Не говорящий ребёнок, моторная алалия или ОНР I уровень

Логопедическая работа с неговорящими детьмиНе говорящий ребёнок, моторная алалия или ОНР I уровень.

Краткая аннотация: В данной статье предлагаются к использованию в своей практической деятельности учителей-дефектологов, логопедов нетрадиционные методы и приёмы коррекционной помощи детям дошкольного возраста с таким неутешительным диагнозом как «не говорящий ребёнок, моторная алалия или ОНР I уровень». Данные методы и приёмы наглядно демонстрируют эффективность коррекции основного дефекта и сопутствующих отклонений в развитии детей при минимальных затратах времени, наибольшем учёте интересов и направленности личности каждого ребёнка при условии установления эмоционально значимого контакта со всеми участниками коррекционного процесса. Рассматриваемые в статье вопросы будут интересны с моей точки зрения как педагогам коррекционных учреждений так и родителям детей имеющих означенные отклонения в развитии, так как носят обобщающий характер коррекционной помощи детям с особыми образовательными потребностями.

Использование этих методов и приёмов при грамотной организации всего коррекционного пространства в разы увеличат эффективность и сократят сроки коррекции.

Введение. Как видно из заголовка проблема означена не шуточная. Когда твоему ребёнку ставят такой диагноз, это как удар судьбы, гром среди ясного неба, хотя ты сам всё видишь и знаешь, но когда это написано «пером», то как говорится «не вырубишь топором». Тем, кто читают эту статью, это чувство знакомо не понаслышке. Но отчаиваться не надо. Как советуют психологи, во всём надо искать плюсы, если плюсы не находятся, то надо соединять минусы между собой в плюсы, а если серьёзно, то надо с определённой долей скепсиса высмеять проблему, и вы не поверите, но будучи громадной и пугающей она как минимум помельчает. Говорить себе надо примерно следующее: «дитя накапливает сведения, что говорить по пустякам, вот наберётся их достаточно, тогда и выскажется». И это не лишено здравого смысла: есть такое понятие в коррекционной да и в обычной педагогике, как индивидуальный темп развития. Норма нормой, но ведь каждый ребёнок индивидуален, а норма это некие усреднённые показатели.

Итак, по существу вопроса, коррекция столь сложного диагноза обязательно носит комплексный характер и одному логопеду, пусть даже и дефектологу здесь не справиться.

Прежде всего необходимо медикаментозное лечение специалистов: невропатолога, психоневролога или психотерапевта. Пугаться никого из них не надо, в случае необходимости они перенаправят вас один к другому, определив в чьей более компетенции этот данный случай, а причин может быть множество, на них останавливаться не будем.

Медикаментозное лечение речевых нарушений: Ноотропы – это вещества, оказывающие специфическое позитивное влияние на высшие интегративные функции мозга. Они улучшают умственную деятельность, стимулируют когнитивные (познавательные) функции, облегчают процесс обучения, улучшают память, другие психические процессы.

Энцефабол – ноотропный препарат, который улучшает патологически сниженные обменные процессы в тканях головного мозга, снижает вязкость крови и улучшает кровоток в ишемизированных участках головного мозга, увеличивает их оксигенацию (насыщение кислородом), усиливает обмен глюкозы. Расторможение процессов не только речи, но после отмены препарата всё приходит в норму. Гиперактивным детям больше подходит препарат пантогам (гопантеновая кислота) – это наиболее мягко действующий метаболический церебропротектор с минимально выраженным стимулирующим влиянием на ЦНС в сочетании с глицином , который усиливает действие гопантеновой кислоты. Упорядочивает поведение, уменьшает моторную возбудимость с одновременным повышением умственной и физической работоспособности.

Церебролизин, семакс, кортексин, церепро, назначение делает врач в зависимости от динамики и особенностей пациента.

Моторная алалия – это отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребёнка.

До 21 дня жизни ребёнка можно исправить практически все неврологические проблемы (ранняя диагностика и ранняя коррекция).

Прежде чем перейти к рассмотрению непосредственно вопросов коррекции (исправления), необходимо понять к какому качеству или состоянию мы стремимся в конечном итоге прийти. А для этого необходимо знать как звукопроизношение развивается в норме (здесь норма языковая –исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период).

Становление звукопроизношения в норме речевого развития.

В таблице наглядно продемонстрированы сроки появления речевых осознанных в плане коммуникации звуков раннего от 1 года до 3 лет и позднего от 3 до 6 лет онтогенеза.

