Тема НОД по развитию речи на усвоение лексико-грамматических категорий: «Лесные ягоды Карелии»

Лексическая тема ЯгодыТема НОД по развитию речи на усвоение лексико-грамматических категорий: «Лесные ягоды Карелии»

Цель:

  • дифференциация предлогов «на» – «в».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • формирование навыков словообразования,
  • закрепление понятия о словах – признаках.

Коррекционно-развивающие:

  • обогащение словаря по темам: грибы, ягоды,
  • развитие грамматического строя речи,
  • умения изменять слова и образовывать новые,
  • развитие связной речи, умения строить последовательный рассказ, с использованием красочных эпитетов, прилагательных,
  • развитие фонематического восприятия, слухового внимания, зрительного восприятия,
  • развитие слухо-речевой памяти.
  • Совершенствование навыка слогового анализа.
  • Развитие словесно-логического мышления, анализа и синтеза.
  • Развитие зрительно-моторной координации.
  • Развитие моторной сферы, согласованности с движением.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитание бережного отношения к природе, интереса к окружающему растительному миру.

Материалы и оборудование:

  • картинки ягод, картинки корзинок для слогового анализа, картинка Карлсона, схема(цвет, размер, вкус), карандаши, раздаточные листы с изображением ягод и корзин, соединенных пунктирными линиями.

I – Организационный момент:

Игра на развитие слухового внимания, памяти: «Запомни и повтори».

– логопед произносит цепочку слов, а дети воспроизводят.

Черника, морошка;

Земляника, черника, голубика;

Брусника, клюква, малина;

Клюква, малина, брусника, морошка И т.д.

II – Основная часть.

Логопед: Что мы сейчас с вами называли, как это можно назвать все одним словом?

- Лесные ягоды.

Логопед: а что еще растет в лесу? — в лесу растут грибы.

Логопед: Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о грибах и ягодах, которые растут в карельском лесу.)

Сюрпризный момент появление Карлсона.

Логопед: Дети, вы любите загадки? Тогда попробуйте отгадать, кто к нам сегодня пришел.

Он весёлый, заводной,
И пропеллер за спиной,
Поднимает настроенье,
Любит сладкое варенье,
Малыша всегда смешит.
Кто же это? Подскажи!

при правильном ответе, появляется картинка Карлсона с банкой варенья.

Это — Карлсон, который живет на крыше. А кто знает, что любит Карлсон? Карлсон очень любит пошалить! Однажды он со своим другом Малышом заигрались и перепутали все картинки, наша с вами задача – найти лишнюю и сказать, почему она не подходит.

Упражнение: «Четвертый лишний».

Логопед предъявляет картинный материал, а дети называют и определяют, что лишнее и почему.

1) Черника, морошка, груша, малина – лишняя груша, потому что это фрукт, а остальное ягоды.

2) клубника, голубика, клюква, земляника – лишняя клубника, потому что это садовая ягода, а остальные лесные.

3) морошка, брусника, клюква, подосиновик – линий подосиновик – это гриб, а остальные лесные ягоды.

Логопед: молодцы, ребята!

Упражнение «На или В».

Наш Карлсон такой невнимательный! Он все время путает маленькие слова — на – и — в –

Вот послушайте как он говорит:

Земляника растет в кустике. Как надо правильно сказать?

Малину положили на корзинку –

Морошковое варенье налили на чашку –

Морошка растет в болоте –

(Каждому предлагается составить 2 предложения с разными предлогами, опираясь на картинки).

Упражнение «Деление на слоги».

Шалун Карлсон так заигрался, что и не заметил, что не далеко от него стояли корзинки с ягодами и случайно и все рассыпал. Давайте дружно соберем. Надо назвать ягоду и прохлопать, а потом определить, в какой корзинке она была.

На доске картинки с ягодами и 3 корзинки, в которых нарисованы окошки, обозначающие количество слогов.

Дети подходят к доске, выбирают ягоду, произносят и отхлопывают слоги, называя количество «кладут в корзинку».

Земляника (4), черника (3), морошка (3), клюква (2), брусника (3), голубика (3), малина (3).

Физминутка.

Мы с друзьями
Солнечным погожим днём
Мы с друзьями в лес идём.
Мы с собой несём корзинки.
Вот хорошая тропинка! (Ходьба на месте.)
Собираем землянику,
Ищем вкусную чернику,
Голубику, костянику,
Кисловатую бруснику. (Наклоны вперёд.)
А вокруг полно малины.
Пройти мимо не могли мы.
Собираем по кустам.
Здесь отличные места! (Повороты влево-вправо.)
Снова мы идём по лесу. (Ходьба на месте.)
А вокруг — так интересно! (Потягивания — руки в стороны.)
Отдохнуть пора, дружок.
Мы присядем на пенёк.

Упражнение: «Составление загадок» – по карточкам-подсказкам. (цвет, размер, вкус).

Логопед: Карлсон любит не только шалить, но и загадывать и отгадывать загадки, вот послушайте, какую он придумал. – дается образец составления загадки с опорой на схему – цвет, размер, вкус.

Затем дети самостоятельно придумывают, составляют загадки, подбирая слова — признаки в рассказе.

(Земляника, черника, морошка, брусника, клюква, голубика, малина)

Упражнение «Помоги Карлсону приготовить варенье и компот».

На доске выставлены картинки: Банка варенья и кастрюля. Дети достают из коробки картинки ягод, называют их и образуют новые слова – относительные прилагательные.

Черничный компот – черничное варенье.

Физминутка для пальчиков.

К нашему Карлсону гости пришли.
И вот, что они ему принесли:
Зайка — чернику,
Ежик — бруснику,
Белка — рябину и ежевику.
Спелой малины лиса принесла.
Очень душистой малина была.

Упражнение «Собери ягоды».

Раздаточные листы.

У каждого на столах лежит лист, на котором изображены ягоды, корзинки, тарелочки. Надо провести по пунктирным линиям от ягод к корзинкам, тем самым «собирать их».

Логопед: давайте соберем все ягодки в корзинки или на тарелочки.

После того, как дети справятся с заданием, прошу нескольких ребят озвучить, куда они собирали ягоды (на – или в).

III – Итог.

Какие вы все молодцы! Старались, правильно отвечали. Какие ягоды вы запомнили? Что понравилось? Что было для вас трудным?

Пичкобий Анастасия Владимировна Пичкобий Анастасия Владимировна,
учитель-логопед,
МДОУ №20 «Колосок» корпус №8,
город Кондопога
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт» Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.