Конспект логопедического занятия в группе учащихся 2 класса общеобразовательной школы

Деление слов на слогиМетодическая разработка направлена на закрепление практического умения учащихся дифференцировать слово и слог. В конспекте представлены основные виды заданий по формированию слогового анализа и синтеза. Здоровьесберегающие технологии, используемые в данном конспекте, направлены на коррекцию общей и мелкой моторики, памяти и внимания, что в совокупности, вместе со слоговым анализом и синтезом, могут помочь в устранении дисграфических ошибок у учащихся 2 класса.

Конспект логопедического занятия в группе учащихся 2 класса общеобразовательной школы

с диагнозом «Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза»

(с использованием здоровьесбергающих технологий)

Тема: Слово и слог

Цели:

  1. Дать понятие «слога»;
  2. научить дифференцировать понятия «слово» и «слог»

Задачи:

  1. Научить учащихся делить слова на слоги, определять порядок слогов в слове;
  2. обучить слоговому анализу и синтезу слов;
  3. развить фонематические процессы, внимание и память
  4. воспитать языковую наблюдательность, любовь к родному языку

Оборудование:

  • картинки с изображением Фили и Тотоши, предметные картинки, слоги, набор полосок разной длины, грецкие орехи, прищепки.

Ход занятия:

I.​ Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодняшнее занятие мы с вами начнем необычно. Сейчас сядет тот, кто назовет свое имя по слогам, отхлопав их количество. (Дети по очереди выполняют задание)

Молодцы! Все справились с заданием! Стоять никто не остался.

Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики.

Логопед: Сейчас небольшая артикуляционная гимнастика. Только к движениям языка мы еще прибавим движения рук (элементы биоэнергопластики).

«Качели»

Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать

- движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз

«Часики»

Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счёт (тик — так, тик — так).

- движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз

II. Повторение пройденного материала.

Логопед: Из чего состоит текст?

Дети: Из предложений.

Логопед: Из чего состоит предложение?

Дети: Из слов.

III. Сообщение темы занятия.

Логопед: Сегодня мы узнаем, из чего состоит слово. Слова делятся на части, как апельсин на дольки. Эти дольки и называются СЛОГОМ.

Вы уже знаете, что СЛОГ – это часть слова. Каждое слово состоит из слогов.

1. Определение количества слогов в словах.

Логопед: А как узнать сколько в слове слогов?

Дети: Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Логопед: А еще какие есть способы определения слогов?

Дети: надо хлопать в ладоши и говорить слово по частям или проговаривать слово положить руку на подбородок.

Логопед: Сейчас я посмотрю, как вы умеете определять количество слогов в словах:

Задание 1.

Логопед называет слова, дети считают слоги названными способами : БУРЯ, НЕБО, СОРОКА, ВОРОНА, ГУСЕНИЦА, КАТЯ, ВИТЯ, МАША, ДОМА, КАТЮША…

Задание 2.

Логопед загадывает загадки, а дети отгадывают их и определяют количество слогов в словах- отгадках

Закаляют нас всегда
Солнце, воздух и …
(вода)

Хвост пушистый – краса
И зовут ее …
(лиса)

Сапожник, сапожник!
Скорей помоги!
Совсем прохудились мои…
(сапоги)

Я расчищу снег, ребята,
Только мне нужна…
(лопата)

Вывешиваются картинки с изображением сказочных героев.

Логопед: Ребята, сегодня к нам в гости пришли сказочные герои – Филя и Тотоша.

Задание 3.

Нам надо подарить им подарки. У нас есть картинки, названия которых состоят из 2 слогов и из 3 слогов. Как вы думаете, кому из гостей какие картинки достанутся и почему?

Дети: Имя ФИЛЯ состоит из 2 слогов – ему картинки в названиях, которых 2 слога, а ТОТОШЕ – картинки, где слова с 3-мя слогами.

Логопед демонстрирует картинки, а ученики прикрепляют их под изображениями ФИЛИ и ТОТОШИ, объясняя свой выбор (ГРУША, МЫЛО, ЛОПАТА, КУРИЦА, СОБАКА, МАШИНА, РАДУГА, ВАЗА, ПИЛА,ЛЫЖИ)

Физкультминутка.

Логопед: Осенняя пора, как известно, время сбора урожая. Давайте и мы с вами соберем сладких яблок.

Растяжка

«Сорви яблоки»

Исходное положение – стоя.

Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох.

Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле.

Теперь медленно выдохните. Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку, и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину и выдохните.

Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину.

Дыхательные упражнения.

«Свеча»

Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох на пальчики, изображающие горящую свечу, и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

2. Дифференциация слова и слога.

Логопед вывешивает звук «ли».

- Ребята, что здесь написано?

- Что это такое?

- Есть ли смысл в слоге «ли»?

Аналогично разбираются слоги «мо», «ны»

Логопед:Что получится, если мы соединим эти слоги?

Дети: Лимоны

Логопед: Значит, сам по себе слог не содержит смысл. А любое слово имеет определенный смысл.