Таблица №1. Примерные сроки появления речевых звуков в нормальном онтогенезе

Возраст Гласные звуки Согласные звуки
1 – 2 года А, О, Э П, Б, М
2 – 3 года И, Ы, У Ф, В; Т, Д, Н; К, Г, Х; Й
3 – 4 года С, З, Ц; Ш,Ж,Ч,Щ
5 – 6 лет Л, Р

Начинается речь, как известно со звуков, звукокомплексов и звукоподражаний. Вот это и надо нам вызвать у ребёнка на первых порах, и здесь важна помощь ещё одного медицинского специалиста: отоларинголога, который констатирует норму физиологического слуха по данным приборов, поскольку ребёнок не говорящий.

Логопедическая работа с детьми, имеющими моторную алалию, опирается на онтогенетическую последовательность речевого развития по А.Н. Гвоздеву:

  • однословное предложение;
  • предложение из слов корней;
  • первые формы слов;
  • усвоение флексий;
  • усвоение предлогов;
  • наличие развёрнутой фразовой речи с проблемами в формировании лексики, грамматики, фонетики.

Первый этап логопедической работы соотносится с 1 уровнем ОНР и длится примерно до появления фразовой речи.

Основные задачи:

  • формирование мотивационной основы речевой деятельности;
  • воспитание речевой и психической продуктивной активности ребёнка;
  • развитие импрессивной речи (восприятие и понимание речи)
  • формирование активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению;
  • формирование первоначального навыка общения в различных ситуациях (поддержание элементарного диалога);
  • совершенствование неречевых процессов.

Ключевое внимание уделяется смысловой стороне речи, неправильное произношение допустимо.

Первоначальный шаг – установление эмоционального контакта с ребёнком, создание доброжелательной атмосферы.

Направления работы:

Совершенствование понимания обращённой речи. Необходимо дать знания о глагольных формах, их дифференциации – дотянуть понимание до предикативного уровня.

Расширение импрессивного словаря проводится по лексическим темам «Игрушки», «Части тела и лица», «Предметы обихода», «Животные». Основные приёмы работы – показ, демонстрация, инструкция, вопрос (после знакомства с предметом: «Покажи, где …?»)

Пассивный глагольный словарь должен состоять из названий действий, которые совершают близкие ребёнка и он сам. Обязательно обеспечиваем связь – существительное + глагол. Учим дифференцировать элементарные грамматические формы, понимание вопросов косвенных падежей.

Совершенствование неречевых процессов с помощью выполнения различных невербальных (без использования слов) заданий:

  • формирование контрастных величин (большой, маленький, средний);
  • обучение ориентировке в пространстве, а позже и во временах года;
  • понятие об основных цветах («день одного цвета», «4 бабочки на цветах», «маленький строитель»: 4 домика (треугольники и квадраты), «цветная уборка» (собираем в корзину все предметы одного цвета), «две башни» (2 контрастных цвета), «принеси одежду» (одевание на прогулку: задание принести предмет одежды определённого цвета, называние и одевание), «все цвета радуют» (соревнование, кто больше найдёт в окружении предметов определённого цвета), «светофор» (на красный – стоим, на жёлтый – прыгаем на одной ножке, на зелёный – бегаем), «сортируем игрушки» (соревнование с ребёнком, кто больше наберёт игрушек определённого цвета; 4 коробочки основных цветов), «что бывает зелёным?» (красным, синим, жёлтым) повышенный уровень сложности, «чудо-радуга» (наклеивание на полосы спектра различных предметов соответствующего цвета: бусинки, наклейки, комочки разнофактурной бумаги, мелкие игрушки, цветные пёрышки, кусочки ткани, пробки от пластиковых бутылок, камешки.
  • понятие о форме;
  • слуховое внимание и восприятие (где колокольчик?);
  • совершенствование памяти (чего не стало);
  • мыслительные операции (четвёртый лишний, разрезные картинки, доски Сегена);

Активизация речевого подражания начинается с подражания действиям, интонации. Рекомендуется использовать потешки, пальчиковую гимнастику, двигательно-речевые миниатюры.

Формирование доступного активного словаря. Вызываются звукоподражания и аморфные слова. Необходимо при первой же возможности комбинировать слова во фразу.

Итог первого этапа: расширение кругозора и представлений об окружающем мире. Умение поддерживать на доступном уровне диалог, первые попытки комбинирования слов, владение элементарным активным словарём.

ДОРОГУ ОСИЛИТ ИДУЩИЙ!

Миронова Наталья Николаевна Миронова Н.Н.,
учитель-дефектолог, логопед
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевые нарушения у детей — кто поможет их преодолеть Речевые нарушения у детей — кто поможет их преодолеть
Конспект выступления на родительском собрании в группе детей 2-3 лет на тему: «Любимые сказки, рассказанные мамой» Конспект выступления на родительском собрании в группе детей 2-3 лет на тему: «Любимые сказки, рассказанные мамой»
Памятка для родителей: «Любимые сказки, рассказанные мамой» Памятка для родителей: «Любимые сказки, рассказанные мамой»
Основные направления профилактики речевых нарушений Основные направления профилактики речевых нарушений

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.