Информационное сообщение о работе с неорганизованными детьми

Занятия логопеда с неговорящими детьмиВ информационном сообщении представлен личный опыт по работе с детьми раннего возраста, еще не посещающими детский сад. В статье указаны цели и план работы с детьми на год, прописаны организационные моменты.

Логопедическая работа с детьми раннего возраста в деятельности ЦИПР

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения.

Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения.

Ранний возраст является уникальным, важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. В этом возрасте характерно развитие понимания речи, активного словаря, формирование функции обобщения в речи, способности подражания, грамматического строя, умение пользоваться речью.

Необходимо уже с раннего возраста помогать ребенку преодолевать нарушения речи, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении.

Коррекция задержки речевого развития (ЗРР) является актуальной проблемой на сегодняшний день: количество детей с задержкой речевого развития в дошкольных учреждениях возрастает с каждым годом, практически у каждого третьего ребенка наблюдаются различные виды задержки речевого развития.

Профилактика задержки речевого развития в условиях Центра игровой поддержки ребенка является одной из задач речевого развития детей раннего возраста. Занятия с детьми логопедом проводятся 1 раз в неделю, на базе МАДОУ «Машенька».

Основные направления логопедической работы с детьми раннего возраста в ЦИПРе:

  1. нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата;
  2. выработка ритмичности дыхания и развитие координации движений ребенка;
  3. развитие мелкой моторики;
  4. развитие общей моторики;
  5. стимуляция активной речи, общения;
  6. вызов положительного эмоционального отношения к занятиям;
  7. развитие зрительных, слуховых дифференцировок, тактильных ощущений, формирование понимания речи.

Логопедическая работа с детьми раннего возраста в условиях ЦИПР позволяет нам:

  • максимально рано выявить детей с задержкой речевого развития;
  • улучшить адаптацию ребенка к детскому саду, с точки зрения речевого развития, общения.

Логопедическая работа с детьми строится поэтапно и включает постепенно усложняющиеся упражнения. Дети учатся фиксировать взгляд на лице логопеда, на крупных ярких игрушках.

Большое значение имеет работа по воспитанию общих речевых навыков, прежде всего диафрагмального дыхания. С малышами работа над дыханием проводится только в игровой форме по подражанию. Работаем над коротким спокойным вдохом через нос и плавным выдохом.

Дыхательная гимнастика: «Кораблики», «Шарик», «Перышко», «Загони мяч в ворота», «Султанчики», «Сдуй капельку с тучки», «Мыльные пузыри».

Для работы над речевым дыханием с детьми раннего возраста используем речевые подражания: А-А-А (плачет девочка), У-У-У (гудит паровоз), И-И-И (ржет лошадь), О-О-О (рычит мишка) и т. п.

Произнесение простых слов «дай», «на», «иди» и составление с ними коротких предложений.

Стимуляция речевой активности. Привлекаем внимание ребенка к звучанию его голоса, поощряем его активность, стараемся вызвать повторение звуков и лепетной активности. Игры: «В гости пришла кукла», «Айболит», «Кто позвал? », «Что пропало? », «У нас в гостях».

Артикуляционная гимнастика. На каждом занятии проводим с детьми артикуляционную гимнастику в пассивной форме. Цель: развитие кинестетических ощущений, усиление активности губ, языка и развитие их подвижности. «Улыбочка», «Вкусное варенье», «Заборчик», «Лошадка».
Пальчиковая гимнастика.

С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух. Нравятся малышам пальчиковые игры, записанные на аудиодиске, с музыкальным сопровождением «Стульчик», «Зайка», «Солнышко».

Хорошее воздействие оказывают игры с предметами: пирамидки, кубики, мозаика, закрепление на липучках «Божья коровка», застегивание пуговиц, подушка с пуговицами, игры с карандашами, грецкими орехами, крупой, песком, водой, «Пальчиковый бассейн», «Пальчиковый театр», «Шнуровки», складывание матрешек.

Общая моторика. Играем вместе с ребенком: «Мишка косолапый», «Дерево на ветру», «Зайка серенький сидит». Понаблюдав за животными и птицами можно предложить малышу повторить их движения — как ходит мишка, кошка, собачка, прыгает зайка, лягушка, летают птички.

Развитие действий с предметами. Игры в мяч, конструирование. Дети учатся устойчиво ставить кубики, кирпичики, играть с постройкой, понимать слова «кубик», «кирпичик», «поставить», «построить», произносить звукоподражания.

  • Учимся с детьми делать «дорожку», «башенку», «скамейку для зайки», «кроватку для куклы».
  • Используем различные виды «вкладышей». Упражнения «Покатай машинку», «Покачай куклу».
  • Собираем мелкие предметы двумя пальчиками, берем всей кистью крупные предметы, игрушки.

Так происходит накопление опыта, который ребенок еще не может выразить словами, но он практически осваивает окружающую его действительность, и это очень важно.

Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха. Проводим игры с музыкальными инструментами — бубен, колокольчик, погремушка, металлофон, барабан: «Что звучит?», «Угадай, на чем играю?». А также «звуковыми коробочками» наполненными крупой, горохом, фасолью, сахарным песком.

Для формирования пространственных представлений о схеме тела и лица используем упражнения «Водичка, водичка!», «Покажи у куклы (мишки, зайки)».

В процессе целенаправленной, систематической работы с ребенком, удается добиться положительной динамики в психическом и речевом развитии. В результате занятий речь детей поднимается до уровня звукоподражаний, лепета и первых слов, обогащается активный словарь. Пассивный словарь увеличивается, малыши могут выполнять простые инструкции, понимают слово, пользуются указательным жестом.

С помощью дыхательной гимнастики, устанавливается координация фонации, дыхания и артикуляции, необходимая для достижения произвольных и устойчивых вокализов. Улучшается зрительное и слуховое внимание. Совершенствуется мелкая моторика, координация движений. Формируются представления детей о самом себе, о своем теле, навыки общения.

Особенностью занятий является то, что ребенок на занятиях находится вместе с родителями, то есть мама или папа непосредственный участник процесса. Это позволяет лучше понять своего ребенка, следить за его развитием и быть полноценным участником его воспитания.

Используемая литература:

  1. Алиева Т.И., Парамонова Л.А., Арушанова А.Г. Развивающие занятия с детьми 2 – 3 лет. – М.: Олма Пресс, 2008.
  2. Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. — М.: Рипол Классик, 2007.
  3. Кислинская Т.А. Гениальность на кончиках пальцев: Развивающие игры – потешки для детей от 1 года до 4 лет. – М.: Генезис, 2009.
  4. Карпухина Н.А. Конспекты занятий в первой младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2010.
  5. Лямина Г.М. Развитие речи детей раннего возраста. – М.: Айрис — Дидактика, 2005.
  6. Теплюк С.Н., Ляпина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации: Дети от рождения до 2 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.
  7. Теплюк С.Н. Ребенок второго года жизни. Пособие для родителей и педагогов. — М.: Мозаика – Синтез, 2008.

Кашкаха С.А.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.