Конспект занятия по развитию речи: Пересказ рассказа Л. Белоусовой «История одного шкафа» (с опорой на схематичные рисунки) в старшей логопедической группе.
Цель:
- обучение детей связному последовательному пересказу текста
Коррекционно – образовательные задачи:
- Продолжать учить детей связно, полно, логично и непрерывно пересказывать текст, используя в качестве плана высказывания схематичные рисунки, отражающие последовательность событий.
- Учить детей отвечать на поставленные вопросы полными предложениями.
- Совершенствовать грамматический строй речи (образование множественного числа существительных).
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать связную речь, координацию речи с движением, общую и мелкую моторику, внимание, память.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, культуру речевого общения.
Оборудование и материалы:
- Схематичные рисунки, отражающие последовательность событий, книга Л. Белоусовой «Научиться пересказывать? Это просто!» (рассказ «История одного шкафа»), компьютер, монитор, разрезные картинки, с изображением шкафа, мяч.
Предварительная работа:
- Чтение художественной литературы:
- С. Маршак «Откуда стол пришел?», Н. Нищева «Наша квартира», А.Барто. Хромая табуретка, К.Нефедов. Диван. Мне однажды сон приснился.
- К.Ушинский. Стол и стул.
- Просмотр презентаций по теме «Мебель».
Ход занятия
1. Организационный момент.
Сядет тот, кто правильно назовет предмет мебели.
Игра с мячом «Назови предмет мебели».
2. Игры – презентации:
Игра «Четвертый лишний». (анимация настроена «по щелчку», лишний предмет исчезает.)
- Кухонный стол, табуретки, буфет, кровать.
- Стол, шкаф, кресло, пианино, диван
Игра « Скажи наоборот».
- Шкаф высокий, а тумбочка…. .
- Шкаф большой, а полка…. .
- Диван мягкий, а табурет…. .
- Кресло мягкое, а стол….
Игра «Один-много»
Образование множественного числа существительных. (после исчезновения одного предмета мебели автоматически появляются четыре картинки, с изображением того же предмета мебели.)
- Диван – диваны;
- Стол – столы;
- Кресло – кресла;
- Кровать – кровати;
- Шкаф – шкафы.
Сегодня мы будем пересказывать интересный рассказ. А о чем вы узнаете, составив картинку из частей. А сейчас мы подготовим пальчики к работе.
3. Пальчиковая игра «Мебель»
Это стул – на нем сидят (левая ладонь в кулачке прижимается правой, вытянутой пальцами вверх).
Это стол – за ним сидят (левая в кулачке, правая открытая ладошка лежит сверху)
Вот кровать – на ней лежат (руки согнутые в локтях перед грудью лежат одна на другой)
В шкаф мы вещи убираем (имитация складывания вещей)
На прогулку все шагаем (пальчики обеих рук шагают по коленкам)
4. Игра «Составь картинку» (разрезные картинки)
Дети, что у вас получилось?….(шкаф)
Сейчас я прочитаю вам рассказ, который называется «История одного шкафа»
5. Чтение рассказа с опорой на схематичные рисунки.
Воспитатель читает текст и выставляет схематичные рисунки.
6. Вопросы по содержанию:
Что сделал мастер- столяр?
Какие друзья-инструменты помогли сделать большой и красивый шкаф?
Кто купил этот шкаф?
Понравился ли детям новый шкаф?
Что стали дети делать в шкафу?
Полюбил ли шкаф детей?
Что он делал, когда дети приходили?
Когда дети выросли, что стало со шкафом?
Куда поставили шкаф и что в нем хранили, когда он состарился?
Что делали Саша и Маша, когда стали взрослыми?
7. Физминутка «Уборка»
(под музыку выполняются упражнения, имитирующие уборку)
- Надели фартучки;
- Закатали рукава;
- Приготовились, взяли тряпочки;
- Протираем пыль со шкафа (высоко, на носочках);
- Протираем дверцы у шкафа (сверху – вниз);
- Повернулись;
- Протираем пыль со шкафа (высоко, на носочках);
- Протираем дверцы у шкафа (сверху – вниз);
- Вешаем одежду в шкаф;
- Устали, вытираем лоб;
- Снимаем фартук, раскатываем рукава;
- Похлопаем себе.
8. Повторное чтение текста воспитателем с установкой на запоминание.
9. Пересказ текста по рисункам ( по цепочке ).
(Каждый ребёнок по очереди рассказывает по одному из рисунков, в конце 1-2 ребенка рассказывают рассказ полностью.)
10. Анализ детских рассказов.
11. Итог.
Ребята, вам понравилось занятие? Чему мы сегодня научились? Что узнали интересного?
Алексютина А.И.,
воспитатель