Использование элементов танцевально-двигательной терапии в коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с заиканием

tanecИспользование элементов танцевально-двигательной терапии в коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с заиканием.

Аннотация: опыт работы многих специалистов, как отечественных (В.М. Шкловский, Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, Н.И. Жинкин, С.А. Селиверстов и др.), так и зарубежных (английский физик Арнот и швейцарский физиолог Шуль-тесс, Меркель, Эрве-де-Шегуан) свидетельствует о неустойчивости результатов коррекции речевого нарушения по типу заикания. Различные подходы в объяснении механизмов заикания, отсутствие единых взглядов в установлении первопричины его возникновения, соотношение физиологических и социальных групп симптомов данного нарушения позволяют считать необходимым проведения дополнительных экспериментальных исследований в данной области с целью поиска наиболее эффективных способов коррекции данного нарушения.

Использование элементов танцевально-двигательной терапии в коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с заиканием

Речь занимает особое место в системе психических функций человека. Изучение онтогенеза детской речи показывает ее огромную роль в психическом развитии ребенка, поскольку формирование мышления, когнитивных функций и становление личности тесно связаны с появлением и развитием речевой деятельности. Как и любая функциональная система, речь оказывается наиболее восприимчивой к воздействию неблагоприятных факторов в период интенсивного формирования.

Одной из самых исторически давних проблем в изучении нарушений речи является проблема исследования заикания. Различные трактования его сущности обусловлены уровнем развития науки и точек зрения, с которых авторы рассматривали и рассматривают данное речевое нарушение.

Входящее в число тяжелых речевых дефектов, заикание определяется как нарушение темпо – ритмической организации речи, обусловленное судорогами в мышцах речевого аппарата.

В изучении проблемы преодоления заикания большой вклад внесли такие отечественные ученые, как В.М. Шкловский, Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, Н.И. Жинкин, С.А. Селиверстов и др.

Известно, что выраженными особенностями развития заикания у детей является тесное взаимодействие с личностными и поведенческими проявлениями, а так же взаимосвязь с психологическим состоянием ребенка, что обуславливает сложную симптоматику и собственно речевые нарушения.

В настоящий момент в структуре данного дефекта принято выделять две группы симптомов – биологические (физиологические) и психологические (социальные), не существующие обособленно друг от друга, взаимосвязанные и взаимозависимые. Как правило, на фоне физиологических расстройств формируются психопатологические особенности личности заикающихся, такие как тревожность, беспокойство, неуверенность в себе, стеснительность. Наличие тех или иных проявлений приводит к нарушению, как социальных взаимоотношений сверстников, так и к патологическим формам поведения личности в обществе. В данных случаях, важную роль в комплексной работе по преодолению заикания будет играть ее психокоррекционная направленность.

Несмотря на дошкольный возраст, в котором осознание собственного дефекта не свойственно большинству числу заикающихся детей, уже к старшему дошкольному возрасту, многие дети начинают чувствовать беспокойство, волнение по поводу их речи взрослых, заостряют внимание на отрицательных моментах речевого общения. В будущем это запомнившейся беспокойство дает повод возникновения страха речи, дискомфорта речевого общения.

Таким образом, не только взрослый, но и ребенок нуждается в мерах по профилактике или коррекции искажений личности. Наиболее эффективным способом коррекции психологической симптоматики в частности особенностей эмоционально-волевой сферы детей в работе с заикающимися дошкольниками является использование элементов танцевально-двигательной терапии.

Танцевально-двигательная терапия – одно из направлений в психологии, в котором прослеживается тесная взаимосвязь между психикой и телом, между психикой и движениями.

Положительный эффект использования движений в коррекции психоэмоциональных состояний других нарушений в развитии подтверждается рядом авторов (В.М. Сеченовым, В.М. Бехтеревым, А.М. Бернштейном, В.А. Гиляровским, Д.С. Озерецким, В.А. Гринер, Г.А. Волковой и др.).

Танцевально-двигательная терапия не только передает в двигательной музыкально-образной форме окружающую действительность, но и главной своей целью ставит выражение пластикой тела определенных чувств и переживаний. Основным средством выражения этих состояний в танце являются невербальные средства общения — пантомима, жесты, которые составляют особый язык, передающий внутреннее состояние человека.

Связанная с музыкой, терапия движением вызывает положительные эмоции от самого процесса, включает ребенка в процесс творческого развития, ведет к раскрепощению и обретению внутренней свободы, коррекции эмоционально-волевой сферы и личностных отношений.

Коррекция средствами движений может быть направлена на реабилитацию и восстановление как отклонений в моторике (общей, мелкой, артикуляционной), регуляцию мышечно-физиологического тонуса, так и нарушений в психических процессах, коммуникативной, эмоционально-волевой сфере, снятие психоэмоционального напряжения, осуществление психотерапевтического эффекта.

Все вышеперечисленные направления, осуществляемые в процессе танцевально-двигательной терапии, характеризуют основные симптомы физиологического и социального происхождения в структуре заикания у детей дошкольного возраста.

Идеи танцевально-двигательной терапии в полной мере отражают содержание основных задач коррекционной работы с заикающимися дошкольниками.

Таким образом, процесс коррекции эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников с заиканием будет эффективным, если:

в структуру коррекционной работы специалиста будут включены элементы психокоррекции;

в основе психокоррекционного метода будут использованы элементы танцевально-двигательной терапии, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы;

логодидактические принципы (системности, комплексности, принцип от простого к сложному) будут лежать в основе применения предлагаемых танцевально-двигательных упражнений;

элементы танцевально-двигательной терапии, способствующие преодолению нарушений эмоционально-волевой сферы, будут использоваться не только на коррекционных занятиях специалиста, но и на занятиях воспитателя, музыкального работника в виде разминки, физминутки, зарядки.

Литература:

  1. Белякова, Л.И., Дьякова, Е.А. Логопедия: Заикание: Хрестоматия / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. – М.: Академия, 2003. – 304 с.
  2. Прилепский, И.А. Современные тенденции использования танцевально-двигательной терапии // Вестник МГУКИ.- 2012.- №5 (49).- С. 130-134.
  3. Савиных, В.Н. Коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста средствами танцевально-двигательной терапии // Педагогическая и коррекционная психология. – 2005. — №6. – С. – 97-101.

Драгерук Е.А.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.