Эффективные технологии работы с различными категориями развития детей (ОВЗ)

Дети с ОВЗЭффективные технологии работы с различными категориями развития детей (ОВЗ).

В настоящее время основным документом определяющим деятельность педагогов дошкольной образовательной организации является ФГОС ДО. В стандарте обозначены критерии качества дошкольного образования, одним из которых является личностное развитие ребёнка. Стандарт чётко и однозначно даёт понять, что надо делать и каков должен быть результат. Но в практике работы возникает вопрос «Как?» И хотя уже закончилось время апробирования, и начался период реализации, четко определённых методических рекомендаций всё ещё нет. Наша дошкольная образовательная организация работает в режиме областной инновационной площадки, а это значит, что способы реализации стандарта необходимо искать самостоятельно.

Анализ состояния коррекционной работы логопункта с позиции соответствия ФГОС ДО показал, что, не смотря на попытки использования развивающих технологий при введении ФГТ, основу работы составляет педагогическая система, ориентированная на дидактику. Это обусловлено специфическими особенностями данной формы работы. Увеличенная вдвое норма – количество детей, преобладающая индивидуальная форма обучения и др. действительно, делают возможным решение только логопедических задач и использование в качестве основного метода тренинг. Практически решать проблемы личностного развития детей в условиях логопункта вопрос вопросов.

После долгих поисков наше внимание привлекла интерактивная педагогика, комплекс интерактивных технологий. Почему? В первую очередь потому, что дают возможность педагогу ориентироваться на законы психического и личностного развития, а значит развивать воображение, как центральное новообразование дошкольного возраста, эмоции, общение и взаимодействие. Интерактивные технологии формируют способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, способы её решения. Интерактивные технологии развивают умение выслушивать точку зрения другого человека, умение сотрудничать, проявлять терпимость, сдержанность. Использование интерактивных технологий требует от педагога умения организовывать спонтанные формы обучения, дающие возможность детям учиться по «своей программе». А для этого нужно не только хорошо понимать, что интересно ребёнку, но и как в это интересное ребёнку вписать собственные интересы и интересы общества. Из многообразия интерактивных технологий для использования в работе логопункта в большей степени, на наш взгляд, целесообразны следующие:

  1. ТРИЗ – технология (отдельные методы)
  2. Социо-игровая технология
  3. Информационно-коммуникативные технологии
  4. Методы:
  5. Синквейн
  6. Мнемотехника
  7. Биоэнергопластика

На наш взгляд использование данных технологий даёт возможность логопедической службе решать коррекционные задачи и вносить свой вклад в личностное развитие ребёнка.

Используя в работе логопункта отдельные методы Триз-технологии, мы нашли возможность реализовывать требование стандарта по развитию такого качества личности как творческость. Научить детей творчески мыслить традиционными методами невозможно. Адаптированная к дошкольному возрасту Триз –технология позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».

Метод аналогий, например, используем во время автоматизации и дифференциации звуков. Параллельно он обеспечивает развитие таких качеств мышления как гибкость и подвижность, развивает стремление к поисковой активности и новизне, даёт возможность проявить свою индивидуальность.

Метод противоречий чаще представляют игры «Данетка», «Хорошо-плохо» (ситуативные). Используем и в индивидуальных формах работы и в подгрупповых по разделам развитие связной речи и обогащение словаря.

Метод типового фантазирования, используем для обучения детей творческому рассказыванию. Мы знакомим детей с разными Волшебниками: Волшебник Увеличения-Уменьшения, Волшебник Наоборот, Волшебник Времени. С помощью Волшебников учим детей представлять себя объектом и входить в его эмоциональное состояние. Для этого на своих занятиях, мы проводим творческие игры «Я назову черту характера, а ты скажи наоборот», «Покажи действием и мимикой изменение твоих чувств», «Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь. Расскажи о своих чувствах».

