Тема НОД по развитию речи на усвоение лексико-грамматических категорий: «Деревья, кустарники леса»

Лексическая тема ДеревьяТема НОД по развитию речи на усвоение лексико-грамматических категорий: «Деревья, кустарники леса».

Цель:

  • учить изменять слова и образовывать новые относительные прилагательные.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • формирование знаний, представлений о видовом разнообразии леса.
  • Закрепление названий деревьев.
  • Формирование правильного употребления падежных окончаний имен существительных во множественном числе.
  • Закрепление обобщающего понятия «деревья».

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие мелкой моторики рук,
  • зрительно-моторной координации.
  • развитие наблюдательности, внимания, умения слушать выступающего,
  • развитие слухового, зрительного внимания,
  • обогащение словаря по теме лес, деревья,
  • развитие грамматического строя речи,
  • развитие умения образовывать множественное число от существительных единственного числа в форме именительного падежа,
  • умения образовывать прилагательные от существительных.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитание гуманного отношения к природе родного края.

Используемые материалы:

  • сундучок – посылка, письмо от героя, листья деревьев (нарисованные по контуру), шишки ели, мультимедийный экран, проектор, 3 корзинки, разрезные картинки по количеству детей.

Предварительная работа:

  • выход с экскурсией в парк.

I – Организационный момент.

Организуется непосредственное вхождение детей в деятельность, создается мотивация: Раздается стук в дверь, заходит почтальон и доставляет посылку.

Логопед: Ребята, посмотрите, к нам в группу принесли посылку от Старичка – Лесовичка. Давайте посмотрим, что там? Тут письмо, давайте почитаем.

II – Основная часть.

Здравствуйте, дорогие ребята! Как у вас дела? Все ли хорошо? Вы недавно были у меня в гостях в парке, вы мне так понравились! Вы были такие внимательные, когда вам рассказывали про деревья и лес, а я вот старенький уже и частенько многое забываю… Недавно наводил порядки в своих лесных владениях и перепутал все листочки, помогите мне, пожалуйста, определить какой листик к какому дереву относится.

Упражнение: «Назови листья»:

Логопед достает из посылки лист и формулирует образец: Будем говорить так: Это лист дуба. Дубовый лист растет на дубе.

(листья березы, липы, рябины, осины, клена, сосны)

Логопед: Ой, а это что такое? – достает шишку ели.

Ответы детей: Это шишка. Логопед дополняет: Это еловая шишка.

Логопед: А разве это листик? У ели какие листики?

Как называются деревья, у которых есть листочки? – Ответы детей: Деревья с листочками называются лиственными.

Логопед: а как называются деревья с иголочками? – Ответы детей: Деревья с иголочками называются — хвойные.

Молодцы ребята! С листиками мы разобрались, но Лесовичок умудрился перепутать не только листочки, но еще и намудрил с деревьями, давайте разбираться!

Упражнение: «Что лишнее?»:

Дети перемещаются к экрану, на который выводятся изображения деревьев.

Слайд 1 — Сосна, береза, ель, лиственница – что тут лишнее и почему?

- лишняя береза, потому что это лиственное дерево, а остальные хвойные.

Слайд 2 — Дуб, сосна, клен, ива — что тут лишнее и почему?

- лишняя сосна, потому что это хвойное дерево, а остальные лиственные.

Слайд 3 – Ива, рябина, тополь, пальма — что тут лишнее и почему?

- лишняя пальма, потому что это дерево не растет в наших лесах.

Слайд 4 – осина, дубовый лист, липа, ель — что тут лишнее и почему?

Лишний дубовый лист, потому что это не дерево.

Упражнение: Физминутка:

1)

Листья осенние тихо кружатся,
Дети кружатся на цыпочках, руки в стороны.
Листья нам под ноги тихо ложатся,
Приседают.
И под ногами шуршат, шелестят,
Движения руками вправо, влево.
Будто опять закружиться хотят
Поднимаются, кружатся.
Н. Нищева

2) Дети водят хоровод со словами:

По тропинке в лес пойдем, в лес пойдем, в лес пойдем,
Много шишек наберем, наберем, наберем.

Логопед: мы пришли на полянку, посмотрите, тут спрятались шишки, надо их все найти и сложить в корзинку.

Дети в рассыпную собирают шишки и складывают в корзинки.

Упражнение: «Сосчитаем шишки».

Молодцы, ребята! Садитесь за столы, давайте посчитаем, сколько шишек вы собрали.

Одна шишка, две шишки,…..десять шишек.

Логопед: а корзинок сколько?

Одна корзинка, две корзинки, три корзинки.

Упражнение: «Собери картинку».

На столах у каждого в конверте разрезная картинка, на которой изображены деревья или листья

Упражнение: «Назови, что у тебя на картинке».

Логопед: посмотрите внимательно на свои картинки и назовите, что изображено, например, у меня нарисовано два клена.

Каждый называет свои картинки, согласуя существительные и числительные 2-5.

Упражнение: «Раздели слово на слоги».

Логопед:

Я с картинками играю,
по слогам их называю.
Я руками хлопаю
И ногами топаю.

Давайте разделим ваши слова на слоги. Например, у меня – клен (хлопок) – 1 слог .

Какое слово было самое длинное? Самое короткое?

III — Заключительная часть — подведение итогов.

Вы все справились с этим заданием! Чем мы сегодня занимались? Что больше всего понравилось? Что было трудным? Старичок – Лесовичок прощается с нами, говорит вам, ребята, большое спасибо и дарит вам подарки – раскраски деревьев осеннего леса.

Пичкобий Анастасия Владимировна Пичкобий А.В.,
учитель-логопед
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Конспект организованной образовательной деятельности (ООД) на тему:  «Заколдованная весна» Конспект организованной образовательной деятельности (ООД) на тему: «Заколдованная весна»
Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по логоритмике в старшей группе компенсирующей направленности (6-7 лет) с детьми после кохлеарной имплантации Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по логоритмике в старшей группе компенсирующей направленности (6-7 лет) с детьми после кохлеарной имплантации
Конспект подгруппового занятия «Предлоги» Конспект подгруппового занятия «Предлоги»
Конспект индивидуального логопедического занятия: Постановка звука [ш] Конспект индивидуального логопедического занятия: Постановка звука [ш]

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.