Неразборчиво говорящие дети

Развитие речи в игреНеразборчиво говорящие дети.

Краткая аннотация: В этой статье предлагается к использованию в своей практической деятельности учителей – дефектологов, логопедов стройная, опробованная, простая и подтвердившая свою эффективность последовательная система методов и приёмов коррекционной помощи детям дошкольного возраста с таким отклонением в речи, как смазанная не чёткая и неразборчивая речь. Данные методы и приёмы наглядно демонстрируют эффективность коррекции основного дефекта и сопутствующих отклонений в развитии детей при минимальных затратах времени, наибольшем учёте интересов и направленности личности каждого ребёнка при условии установления эмоционально значимого контакта со всеми участниками коррекционного процесса. Рассматриваемые в статье вопросы будут интересны с моей точки зрения как педагогам коррекционных учреждений работающих с означенным контингентом детей так и родителям детей имеющих данные отклонения в развитии, а так же и всем у кого имеется данное отклонение в речи, так как описываемая работа весьма доступна и при высокой заинтересованности позволяет даже не специалистам ею пользоваться. А язык, которым она изложена, максимально доступен широкому кругу лиц, как имеющему специальное образование, так и просто грамотному небезразличному обывателю. А при правильной организации специального коррекционного пространства использование этой системы методов и приёмов в разы увеличит эффективность и сократит сроки коррекции.

Введение. Как часто мы слышим поток непрерывной речи из уст ребёнка, но ничего или почти ничего не можем из сказанного понять. Хотя, возможно, что близкие ребёнка могут достаточно не плохо его понимать. Бывает, что и взрослые говорят так быстро и не всегда чётко, что порой приходится не однократно, а порой и постоянно их просить повторить чуть медленнее и понятнее сказанное ими. Этот недостаток речи может иметь различные причины и степень проявления. Но давайте разбираться в этом глубоко и не спешно.

Итак, у неразборчиво говорящего ребенка могут быть как сложные речевые нарушения, требующие вмешательства специалиста, так и просто неправильное произношение большого числа звуков.

Чтобы определить, есть ли у ребенка какой-либо серьезный речевой дефект, нужно выяснить следующие моменты:

Соответствует ли возрасту его общее речевое развитие:

  • словарный запас;
  • грамотность речи;
  • развернутость фразовой речи;
  • понимание речи окружающих;
  • рисунок (или структура) слова.

Нарушена ли (и в какой мере) подвижность речевых органов ребенка.

Общее речевое развитие:

1. Словарный запас

Нужно проверить словарь глаголов, существительных, прилагательных и предлогов.

Словарь глаголов

Нужно выяснить, правильно ли ребенок называет хорошо известные ему действия (вы можете совершать их сами или показывать ребенку картинки, на которых они изображены: «машина едет», «мальчик спит», «девочка ест» и т. п.). При этом задавайте ребенку вопросы: «Машина что делает?», «Мальчик что делает?».
Нужно выяснить, правильно ли ребенок называет действия, присущие тем или иным объектам. Примерные вопросы: «Самолет что делает?» (летит). «Поезд что делает?» (едет). «Лампочка что делает?» (светит или горит) и т. п.

Словарь существительных

Нужно выяснить, правильно ли ребенок называет известные ему предметы: например, стол, стул, кресло, тарелка, чашка, автобус, машина, дерево, цветок и т. п. Вы показываете ребенку сам предмет или картинку с его изображением, а он называет.

Нужно выяснить, правильно ли ребенок называет детенышей известных ему животных. Вы спрашиваете у ребенка: «Как называются детеныши кошки?» (котята), «Собаки?» (щенята) и т.д.

Словарь прилагательных

Нужно выяснить, правильно ли ребенок называет основные цвета: черный, белый, красный, зеленый, синий, желтый, коричневый. Попросите ребенка сказать, какого цвета тот или иной предмет.

Нужно выяснить, правильно ли ребенок называет размер предметов: большой, длинный, широкий, маленький, толстый и т. д. Для этого вы показываете ребенку соответствующие предметы.

Словарь предлогов

Нужно выяснить, правильно ли ребенок употребляет предлоги. Вы задаете ребенку вопросы о местонахождении предмета. Например: «Где находится ручка?» (в столе, за столом, под столом, на столе, над столом, возле стола, перед столом).

2. Грамотность речи

Поскольку речь ребенка неразборчива, бывает трудно уловить на слух, грамотно ли он говорит. Поэтому нужно специально выяснить, использует ли он в речи необходимые окончания, приставки, суффиксы и т. п.
Нужно проверить, использует ли ребенок множественное число существительных, а также уменьшительную форму существительных, может ли он образовывать женский род от глагола мужского рода прошедшего времени и множественное число прилагательных.

