишки».

Молодцы, ребята! Садитесь за столы, давайте посчитаем, сколько шишек вы собрали.

Одна шишка, две шишки,…..десять шишек.

Логопед: а корзинок сколько?

Одна корзинка, две корзинки, три корзинки.

Упражнение: «Собери картинку».

На столах у каждого в конверте разрезная картинка, на которой изображены деревья или листья

Упражнение: «Назови, что у тебя на картинке».

Логопед: посмотрите внимательно на свои картинки и назовите, что изображено, например, у меня нарисовано два клена.

Каждый называет свои картинки, согласуя существительные и числительные 2-5.

Упражнение: «Раздели слово на слоги».

Логопед:

Я с картинками играю,
по слогам их называю.
Я руками хлопаю
И ногами топаю.

Давайте разделим ваши слова на слоги. Например, у меня – клен (хлопок) – 1 слог .

Какое слово было самое длинное? Самое короткое?

III — Заключительная часть — подведение итогов.

Вы все справились с этим заданием! Чем мы сегодня занимались? Что больше всего понравилось? Что было трудным? Старичок – Лесовичок прощается с нами, говорит вам, ребята, большое спасибо и дарит вам подарки – раскраски деревьев осеннего леса.

Пичкобий Анастасия Владимировна Пичкобий Анастасия Владимировна,
учитель-логопед,
МДОУ №20 «Колосок» корпус №8,
город Кондопога
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт» Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.