Конспект НОД в старшей логопедической группе «Космическое приключение»

Конспект занятия КосмосНепосредственно-образовательная деятельность разработана для детей 5-6 лет, раздел «Коррекционная работа в ДОО», раскрывает интеграцию образовательных областей: «познавательного развития», «социально – коммуникативного развития», «речевого развития» в соответствии с ООП МБДОУ д/с №10 и ФГОС ДО. Конспект рекомендован учителям — логопедам дошкольных образовательных организаций, работающим с детьми, имеющими речевые нарушения (ОНР, ФФНР).

Тема: Космическое приключение

Группа: старшая логопедическая

Время реализации НОД: 25 минут.

Цель:

  • закрепление знаний детей по лексической теме «Космос» через внедрение технологии развивающего обучения.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Закрепить понятия по лексической теме «Космос».
  • Упражнять детей в подборе родственных слов, в образовании новых слов, согласовании существительных, прилагательных с числительными в единственном и множественном числах.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать фонематическое восприятия.
  • Развивать психологическую базу речи: внимание, память, мышление.

Воспитательные:

  • Формировать умение слышать педагога, выполнять инструкцию, работать в коллективе, быть внимательным к друг другу.
  • Воспитание чувства сопереживания, толерантного отношения к окружающему миру.

Словарная работа:

  • Активизация словаря: космос, космический, планета, спутник, скафандр, космодром.

Обогащение словаря:

  • планетный, планетарий, инопланетяне, астроном, созвездие

Тип занятия:

  • обобщения и систематизации знаний по теме: «Космос».

Форма:

  • Занятие-путешествие.

Оборудование:

  • Кубики Никитина; мультимедийная установка для показа презентации; макет «Далёкой планеты», телеграмма с текстом, изображения инопланетян, рация, кукла Гнома-астронома (на руку), сигнальные флажки, материал для игры «Найди две одинаковые ракеты», фигурки птиц, животных, насекомых.

Ход НОД:

Организационный момент:

Звучат тревожные позывные. Логопед в наушниках, сидя за импровизированной рацией, принимает позывные.

Логопед: Ребята, только что поступили тревожные позывные жителей Далёкой планеты. Послушайте сообщение: «Дети Земли! На нашу планету обрушилось огромная беда! Налетел страшный ураган и уничтожил почти всё живое на ней. Погибли многие растения, насекомые, животные стали покидать её в поисках нового жилища. Помогите, пожалуйста, вернуть нашей планете первоначальный облик!!! Жители Далёкой планеты»

Логопед: Ну, что, ребята, поможем? Но как мы доберёмся до неё? Я, кажется, знаю. Послушайте, пожалуйста, загадку и ответьте — у кого мы спросим совета:

Кто смотрит всегда в телескоп,
С космосом близко знаком,
Обнаруживает чёрные дыры,
Любуется созвездием Лиры? (Астроном)

Логопед: Правильно, ребята. Нам поможет Гном-астроном. ( Появляется кукла Гнома-астронома на руке у учителя — логопеда).

Логопед: Уважаемый, Гном, вы много знаете о космосе, укажите нам, пожалуйста, путь к Далёкой планете. Нам необходимо туда попасть, так как от нас ждут помощи её жители.

Гном: Я вам, конечно. Помогу, но вы должны знать, что путь вам предстоит трудный и далёкий:

Окрашен космос в чёрный цвет,
Поскольку атмосферы нет,
Ни ночи нет, ни дня,
Там нет земной голубизны,
Там виды странны и чудны:
И звёзды сразу все видны,
И Солнце, и Луна. (В.Лепилов)
Вы готовы? (Да)

Гном: Прежде всего, нам нужно построить ракету. Вы будете инженерами-конструкторами. Займите свои рабочие места. Перед вами эскизы трех ракет (гном – астроном обращает внимание детей на мольберт, где прикреплены эскизы ракет). Вам нужно выбрать понравившуюся ракету и сконструировать ее из кубиков.

