Тема НОД по развитию речи на усвоение лексико-грамматических категорий: «Лесные ягоды Карелии»

Лексическая тема ЯгодыТема НОД по развитию речи на усвоение лексико-грамматических категорий: «Лесные ягоды Карелии»

Цель:

  • дифференциация предлогов «на» – «в».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • формирование навыков словообразования,
  • закрепление понятия о словах – признаках.

Коррекционно-развивающие:

  • обогащение словаря по темам: грибы, ягоды,
  • развитие грамматического строя речи,
  • умения изменять слова и образовывать новые,
  • развитие связной речи, умения строить последовательный рассказ, с использованием красочных эпитетов, прилагательных,
  • развитие фонематического восприятия, слухового внимания, зрительного восприятия,
  • развитие слухо-речевой памяти.
  • Совершенствование навыка слогового анализа.
  • Развитие словесно-логического мышления, анализа и синтеза.
  • Развитие зрительно-моторной координации.
  • Развитие моторной сферы, согласованности с движением.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитание бережного отношения к природе, интереса к окружающему растительному миру.

Материалы и оборудование:

  • картинки ягод, картинки корзинок для слогового анализа, картинка Карлсона, схема(цвет, размер, вкус), карандаши, раздаточные листы с изображением ягод и корзин, соединенных пунктирными линиями.

I – Организационный момент:

Игра на развитие слухового внимания, памяти: «Запомни и повтори».

– логопед произносит цепочку слов, а дети воспроизводят.

Черника, морошка;

Земляника, черника, голубика;

Брусника, клюква, малина;

Клюква, малина, брусника, морошка И т.д.

II – Основная часть.

Логопед: Что мы сейчас с вами называли, как это можно назвать все одним словом?

- Лесные ягоды.

Логопед: а что еще растет в лесу? — в лесу растут грибы.

Логопед: Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о грибах и ягодах, которые растут в карельском лесу.)

Сюрпризный момент появление Карлсона.

Логопед: Дети, вы любите загадки? Тогда попробуйте отгадать, кто к нам сегодня пришел.

Он весёлый, заводной,
И пропеллер за спиной,
Поднимает настроенье,
Любит сладкое варенье,
Малыша всегда смешит.
Кто же это? Подскажи!

при правильном ответе, появляется картинка Карлсона с банкой варенья.

Это — Карлсон, который живет на крыше. А кто знает, что любит Карлсон? Карлсон очень любит пошалить! Однажды он со своим другом Малышом заигрались и перепутали все картинки, наша с вами задача – найти лишнюю и сказать, почему она не подходит.

Упражнение: «Четвертый лишний».

Логопед предъявляет картинный материал, а дети называют и определяют, что лишнее и почему.

1) Черника, морошка, груша, малина – лишняя груша, потому что это фрукт, а остальное ягоды.

2) клубника, голубика, клюква, земляника – лишняя клубника, потому что это садовая ягода, а остальные лесные.

3) морошка, брусника, клюква, подосиновик – линий подосиновик – это гриб, а остальные лесные ягоды.

Логопед: молодцы, ребята!

Упражнение «На или В».

Наш Карлсон такой невнимательный! Он все время путает маленькие слова — на – и — в –

Вот послушайте как он говорит:

Земляника растет в кустике. Как надо правильно сказать?

Малину положили на корзинку –

Морошковое варенье налили на чашку –

Морошка растет в болоте –

(Каждому предлагается составить 2 предложения с разными предлогами, опираясь на картинки).

Упражнение «Деление на слоги».

Шалун Карлсон так заигрался, что и не заметил, что не далеко от него стояли корзинки с ягодами и случайно и все рассыпал. Давайте дружно соберем. Надо назвать ягоду и прохлопать, а потом определить, в какой корзинке она была.

На доске картинки с ягодами и 3 корзинки, в которых нарисованы окошки, обозначающие количество слогов.

Дети подходят к доске, выбирают ягоду, произносят и отхлопывают слоги, называя количество «кладут в корзинку».

Земляника (4), черника (3), морошка (3), клюква (2), брусника (3), голубика (3), малина (3).

Физминутка.

Мы с друзьями
Солнечным погожим днём
Мы с друзьями в лес идём.
Мы с собой несём корзинки.
Вот хорошая тропинка! (Ходьба на месте.)
Собираем землянику,
Ищем вкусную чернику,
Голубику, костянику,
Кисловатую бруснику. (Наклоны вперёд.)
А вокруг полно малины.
Пройти мимо не могли мы.
Собираем по кустам.
Здесь отличные места! (Повороты влево-вправо.)
Снова мы идём по лесу. (Ходьба на месте.)
А вокруг — так интересно! (Потягивания — руки в стороны.)
Отдохнуть пора, дружок.
Мы присядем на пенёк.

Упражнение: «Составление загадок» – по карточкам-подсказкам. (цвет, размер, вкус).

Логопед: Карлсон любит не только шалить, но и загадывать и отгадывать загадки, вот послушайте, какую он придумал. – дается образец составления загадки с опорой на схему – цвет, размер, вкус.

Затем дети самостоятельно придумывают, составляют загадки, подбирая слова — признаки в рассказе.

(Земляника, черника, морошка, брусника, клюква, голубика, малина)

Упражнение «Помоги Карлсону приготовить варенье и компот».

На доске выставлены картинки: Банка варенья и кастрюля. Дети достают из коробки картинки ягод, называют их и образуют новые слова – относительные прилагательные.

Черничный компот – черничное варенье.

Физминутка для пальчиков.

К нашему Карлсону гости пришли.
И вот, что они ему принесли:
Зайка — чернику,
Ежик — бруснику,
Белка — рябину и ежевику.
Спелой малины лиса принесла.
Очень душистой малина была.

Упражнение «Собери ягоды».

Раздаточные листы.

У каждого на столах лежит лист, на котором изображены ягоды, корзинки, тарелочки. Надо провести по пунктирным линиям от ягод к корзинкам, тем самым «собирать их».

Логопед: давайте соберем все ягодки в корзинки или на тарелочки.

После того, как дети справятся с заданием, прошу нескольких ребят озвучить, куда они собирали ягоды (на – или в).

III – Итог.

Какие вы все молодцы! Старались, правильно отвечали. Какие ягоды вы запомнили? Что понравилось? Что было для вас трудным?

Пичкобий Анастасия Владимировна Пичкобий А.В.,
учитель-логопед
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 4,75 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши»
Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики» Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.