Задержка речевого развития у детей. Пути преодоления

Развитие речиЗадержка речевого развития у детей. Пути преодоления.

Аннотация: Вопрос о задержке речевого развития ребенка в настоящее время стоит очень остро. Когда и как ребенок должен говорить? К кому обращаться и как помочь малышу? В статье рассматриваются этапы преодоления задержки речевого развития ребенка.

В ранний дошкольный период происходит интенсивное развитие ребенка. Малыш накапливает представления о свойствах предметов в окружающем его мире.

В первые три года жизни пассивная речь опережает активную. Ребенок сначала учится понимать слова-указания, затем – слова-названия, поручения, позднее – рассказы. Дети этого возраста учатся опознавать различные предметы и оперировать ими по назначению.

В течение первых трех лет у ребенка совершенствуется и понимание речи, и его собственная речь. К 3 годам словарный запас достигает до 1500 слов. Дети начинают правильно говорить, пользуясь грамматическими формами. У них формируется чутье языка.

Для развития речи близкие люди, занимающиеся с ребенком, должны постоянно общаться с ним, вызывая ответную реакцию. Для целостного развития малыша имеет большое значение стимулирование формирования речевой функции.

Формирование речевой функции человека раннего возраста тесно связано с развитием общей и мелкой моторики. А, следовательно, ребенок нуждается в создании условий для овладения двигательными навыками.

Ползать, падать, вставать, ходить, сидеть на разных предметах – необходимо ребенку для осуществления двигательных реакций. Сидение в манеже тормозит все развитие малыша.

Родители, которые стремятся угадать желания по мимике и жестам, тормозят речевое развитие детей. У малышей не появляется необходимость в произнесении звуков, слогов, слов. В этом случае у детей нет закрепления установления связи между словом, произносимым взрослыми, и предметами окружающего мира.

Окружающие ребенка люди должны побуждать его к подражанию четкой по артикуляции, спокойной речи. Когда взрослые «сюсюкают», процесс овладения правильным звукопроизношением затрудняется, закрепляется неправильная речь, и в дальнейшем требуется помощь специалиста.

Родители по-разному смотрят на развитие своих детей. Одни не замечают проблем ребенка в развитии, другие раздувают сами проблемы на пустом месте.

Что такое задержка речевого развития? И как помочь ребенку?

Речь возникла в процессе эволюции человека, и является специфической функцией. Речь ребенка формируется в процессе общения со взрослым на основе эмоциональной сферы, восприятия и внимания.

В 2 месяца у малыша возникают подражательные звуковые реакции, в 4- 6 месяцев гуление превращается в лепет.

А в 11-12 месяцев словарь ребенка может содержать 10-15 слов. Идет интенсивное развитие всех высших психических функций, а, следовательно, и речи.

Так, к 15 месяцам ребенок произносит 20 и более слов.

В 18 месяцев он пробует строить предложения из 2х слов.

К 2-м годам может назвать пять предметов на картинке, пробует задавать вопросы.

В 30 месяцев может связно рассказать об увиденном простыми предложениями из 2-3 слов, задает вопросы.

К 3 годам задает разнообразные вопросы об окружающем мире, может сам рассказывать.

В основе задержки речевого развития лежит неврологическая симптоматика. У такого ребенка важно проверить интеллектуальную сферу. Нередко причинами являются генетические или психические расстройства.

Для начала необходимо обследовать малыша и выявить причины патологии речевого развития. Отоларинголог проверит слух ребенка, а невропатолог оценит психофизическое состояние и назначит медикаментозное лечение, может потребоваться прохождение специализированных анализов работы мозга – МРТ, ЭКГ, ЭХО-ЭГ.

Работа по преодолению задержки речевого развития

Работа по преодолению задержки речевого развития содержит следующие этапы:

  1. Работа над слуховым вниманием
  2. Работа над невербальными компонентами коммуникации
  3. Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики
  4. Работа над звукоподражанием
  5. Развитие зрительного пространства и синтеза

Всю эту работу проводит специалист вместе с родителями. Успешность зависит от того, насколько родители готовы следовать советам дефектолога и логопеда. Не надо считать, что все само собой наладится, если речь ребенка не соответствует возрастной норме! Если получить помощь специалистов в раннем возрасте, то к моменту поступления в школу эта проблема исчезнет, а ребенок не будет отличаться от сверстников.

Козлова Ю.М.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (5 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Развитие речи Метки: 

Сейчас читают:

Речевые нарушения у детей — кто поможет их преодолеть Речевые нарушения у детей — кто поможет их преодолеть
Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику детей» Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику детей»
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики дома (консультация для родителей) Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики дома (консультация для родителей)
Не пора ли к логопеду? Не пора ли к логопеду?

Отзывы к материалу: "Задержка речевого развития у детей. Пути преодоления"

  1. Ирина:

    Очень содержательная и нужная статья. Советы автора очень помогут родителям правильно оценить уровень речевого развития малышей и своевременно обратить внимание на возможные проблемы. Важно, что указаны направления работы с проблемными детьми и подчеркнута необходимость совместной работы семьи и специалистов логопедов и дефектологов.

  2. Анна:

    Спасибо большое за статью. Очень интересный и важный материал.

  3. Лана:

    Спасибо за познавательную статью! Автор прослеживает этапы развития речи ребенка, что очень полезно для родителей.

  4. Александра:

    Нужная и важная статья. Правильные советы, важно уделять время своему ребенку, а не запускать проблему. Очень верно подмечено про совместную работу родителей и логопеда. . Спасибо очень информативно.

  5. Лана:

    Очень полезная статья для молодых мам. К сожалению сейчас все больше внимания уделяют развитию физическому. Спорт, танцы и и.д это хорошо, но нельзя забывать, что с ребёнком надо разговаривать и общаться, играть в ролевые игры. И если появляются сомнения обращаться к специалистам.

  6. Михаил:

    Юлиана, большое спасибо за хороший, подобранный материал. Читая многие издания, статьи на данные темы, я мало встречаю практики и конкретных решений проблем — это все есть в Вашей статье. Мне, как отцу, было действительно полезно изучить написанный Вами материал. Статья структурирована и конкретизирована.

  7. Марина:

    Очень важная информация. К сожалению, в настоящее время все больше детей с проблемами в развитии. И чем раньше родители начнут заниматься со своими детьми, тем меньше у них будет проблем в дальнейшем. Обязательно надо общаться со специалистами.

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.