Адаптация ребёнка к новому детскому коллективу – маленькие и не очень секреты

ДетиКраткая аннотация: Предлагаемые в этой статье практические методы и приёмы могут быть использованы не только учителями – дефектологами, логопедами, но и воспитателями и руководящими работниками дошкольных образовательных учреждений различного типа, так как представляют собой достаточно универсальную, стройную, опробованную, простую и подтвердившую свою эффективность последовательную систему адаптационной помощи детям дошкольного возраста с различными отклонениями в развитии.

Статья для учителей-логопедов, дефектологов «Адаптация ребёнка к новому детскому коллективу – маленькие и не очень секреты.»

Не для кого не секрет, что при переводе ребёнка из одного детского сада в другой у родителей возникает вполне оправданное чувство тревоги по поводу адаптации ребёнка к новому коллективу детей и педагогов и к той новой непривычной обстановке, которая будет теперь окружать их сокровище. Как из разъедающей тревоги перейти к возбуждённому ожиданию чего-то нового и прекрасного разберёмся по порядку.

Итак, все продвинутые родители уже знают, что со своим малышом они связаны незримой нитью. Он доверяет вам, он читает вас на подсознательном уровне. И те эмоции, которые вы испытываете по отношению к новому неизведанному передаются ему, хотим мы того или нет.

Из этого вывод: наше отношение к переменам должно быть прежде всего конструктивным и положительным. Помогут такие аффирмации: «всё, что ни делается, всё к лучшему», «нам сейчас хорошо, а будет ещё лучше», «в жизни так много интересного, нам предстоит сделать ещё одно замечательное открытие» и т. д. Проявите творчество в психотерапии самих себя.

Также бывают совсем недопустимые вещи, когда родители свои опасения высказывают при ребёнке, откровенно приводя не самые лучшие примеры из жизни. К сожалению, не все педагоги само совершенство, но не стоит предъявлять к людям завышенные требования. Очень многое зависит от нас самих: то как мы сами себя позиционируем, насколько мы сами приветливы, коммуникабельны, толерантны и терпимы, а ещё ответственны и настроены на сотрудничество. Ведь ребёнок то, прежде всего воспитывается и перенимает модель поведения в семье, а уж нюансы у него появляются от самовоспитания и от контактов с внешним социумом.

Теперь обращение к педагогам. Тут речь прежде всего пойдёт о том, как воспринимается тот или иной ребёнок вновь пришедший в детский коллектив. Часто такое чувство как эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания помогает нам быстрее научиться с ним сотрудничать. Это не просто умение делать некий психологический срез по позе, жестам, мимике. Это восприятие человека на уровне чувств и эмоций, настрой на его тонкоэнергетическую волну. Этому не так сложно научиться, надо просто быть не равнодушным исполнителем своих трудовых обязанностей, а тем близким другом семьи малыша, которому доверили самое дорогое, что есть у них. И тогда всё будет иначе. День будет начинаться с радостного ожидания малышей, которые такие разные, но одновременно такие все замечательные и интересные каждый по своему, желанные не гости, нет-нет, а жители этой чудесной группы, где им предстоит многому научиться, сделать столько открытий и достижений, где все будут рады каждому, поддержат, ободрят, похвалят и поздравят, утешат и обнимут, совсем как родные. При таких условиях ребёнок будет не просто идти в детский сад, он будет в припрыжку с радостными подскоками спешить туда, потому что его там ждут, ему всегда безусловно рады, за ним скучали, когда он болел или куда-то уезжал. Об этом надо искренне обязательно сказать, не забыть порадоваться выздоровлению и встрече, это так мало стоит, но столь высоко ценится.

Об имени ребёнка надо сказать отдельно. Его так тщательно выбирают родители для своего дитя, оно очень много значит в жизни каждого человека. Это то слово, которое мы слышим чаще всех остальных слов в жизни, причём с самого нашего рождения. Так вот, у каждого имени может быть масса вариантов, но надо выбрать тот или те, которые воспринимаются ребёнком наиболее положительно. И в период адаптации использовать только положительно окрашенные варианты имени в сочетании с положительной интонационной окраской речи.