Множественное число существительных

Примерное задание. Вы показываете ребенку руку и говорите ему: «Это одна рука». Затем показываете ему обе руки и продолжаете: «А это две… (руки — ребенок должен закончить высказывание).

Уменьшительная форма существительных

Примерное задание. Вы показываете ребенку пару одинаковых предметов, отличающихся размером, например, два ножика и говорите ему: «Это большой нож, а это маленький ножичек». Затем показываете ему следующую пару предметов (например, две книги) и спрашиваете: «Это большая книга, а это маленькая…» (книжечка).

Женский род глагола прошедшего времени

Примерное задание. Вы говорите ребенку: «Мальчик пришел домой. Как сказать это же самое про девочку?» «Она…» (пришла — отвечает ребенок). «Пес убежал из дома. Как сказать это же про собаку?» (убежала).

Множественное число прилагательных

Примерное задание. Показывая ребенку картинку, вы спрашиваете его: «Цветок красный, а цветы какие?» (красные).

3. Фразовая речь

К 3,5-4,5 годам ребенок должен уметь составлять предложения, состоящие из четырех слов с предлогом.
Ребенок должен закончить по картинке начатое вами предложение, например: «Мальчик едет на велосипеде» (вы называете только первое слово фразы).

Ребенок должен дополнить ваше короткое предложение по картинке, например: «Мальчик едет» (Мальчик едет на велосипеде). В дальнейшем пусть ищет другие варианты завершения предложения (Мальчик едет по дороге. Мальчик едет домой). Вы можете при этом задавать ему наводящие вопросы: «На чем едет?» «Где, по чему он едет?» «Куда он может ехать?».

4. Понимание речи

Предлагайте ребенку выполнять действия, состоящие из нескольких этапов, например: «Пойди в соседнюю комнату, достань из стола карандаш и принеси мне». «Выйди в коридор и закрой за собой дверь», «Залезь на стул, посмотри вверх на потолок, а затем спрыгни на пол» и т. п.

5. Соблюдение рисунка слова

Соблюдение в слове порядка слогов и звуков называется рисунком или структурой слова. Ребенок может менять местами в словах звуки и слоги, недоговаривать окончания. Одно и то же слово каждый раз может искажаться совершенно по-разному: например, пидора, ми-дора — помидор; фраль, вираль, фараль — февраль. Нужно выяснить, правильно ли ребенок строит слова с точки зрения полноты и последовательности в них звуков и слогов.

Ребенок по нескольку раз должен повторять за вами слова, состоящие из 3-4-х слогов, например: колокол, миллионер, санаторий, сонатина и т. д. Избегайте слов, перегруженных стечениями согласных (когда 2 или 3 согласных звука идут подряд).

Не спутайте нарушение структуры слова с тем, когда ребенок просто пропускает в слове 1 или 2 звука, которые он вообще не выговаривает. Предлагайте ему для повторения слова, все звуки в которых ребенок хоть как-нибудь произносит, даже и неправильно.

Нарушения структуры слова нет и в том случае, если ребенок только после нескольких попыток правильно повторяет какое-нибудь незнакомое или малознакомое ему слово — он путает в нем порядок слогов. Имейте в виду, что при нарушении слоговой структуры ребенок не в состоянии правильно произнести слово ни с какой попытки (разве что только случайно в ряду прочих, неправильных, произношений).

Результаты и рекомендации

1. Ребенок вообще не справляется с заданиями. Значит, у него довольно тяжелая форма общего недоразвития речи и вам нужно обратиться к специалисту, работающему именно с этим нарушением, или определить ребенка в логопедический детский сад в группу для детей с общим недоразвитием речи.

2. Ребенок одни задания выполняет, а с другими не справляется. Например, он понимает речь, но у него маленький словарный запас и недостаточно грамотная речь; или же словарный запас ребенка удовлетворителен, но его речь недостаточно грамотна, и он не может соблюдать рисунок слова. Это значит, что у него более легкая форма общего недоразвития речи, но рекомендации остаются те же, что и в предыдущем случае.

3. Ребенок удовлетворительно справляется с заданиями. Разумеется, у него могут быть отдельные недочеты: он может не знать какого-то предлога, названия цвета или испытывать некоторые затруднения при образовании грамматических форм. Он может не справиться с выполнением слишком многоступенчатой инструкции, рассчитанной на проверку понимания его речи, и т. п. Но все эти случаи единичны.

Это значит, что у ребенка нет общего недоразвития речи и вам нужно будет проверить подвижность его речевых органов.

Подвижность речевых органов

Рот открыт. Язык ребенка должен свободно поочередно подниматься и опускаться к верхним и нижним зубам.

В этом же положении язык должен свободно поочередно подниматься к альвеолам и опускаться к нижним зубам у их оснований.

