Развитие слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи с использованием светового песочного стола

Данная статья о развитии слоговой структуры слова с использованием светового песочного стола. В своей работе мы используем не только традиционный дидактический, наглядный материал, но и современные методы работы. Это способствует всестороннему развитию ребенка: речевое развитие, развитие моторики, концентрации внимания, учит анализу и синтезу, развивает произвольную зрительную, тактильную память. Данная статья включает в себя игры и упражнения, направленные на коррекцию слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи.

Развитие слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи с использованием светового песочного стола.

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. Основными функциями речи являются: коммуникативная и регулирующая. Среди разнообразных нарушений речи у детей с ОНР, выделяют нарушение слоговой структуры слова.

Очень важно, чтобы ребенок проявлял интерес к занятиям, поэтому помимо основных методов работы, на занятиях мы используем световой песочный стол, который позволяет не только развивать моторику и внимание детей, но и включить ребенка в образовательный процесс в форме игры.

Работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова, включает в себя несколько этапов:

  1. подготовительный,
  2. коррекционный (основной),
  3. заключительный.

На подготовительном этапе игры проводятся на развитие концентрации слухового внимания, слуховой памяти на материале неречевых звуков.

Игры и упражнения:

1. Ребенок закрывает глаза, в этот момент логопед берет три музыкальных инструменты+ карточки с изображением этих музыкальных инструментов, которые по очереди закапывает на столе в песок. В тот момент, когда ребенок закрывает глаза, логопед использует музыкальный инструмент, ребенок открывает глаза, называет, что это был за инструмент, затем ребенок проверяет себя, откапывая карточку с нужным изображением, и в этот момент световой стол загорается зеленым светом, это обозначает, что ребенок все сделал правильно.

2. Работа над ритмом. Ребенок на столе с песком откапывает карточки, на которых изображены точки, или палочки. Ребенок должен хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек или палочек изображено на карточке. Используется при работе от 4 до 5 карточек.

3. Ребенок воспроизводит нужный ритм, затем самостоятельно на песочном столе записывает ритмический рисунок.

4. Логопед на столе с песком обозначает ритмический рисунок, ребенок должен дорисовать символы, а затем самостоятельно воспроизвести нужный ритм.

На основном этапе коррекционная работа проводится на вербальном материале.

Игры и упражнения:

1. На столе, на песке по очереди записываются буквы А,О, У, (на столе в это время загорается красный свет) в руки ребенку логопед дает карточки, нужно произнести столько раз звук, сколько точек стоит на карточке. В этом задании можно использовать как карточки, там и просто предложить ребенку ритм, отхлопывая в ладоши, по количеству хлопков ребенок может понять, сколько раз он должен произнести тот или иной звук.

2. Пропеваем ряд звуков, выделяем ударный звук, записываем его на столе. Кроме этого также можно проводить буквенные диктанты. Ребенок проговаривает буквенный ряд, сразу записывая его: АУ ИА, ОА.

3. Закапываем на столе буквы, ребенок, откапывая буквы должен составить как можно больше слогов.

4. Увеличиваем количество слогов, играя в паровозик. Используем предметы: паровозик с вагонами. Необходимо проговаривать слоги, добавляя к паровозику по одному вагону, тем самым наращивая слоговую цепочку. Как только цепочка будет закончена, стол загорается зеленым светом, означая, что паровоз может отправляться в путь.

5. Ребенок запоминает и повторяет нужное количество слогов за логопедом. После того, как отработали слоги изолированно, можно переходить на уровень слова.

При отработке слов различной слоговой структуры мы учитываем: структуру слова (двусложные слова из открытых слогов, трехсложные слова из открытых слогов, односложные слова с закрытым слогом, двусложные слова с закрытым слогом, двусложные слова со стечением согласных в середине слова и т.д.), учим детей ориентироваться на схемы слов.

Песочный стол

Игры и упражнения:

1. Логопед диктует слово, ребенок на песке записывает количество слогов, предварительно хлопая в ладоши.

2. Считаем количество слогов, используя слоговые домики. Карточки. На песке размещаем три домика с одним, двумя, тремя окнами. Ребенок произносит слова, соотнося их с картинками на карточках. Если в слове один слог, ребенок кладет карточку в первый дом и т.д. При размещении карточек в домики загорается красный – один слог, синий – два слога, зеленый свет три слога.

3. На столе размещаем карточки с разным количеством слогов. Если три слога, то около картинки ребенок насыпает большую горку песка, если два слога, то горку меньше, если один слог, то маленькую горку.

4. Ребенку предлагается ряд картинок, из них нужно выбрать самое длинное слово – название изображенного предмета – из песка делаем длинную змейку, самое короткое – делаем из песка короткую змейку, одинаковые по количеству слогов слова – одинаковые змейки.

5. Ребенку предлагается из кубиков, двух, затем трех построить слова. Необходимо от одного кубика, до другого провести песочную дорожку, чтобы соединить слоги. Если слово получилось, то загорается зеленый свет.

6. На столе, на песке перед ребенком нарисовать схемы слов. Ребенок должен к каждой схеме подобрать карточку с соответствующим изображением. Помимо этого, ребенок может придумать слова к каждой схеме.

В ходе отработки слов различной слоговой структуры необходимо обращать внимание на смысл, семантику слова.

После отработки слогов в словах, переходим к закреплению и отрабатываем на материале чистоговорок, стихов, текстов.

1. На столе раскладываем карточки, ребенок произносит чистоговорку, постепенно выбирая нужные карточки. (-Жук, жук, пожужжи, Где ты прячешься, скажи. –Жужужу, жу, жу, жу, Я на дереве сижу)

Далее используем похожие игры, подвижные игры, упражнения направленные на развитие координации речи с движениями.

Упражнения выбираем в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребенка, его возраста и вида речевой патологии.

Семина (Мацак) А.С.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.