Использование социоигровой технологии, или вернее отдельных социо-игровых приёмов, помогает читать и понимать своё и детское поведение, и в дальнейшем использовать это понимание для создания условий, развивающих способности детей как личностные так и учебные. Социо-игровая педагогика – это народная педагогика, это педагогика сотрудничества, это педагогика игры, сочетающей в себе «деловое» и «игровое», способствующей освоению культуры человеческих отношений. В подгрупповой форме работы мы успешно используем игры для создания рабочего настроя («Волшебная палочка», «Эхо» и др.), для социо-игрового приобщения к делу («Так не так», «Тарабарщина» и др.), для творческого самоутверждения («Тело в деле», «Стихи по ролям»). Практика использования социо-игровых приёмов показала, что игры такого плана в условиях логопункта можно использовать практически по всем разделам работы по коррекции речи. Подобрали отдельные социо-игровые приёмы для использования в индивидуальной работе с детьми «Заданные слова», «Заданный жест», «Заводные человечки» и др.

Важное значение в решении задач личностного развития детей в процессе коррекции, на наш взгляд, имеют ИКТ – технологии. В нашей ДОО созданы определённые условия для их использования. Кабинет логопункта оснащён ПК, электронным пособием говорящая ручка «Знаток». Групповая комната подготовительной к школе группы (2 корпус) оснащена интерактивной доской.

Их наличие даёт возможность перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, способствует развитию интереса ребёнка, осознанному усвоению знаний. Кроме того, содействует развитию всех психических процессов и индивидуализации обучения ребёнка. Широко используем ЭОР, предложенные Интернет – ресурсами или разработанные нашей логопедической службой и специальные игровые программы:

1.​ «Развитие речи. Учимся говорить правильно». Эта программа помогает нам в развитии фонематического восприятия и слуха, так же ее используем для автоматизации и дифференциации звуков. А так же в этой программе есть раздел по развитию связной речи.

2.​ «Баба-Яга. Память и логика».

3.​ «Баба-Яга учится читать». Мы вместе с Бабой-Ягой учим буквы, учимся составлять из букв слоги, запоминаем правильной написание букв и т.д. Эта игра приучает ребёнка внимательно слушать и понимать смысл задания.

4.​ Игры фирмы «Адалин». Развивают произвольное внимание, лексико-грамматические категории, учат действовать по заданному правилу, помогают развивать словарный запас, помогают в обучении чтению.

С целью закрепления изученной лексической темы, развития связной речи часто индивидуально и в подгруппах используем метод Синквейн. С помощью синквейна составляем краткие рассказы (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна); корректируем и совершенствуем готовые синквейны; анализируем неполный синквейн для определения отсутствующей части. В совместной деятельности, синквейн, воспринимается детьми как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение. Дидактический синквейн позволяет нам гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

А чтобы сделать артикуляционную гимнастику интересней и эффективней, на своих занятиях мы используем такой метод работы, как биоэнергопластика.

Совместные движения рук и языка позволяют более чётко и точно выполнять артикуляционные упражнения. Стоит отметить, что упражнение должно быть заранее отработано изолированно, а затем введено в артикуляционный комплекс. В дальнейшем, дети уже без устной инструкции, могут воспроизвести известные им упражнения. Например, для упражнения «Бегемотики» удобно закрывая рот показывать крепко сжатый кулачок, а широко открывая ротик – показывать раскрытую ладонь. А выполняя упражнение «качели» удобно правой рукой показывать мАятниковые движения влево-вправо. Чем хороша эта система, это тем, что любой педагог сможет подобрать оптимальные движения для сопровождения артикуляционной гимнастики.

Для повышения эффективности запоминания, сохранения и воспроизведения информации мы часто используем метод мнемотехники. Практика показала, что метод мнемотехники тоже несёт в себе определённый потенциал личностного развития ребёнка. Активизирует словарный запас детей, расширяет круг знаний об окружающем мире, т.е. способствует формированию речевой компетентности детей. Однако немаловажное значение имеет тот факт, все эти схемы- модели и мнемотаблицы помогают детям преодолеть робость, застенчивость, развивают свободу поведения, самоконтроль и самооценку. При возможности создаём схемы-модели и мнемотаблицы вместе с детьми. Удивительно, но факт, дошкольники способны, пользуясь известными им символами кодирования информации, придумать свои собственные схемы. И это в свою очередь способствует дальнейшему развитию познавательного интереса, любознательности.

Результатом использования этих технологий в деятельности логопунка являются не только ситуации успеха в процессе образовательной деятельности, но взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной и других сфер.

Юрлова Д.С.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.