Дети самостоятельно выполняют задание, используя кубики Никитина.

Гном: Вот ракеты построены. Теперь мы с вами космонавты. А чтобы я не сомневался в вашей подготовке, хочу узнать, насколько вы внимательны.

Игра «Какое слово отличается от других?» (развитие фонематических восприятий)

Ребята, вам необходимо поднять сигнальный флажок, когда вы услышите лишнее слово.

1) Астроном, астроном, астроном, гастроном, астроном.

Какое слово лишнее?
Кто такой астроном?
Что такое гастроном?

2) Спутник, спутник, путник, спутник, спутник.

Какое слово лишнее?
Кто такой путник?
Что такое спутник?
Что общего у этих слов?

Игра «Найди две одинаковые ракеты» (развитие зрительных представлений)

Гном: Путь нам предстоит не близкий и опасный, поэтому мы полетим парами.

Дети разбиваются на пары, выбирая одинаковые ракеты.

Логопед: Ребята, транспорт, на котором мы полетим, какой? (Космический)

Как можно ещё назвать ракету? ( Космический корабль).

Логопед: Но нам нужно надеть ещё специальное снаряжение.

Как называется костюм космонавта? (Скафандр).

Откуда начнём свой путь? (С космодрома)

Гном: Чтобы наши космические корабли смогли подняться ввысь, нам необходимо подобрать ключи. Я предлагаю вам поиграть в игру «Слова родственники.

Игра «Слова-родственники» (Подбор родственных слов)

Ребята, вам необходимо выбрать и произнести только те слова, которые нам подходят:

1) Солнце, сон, солнечный, солнышко. (Солнце, солнечный, солнышко).
2) Космос, косматый, космонавт, космический. (Космос, космонавт, космический)
3) Планета, план, планетный, планетарий. (Планета, планетный, планетарий)

Почему выбрали эти слова? (Это слова-родственники).

Ребята, а вы знаете, что обозначает слово «планетарий»? (если дети затрудняются ответить, логопед раскрывает понятие)

Логопед: Ребята, для того чтобы мы смогли помочь жителям Далёкой планеты, давайте проверим вашу физическую подготовку.

Игра малой подвижности (речь + движения) «Звездочет»

На луне жил звездочёт — («Смотрят» в телескоп)
Он планетам вёл учёт: (Показывать в небо рукой)
Меркурий — раз, (Описать круг руками)
Венера-два-с, (Хлопок)
Три — земля, четыре — Марс, (Присесть)
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн, (Наклон вправо-влево)
Семь — Уран, восемь — Нептун, (Наклон вперёд, прогнуться назад)
Девять — дальше всех — Плутон, (Прыжок)
Кто не видит — выйди вон! ( Развести руки в стороны)

Пальчиковая игра «Космический отряд» (Развитие мелкой моторики)

Космонавтом хочешь стать? Выполнять движения по тексту.
Сильным быть и ловким?
Надо пару подобрать
И лицом друг к другу встать.
Если чистые ладошки –
Значит можно начинать.
Раз, два, три, четыре, пять — По одному загибают пальчики на обеих руках.
В космос полетел отряд. Соединяют ладошки вместе, поднимают руки
вверх
Командир в бинокль глядит, Пальца обеих рук соединяются с большими,
образуя «бинокль»
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы, Загибают пальчики обеих рук
Большую желтую луну.
В космосе сквозь толщу лет Сжимают и разжимают пальцы рук.
Ледяной летит объект. Поднимают сжатый кулак, наклоняют вправо-
влево.
Хвост его — полоска света, К кулаку присоединяют раскрытые пальцы
второй руки-«хвост»
А зовут объект комета. Сжимают и разжимают пальцы рук.

