Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» «Экскурсия по городу Мастеров»

Занятие интересно тем, что используется технология В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» (игрушка Ворон Метр; набор цветных верёвочек, кармашки, буквы из Ларчика В.В.Воскобовича, коврограф).

Автоматизация звука [Ч]Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» «Экскурсия по городу Мастеров».

Возрастная группа: подготовительная (6 – 7 лет)

Тема: «Экскурсия в город Мастеров»

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие»

Цели:

Образовательная:

  • совершенствование употребления в речи предлогов: за, под, над, между;
  • закрепление понятий вправо, влево, вверх, вниз;
  • образование слов с суффиксами –ист, иц, -ица;
  • формировать умение составлять схему слова;
  • актуализировать знания о профессиях;

Развивающая:

  • развивать связную речь;
  • развивать наблюдательность, активизировать внимание и память детей, умение работать коллективно, развивать детское творчество, развивать игровую деятельность детей;
  • развитие пространственной ориентации на листе бумаги;
  • формирование слухового внимания и зрительной памяти;
  • развитие логического мышления;
  • умение чётко отвечать на вопросы;

Воспитательная:

  • воспитывать доброту, отзывчивость, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Коррекционная:

  • автоматизация шипящего звука [ч] изолировано и в словах;
  • тренировка силы голоса;
  • формирование фонематического слуха;
  • совершенствование тонкой и общей моторики.

Виды деятельности: познавательная, игровая, двигательная, коммуникативная.

Формы организации: групповая, подгрупповая.

Формы реализации детских видов деятельности: рассматривание картин, беседа, дидактическая игра

Оборудование: магнитная доска, игрушка Ворон Метр; набор цветных верёвочек, кармашки, буквы из Ларчика В.В.Воскобовича, коврограф, предметные картинки по теме «Профессии»; карандаши, листы бумаги; фишки из физкультурного зала; указка.

Ход игровой обучающей ситуации:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

      I.            Вводная часть
Приветствие «Доброе утро!»Учитель – логопед  предлагает детям взяться за руки и вместе сказать: «Доброе утро!»- шепотом, зевая, обычным голосом, прокричать.Ребята, к нам сегодня в гости прилетел Ворон Метр. Он нас приглашает на экскурсию по городу Мастеров. Согласны отправится на экскурсию?Мы не умеем летать, как Ворон, поэтому мы поедем на поезде.

- Я буду машинистом, а вы – вагончики. Чтобы поезд ехал без промедления, мы должны произносить чётко звук [Ч ]

Все на местах? Можно ехать.

Дети приветствуют друг друга.Да.Дети идут по кругу, держась за пояс впереди стоящего ребёнка и проговаривают звук  [Ч ]

                                                                                                                 II.            Основная часть

Ворон Метр: Мы  в городе Мастеров.

1.Дидактическая игра «Кто это?»

Ворон Метр: я  приглашаю вас познакомиться с жителями города.

2.Дидактическая игра «Отгадай »

Ворон Метр: мы пришли с Вами в Словотворческую мастерскую  В ней работают  учителя, воспитатели и т.д. Помогите им пожалуйста составить из букв слова.( На доске – буквенный ряд: А, Т, О, К, У, П, Н,Ы,М.)

Логопед обращаясь поочередно к каждому ребенку, говорит:

- Я составила слово, оно состоит из  букв Т, К, О. Какое это слово? И т.д.(сок, дым, ток, пар, рак….)Какие слова вы , ребята, составили?

Ворон Метр: вы отлично справились  и помогли работникам мастерской.

3. Массаж пальцев рук

 «Упражнение с карандашом»

Логопед раздаёт простые карандаши. Берёт в руки карандаш и показывает массажные движения:

  • Прокатывает карандаш по столу двумя руками поочерёдно;
  • Прокатывает карандаш между ладонями рук;
  • Прокатывает карандаш двумя руками;
  • Делает точечный массаж центра ладоней концами карандаша;
  • Перебирает карандаш двумя пальцами сверху вниз (большим и указательным);

Перебирает карандаш двумя пальцами снизу вверх (большим и средним)

4. «Графический диктант»

Ворон Метр: далее путь нас ведёт в Мастерскую узоров и фигур.

Логопед  кладёт перед каждым ребёнком лист бумаги и карандаш. После этого сообщает следующее:  сегодня мы будем продолжать учиться проводить линии на листе бумаги. Каждую новую линию нужно начинать там, где закончилась предыдущая, при этом не отрывая карандаша от бумаги»

Затем ребята берут карандаши и логопед начинает:

«Отступите сверху листа четыре клеточки и слева одну и поставьте точку.  От точки нарисуйте клеточку вверх, клеточку вправо, клеточку вверх, клеточку вправо, две клеточки вниз, клеточку вправо, клеточку вверх, клеточку вправо, клеточку вверх, клеточку вправо, две клеточки вниз, клеточку вправо и т.д.»

Приготовились рисовать второй узор.

«Отступите от первой точки  шесть клеточек вниз и поставьте точку. Три клеточки вверх, одну клеточку вправо, одну клеточку вниз, одну клеточку вправо, одну клеточку вниз, одну клеточку влево, одну клеточку вниз, две клеточки вправо, три клеточки вверх, одну клеточку вправо, одну клеточку вниз, одну клеточку вправо, одну клеточку вниз, одну клеточку влево, одну клеточку вниз, две клеточки вправо и т.д.»

Начинаем рисовать третий узор.