Доброжелательность творит чудеса. Ребёнок, конечно, не сразу, но постепенно начнёт доверять вам, а это очень сильно поднимает самооценку. Далее, очень важный момент в адаптации малышей друг к другу. Конфликты неизбежны, но то как они решаются каждым конкретным педагогом, во многом определяет отношение к нему детей. Ведь не для кого не тайна, что одного педагога дети просто обожают, а к другому мягко говоря могут относиться настороженно, ожидая от него негативной реакции или, что ещё хуже равнодушия. И если сложные ситуации у педагога не вызывают досады или негодования, а сам он может выступать в роли объективного и неравнодушного арбитра, желающего всем только лучшего, то дети не станут тревожиться по пустякам, зная, что рядом с ними надёжный человек.

Что касается специалистов, людей которые не встречают детей, а которых встречают дети, ждут с нетерпением, торопятся поприветствовать, но этого надо ещё заслужить. А как спросите вы? Не так уж и сложно! Этих маленьких замечательных людей надо очень сильно любить, чувствовать их возможности, не завышать и не занижать требований, предоставлять возможности для творческого самовыражения, вести за собой бережно и давать возможность им вести вас, то есть прислушиваться к их желаниям и учить иметь эти желания, учить мечтать, стремиться к самому лучшему в этой загадочной жизни. Наше самое первое упражнение это «улыбка» и она может быть сдержанной, только уголками рта, а может быть «голливудской», но всегда улучшающей настроение, психологи не дадут мне соврать. Но был у меня один такой в практике случай, который я не забуду никогда.

Пришёл ко мне на коррекцию мальчик, который занимался каратэ или каким-то ещё видом единоборств. И никак он не хотел улыбаться, а как известно коллегам логопедам, большинство согласных звуков в своей артикуляции предполагают улыбку и без неё звук не получится, как не старайся. Оказывается тренер, решая какие-то свои задачи, запретил ребятам улыбаться. Мне пришлось сильно постараться, чтобы снять этот запрет во время наших занятий.

Ну и наконец, о той развивающей среде, которая будет окружать малыша в новом детском саду. Это очень важно. Наряду с чистотой и органичностью расположения модулей, важными считаю такие моменты, как роскошь, да-да, вы не ошиблись. Наших детей сейчас очень трудно удивить, но можно, если хорошо постараться. Очень выгодно на общем фоне группы смотрятся те предметы и игрушки, которые не смогут позволить иметь себе в доме родители, в силу того, что они громоздки и ребёнок из них быстро вырастет, зато в детском саду у ребятишек они вызывают истинный восторг и фурор. Приведу лишь некоторые примеры: это конечно же горки, всевозможные модульные игрушки, огромных размеров кукольные дома, где может ходить, сидеть и лежать и сам ребёнок, качалки и попрыгуны. Перечесть всё просто невозможно.

ПОВЕРЬТЕ, ИЗ ТАКОЙ ГРУППЫ ДЕТИ НЕ ХОТЯТ УХОДИТЬ ДОМОЙ!

Миронова Наталья Николаевна Миронова Н.Н.,
учитель-дефектолог, логопед
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевые нарушения у детей — кто поможет их преодолеть Речевые нарушения у детей — кто поможет их преодолеть
Конспект выступления на родительском собрании в группе детей 2-3 лет на тему: «Любимые сказки, рассказанные мамой» Конспект выступления на родительском собрании в группе детей 2-3 лет на тему: «Любимые сказки, рассказанные мамой»
Памятка для родителей: «Любимые сказки, рассказанные мамой» Памятка для родителей: «Любимые сказки, рассказанные мамой»
Основные направления профилактики речевых нарушений Основные направления профилактики речевых нарушений

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.