Задание 4.

Ребята, наши гости пришли не с пустыми руками. Найдите слоги на торте, который нам принесли Филя и Тотоша. Устно дополним слог до слова, чтобы появился смысл..

Задание 5.

Составление новых слов по первым слогам записанных слов (работа по карточкам).

ВОКРУГ
ЗАЛПЫ

- ВОКЗАЛ

ПЕНАЛ
РОЗА

- ПЕРО

ДОМА
РОЩА
ГАЗЕТА

- ДОРОГА

БЕРЕГ
РЁВА
ЗАМОК

- БЕРЁЗА

БУРЯ
МАЛИНА
ГАРАЖ

- БУМАГА

Запись полученных слов в тетрадь по слогам.

Пальчиковая гимнастика с элементами массажа (с грецкими орехами).

- Грецкий орех положить между ладонями, прокатывать его от основания ладони к кончикам пальцев и обратно.

-Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.

-Катать два ореха между ладонями движениями вверх-вниз, по кругу.

-Удерживать два (три) ореха между любыми растопыренными пальцами одной руки, обеих рук.

-Два ореха держать в одной руке и вращать одним вокруг другого.

Упражнения желательно сопровождать проговариванием стихов:

- Прокачу я свой орех по ладоням снизу вверх,
А потом обратно, чтоб стало мне приятно.

- Научился два ореха между пальцами держать.
Это в школе мне поможет буквы ровные писать.

- Три ореха я возьму, между пальцами зажму.
Раз, два, три, четыре, пять, орехи сложно удержать!

- Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех.

- Вокруг Земли Луна летает, а вот зачем – сама не знает

3. Работа со схемами слов.

Логопед: вы научились делить слова на слоги, а теперь мы научимся

работать со схемами слов. У каждого из вас набор полосок.

Длинная полоска обозначает слово, а короткая часть слова — слог.

Логопед вывешивает картинку с изображением вазы, остальные работают на месте.

Логопед: Сколько слогов в слове «ВАЗА»?

Дети: В слове «ВАЗА» 2 слога.

Логопед: Сколько коротких полосок надо положить?

Дети: Надо выложить 2 короткие полоски.

Аналогичная работа проводиться с другими словами: МУХА, СОБАКА, КУКУРУЗА. Учащиеся по очереди меняются у доски.

Пальчиковая гимнастика (с использованием прищепок)

«Котенок кусается»

Взять не тугие пластмассовые прищепки, поочередно «кусаем» подушечки пальцев на ударные слоги стихотворения от большого пальца к мизинцу (котенок кусается):

Глазодвигательные упражнения

«Горизонтальная восьмерка»

Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев, хорошо выдвинутым изо рта языком.

4. Работа с деформированными словами. Составление схем предложений.

Задание 6.

Найдите лишнюю букву в словах.

ЛИРСТ, ДОТЖДИ, ЖЕКЛТЫЙ, ЛИСТОНПАД, ЮТГ, ДЕНРЕВЬЯ, ПКТИЦЫ, ЗОРЛОТАЯ

Логопед: — Назовите слова, состоящие из1слога, 2 слогов.

- Почему в них только 1,2 слога?

- В какое время года мы встречаемся с этими словами ?

Придумайте предложения из этих слов. Составьте схемы этих предложений.

Дети: Птицы летят на юг.
│________ _________ _______ ________ .
_ _ _ _ _ _ .

IV.​ Итог занятия.

- Давайте повторим, как называются части слова.

- Как узнать сколько в слове слогов?

- Чем слог отличается от слова?

Спасибо! До следующего занятия!

Список используемой литературы:

1. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л. Н. Ефименкова. – М.,2001.

2. Ковалько, В.И. Школа физминуток / В.И. Ковалько. – М.,2005

3. Корнев, А.И. Нарушение чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. – СПб.,1997

4. Кольцова М.М. Двитгательная активность и развитие функций мозга ребенка / М.М. Ковалько – М., 1973

5. Лапаева, И.С. Логопедия Речь. Ритм. Движение / И.С.Лапаева. – СПб, 2004

6. Мещерякова, Н.П., Зубович Е.В., Леонтьева С.В. Коррекция письменной речи в начальной школе: разработки занятий. 1-4 классы / Н.П. Мещерекова. – Волгоград: Учитель, 2009.

Жукова Марина Васильевна,
учитель-логопед,
МОУ ОШ № 108 Кировского района,
г. Волгограда

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

«Сказка для Язычка» для детей старшей группы «Сказка для Язычка» для детей старшей группы
Конспект логопедического занятия: «Дифференциация гласных и-у» Конспект логопедического занятия: «Дифференциация гласных и-у»
Конспект группового логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах» 1 класс Конспект группового логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах» 1 класс
Конспект занятия по развитию речи: Пересказ рассказа Л. Белоусовой «История одного шкафа» Конспект занятия по развитию речи: Пересказ рассказа Л. Белоусовой «История одного шкафа»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.