Губы находятся в неширокой улыбке, язык ребенка должен легко поочередно достигать углов рта.

Когда в инструкции сказано, что упражнение выполняется с открытым ртом, это значит, что рот ребенка должен быть приоткрыт на ширину, необходимую для произнесения достаточно открытого звука [э].

Движения, рассчитанные на проверку подвижности языка, должны совершаться одним только языком без участия других речевых органов (нижней челюсти, губ).

Результаты и рекомендации

1. У ребенка может обнаружиться нарушение подвижности речевых органов (дизартрия средней степени тяжести).

Признаки:

  • Асимметричная работа мышц. Высунутый язык при этом отклоняется вправо или влево от средней линии, улыбка также смещается в соответствующую сторону.
  • Невозможность выполнить отдельные движения. Ребенок вообще не может совершать какие-то действия, например доставать кончиком языка углов рта — обоих или какого-либо одного из них.
  • Чрезмерная амплитуда при выполнении движений. Например, вместо того, чтобы коснуться языком верхних зубов, ребенок высовывает его изо рта гораздо сильней, чем для этого нужно, и может коснуться им даже верхней губы.
  • Неоправданные синхронные движения речевых органов. В этом случае совершение одного движения сопровождается другим. Например, если ребенок поднимает язык, у него вслед за языком подтягивается и нижняя челюсть, при совершении движения языком вправо-влево нижняя челюсть также может совершать аналогичные движения.
  • Нарушение тонуса мышц. Мышцы языка и губ у ребенка могут быть излишне напряжены или, напротив, чрезмерно вялы.
  • Назализация голоса. Ребенок может говорить в нос.
  • Вы можете заметить, что ребенок не может поднять вверх язык, хотя с остальными заданиями справляется удовлетворительно. В этом случае вам нужно проверить, достаточной ли длины у него уздечка языка.

2. У ребенка может быть легкая форма дизартрии.

Признаки:

  • Ребенок не сразу может найти для речевых органов нужную позу.
  • Не может удержать ее без изменений на протяжении 5-6 секунд.
  • Ребенку бывает сложно переключиться с выполнения одного движения на другое, например, при поочередном поднимании и опускании языка.
  • При этом невооруженным глазом видно, что он совершает не такую уж и простую для него работу, заметно, что мышцы ему недостаточно повинуются.

Нарушения могут быть еще менее значительными, так что их легко спутать с плохой координированностью или неумением выполнять двигательные задания по образцу.

3. У ребенка нормальная подвижность речевых органов.

Признаки:

  • Ребенок не смог выполнить какое-то упражнение с первого раза, так как он не освоил новое движение, но после нескольких попыток, когда ребенок уже разучит движение, оно должно выполняться легко.
  • При выполнении нового упражнения ребенок может пытаться совершать неоправданные синхронные движения другими органами речи. Если указать ему на эту ошибку, он способен ее исправить.
  • Язык ребенка может быть чересчур напряженным. Это возникает от его излишней старательности. Если попросить ребенка не стараться так сильно шевелить во рту «мягким», «ленивым» языком, чрезмерное напряжение мышц исчезнет.

Если вы не нашли у ребенка общего недоразвития речи и нарушения подвижности речевых органов средней степени тяжести, значит, у него нет серьезных речевых расстройств и нет необходимости в срочной специальной помощи.

У ребенка просто нарушено произношение большого числа звуков. Для его возраста, если ему нет ещё 5лет, это речевым дефектом не является. Но нужно выяснить, способен ли ребенок к самостоятельному освоению правильного звукопроизношения, иначе у него зафиксируются неполноценные способы произношения звуков.

Следует также сказать о речевом окружении ребёнка, люди часто общающиеся с ребёнком или при ребёнке, должны позаботиться о том чтобы их речь звучала разборчиво и чётко: со всеми паузами, окончаниями и правильной интонацией.

ПРИЯТНОГО ВАМ ОБЩЕНИЯ!

Миронова Наталья Николаевна Миронова Наталья Николаевна,
учитель-дефектолог, логопед,
МБДОУ № 30 г. Невинномысск
Ставропольский край
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Использование увлекательных форм работы с детьми на основе методических приемов с целью устранения нарушения развития речи Использование увлекательных форм работы с детьми на основе методических приемов с целью устранения нарушения развития речи
Программа по коррекции системного недоразвития речи для 1 класса Программа по коррекции системного недоразвития речи для 1 класса
Консультация для родителей на тему: «Фантазируем, играем и звук «Л» мы закрепляем!» Консультация для родителей на тему: «Фантазируем, играем и звук «Л» мы закрепляем!»
Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения у дошкольников 6-7 лет с ОНР средствами малых фольклорных форм Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения у дошкольников 6-7 лет с ОНР средствами малых фольклорных форм

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.