Гном: Итак, всё готово к полёту. Займите свои места в космическом корабле. Начинаем отчёт: пять, четыре, три, два, один…Пуск. (Звучит космическая музыка, на экран проецируется «звёздное небо»).

Логопед: Ребята, внимательно посмотрите, что мы видим в иллюминаторе? (Кометы, планеты, созвездия) – показ на экране (презентация)

Игровое упражнение «Подбери словечко» (подбор слов-определений.)

Логопед: Какое определение можно подобрать к словам «созвездие», «планета», «комета»?

Игровое упражнение «Пересчет» (согласование существительных, прилагательных с числительными)

Логопед: Давайте посчитаем, сколько мы увидели созвездий?

Одно созвездие, два созвездия, три созвездия, четыре созвездия, пять созвездий);

Одна далёкая планета, две… .

Логопед: Ребята, внимательно посмотрите, кого мы видим в иллюминаторе? (на экране появляются изображения инопланетян — марсиан)

Логопед: Ребята, как вы думаете, мимо какой планеты пролетает наш космический корабль? (Марс).

Логопед: Почему вы так решили?

Логопед: Посмотрите, они нас приветствуют.

Логопед: Как можно назвать жителей Марса? (марсиане) Ребята, мне кажется они показывают нам путь к Далекой планете?

Логопед: Наш космический корабль пролетает мимо другой планеты.

Интересно, как она называется?

(Появляются инопланетяне – показ картинки на экране.)

Мы с Венеры — раз, два, три!
Наш девиз ты повтори:
Дружба, смелость — наш девиз,
За друзей всегда держись!

Логопед: Кто сможет сказать, как называют жителей Венеры? (Венериане).

Я сейчас попробую связаться с ними. Здравствуйте, жители планеты Венера.

Уважаемые Венериане! Мы проделали уже большой путь к Далёкой планете, не смогли бы вы нам показать, куда лететь дальше?

Логопед передает детям ответ венериан.

Ребята, венериане просят нас помочь им отгадать загадки, тогда они покажут нам путь.

Загадки:

1) Угли пылают-
Совком не достать.
Ночью их видно,
А днём не достать (Звёзды)

2) Блин в окошке виден Тане-
То он в масле, то в сметане.
Кто-то край уже отъел…
Поделиться не хотел (Луна)

3) Ты меня увидишь в небе,
Я хвостата, не хвастлива.
Не планета. Не ракета,
А зовут меня…(Ракета)

(Звучит космическая музыка. Дети продолжают путешествие. Выставляется макет планеты).

Логопед: Вот мы и долетели до цели, посмотрите, какая не радостная картина предстала перед нашими глазами. Ребята, что мы с вами можем сделать для жителей Далекой планеты? (спросить каждого ребенка) Давайте сделаем так, чтобы планета превратилась в цветущий сад. (Дети украшают макет, выставляют деревья, кусты, наполняют водой устье реки, расселяют птиц, животных)

Логопед: Вот и ожила Далёкая планета и стала очень похожа на нашу Землю. Мы будем иногда прилетать сюда.

Какие пожелания вы хотели бы оставить жителям?

Логопед читает стихотворение:

Есть теперь планета-сад
В этом космосе холодном.
Там теперь леса шумят,
Птиц, скликая, перелётных.
И цветы теперь цветут-
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы песнь поют
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету -
Ведь другой, похожей нет!

Логопед: Вот и закончилось наше путешествие. Вы сделали очень доброе дело – спасли от гибели Далёкую планету. Пора возвращаться домой. Дети присаживаются на стульчики. Звучит космическая музыка.

Фишер Н.Г.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 1,50 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Методическая разработка: Конспект занятия по теме «Звуки [Л]-[Ль]. Буква Л» Методическая разработка: Конспект занятия по теме «Звуки [Л]-[Ль]. Буква Л»
Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи во второй младшей группе. Тема: «Овощи и фрукты» Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи во второй младшей группе. Тема: «Овощи и фрукты»
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С» Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С»
Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.