«Отступите от второй точки пять клеточек вниз и поставьте точку. Одну клеточку вправо, одну клеточку вверх, одну клеточку влево, одну вверх, три клеточки вверх, одну клеточку вниз, одну клеточку влево, одну клеточку вниз, три клеточки вправо, одну клеточку вверх, одну клеточку влево, одну клеточку вверх, три клеточки вправо, одну клеточку вниз, одну клеточку влево, одну клеточку вниз, три клеточки вправо и т.п. »

Ворон Метр: какие замечательные узоры вы можете рисовать. Молодцы!

4. Коммуникативная игра «Иголка и нитка» (Мастерская «Портняжка»)

Ворон Метр:  Скоро новогодние праздники, и жители страны мастеров заказали  портным много карнавальных костюмов. Давайте, им поможем, выполнить работу в срок, чтобы каждый житель города Мастеров был красивым на новогоднем балу.

5. Дидактическая игра «Составь схему слова»

Ворон Метр: мы немножко отдохнули, пора продолжать экскурсию. На пути у нас
Школа будущих первоклассников. Здесь ребята, выполняя различные задания, готовятся в школе получать только пятёрки.

Но сейчас ребята просят им помочь им составить схему слова «Таксист»

6. Дидактическая игра «Назови правильно слог»

Ворон Метр: Будущие первоклассники довольны вами. Вы справились с таким трудным заданием. Теперь мы с вами готовы отправится в Мастерскую Ума. 

Ребята,  только что мне звонил старый друг, профессор  Ум, который работает в мастерской Ума. Он рассказал, что хотел нам подарить на память карту города Мастеров. Но пока он обедал, злой волшебник Глупиус,  испортил часть карты, разлив на ней краску.  Давайте, с вами поможем профессору Уму исправить карту, расположив мастерские правильно.

На карте сохранилась лишь мастерская «Портняжка».  Слева от мастерской  «Портняжка» находится строительная площадка. Под  мастерской  «Портняжка» стоит школа. Справа от школы стоит больница.  Под больницей  располагается лётное поле. Слева от школы —  автобусный парк. Под автобусным парком находится парикмахерская. Между парикмахерской и лётным полем располагается художественная мастерская. Над больницей полицейский участок. Справа от лётного поля — магазин.  Вот мы с вами и восстановили карту.

На какую фигуру похожа наша карта?

На карте есть ряды и столбцы (сколько рядов, столбцов?)

Какие мастерские находятся в первом (втором, третьем) ряду?

Какие мастерские находятся в первом (втором, третьем) столбце?

Что находится в первом ряду и втором столбце ?

Что находится в третьем ряду и первом столбце?

Найди мастерскую она находится во втором ряду между автобусным парком и больницей Что находится в третьем столбце между полицейским участком и лётным полем?

Что стоит над художественной мастерской? Что находится под больницей?

Дети рассматривают картинки на наборном полотне  и называют профессии людей. Дети делятся на подгруппы и составляют слова на наборном полотне у доски.Дети выполняют действия с карандашом по показу.Один ребёнок у доски, с помощью цветных верёвочек выполняет узор на Коврографе. Остальные дети – за столом.

Дети становятся друг за   другом. 1-й ребенок изображает иголку. Он бегает, меняя направление, между фишками. Остальные бегут за ним, держась за руки,  стараясь не отставать, чтобы «ниточка не порвалась».

Дети коллективно составляют на коврографе слово «таксист», а затем схему слова.

Дети по очереди приклеивают картинки в нужном месте, исходя из инструкции.

квадрат.

Три ряда и три столбца

1 – строительная площадка, мастерская «Портняжка», полицейский участок;

2 –автобусный парк, школа, больница;

3 – парикмахерская, художественная мастерская, лётное поле, магазин;

художественная мастерская

1 –строительная площадка, автобусный парк, парикмахерская.

2- мастерская «Портняжка», школа, художественная мастерская;

3- полицейский участок, больница, лётное поле.

- мастерская «Портняжка»

парикмахерская

школа

больница

школа

лётное поле

III Заключительная часть

Ворон Метр: На этом наша экскурсия по городу Мастеров подошла к концу. Расскажите, какие места в городе вам понравились. И что вы там делали.Учитель – логопед: Пришла попрощаться с Вороном Метром и возвращаться домой на нашем поезде.Учитель – логопед: сели в вагончики поехали! Дети вспоминают и перечисляют задания, которые они выполнили.Дети хором прощаютсяДети идут по кругу, держась за пояс впереди стоящего ребёнка и проговаривают звук  [Ч]

Литература:

1.Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе с ФФН (I II III периоды)»
2. Петрова Т. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи»
3. Алябьева Е. А. «Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет»
4. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. «Обучение грамоте детей с нарушениями речи»
5. Н.Ю. Куражева «70 развивающих заданий для дошкольников 5-6лет» СПб.- ; М.:Речь, 2015
6.Развивающие игры Воскобовича: Сборник методических материалов/ под редакцией В.В Воскобовича, Л.С. Вакуленко.- М.: ТЦ Сфера, 2015

Капацкая О.А.,
учитель-логоред

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Конспект НОД по формированию грамматического строя речи в подготовительной группе (ФФНР) «Как богатыри Забаву спасали» Конспект НОД по формированию грамматического строя речи в подготовительной группе (ФФНР) «Как богатыри Забаву спасали»
Методическая разработка: Конспект занятия по развитию связной речи в средней группе на тему: «Составление рассказов об осени» Методическая разработка: Конспект занятия по развитию связной речи в средней группе на тему: «Составление рассказов об осени»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию правильного звукопроизношения для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы компенсирующей направленности Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию правильного звукопроизношения для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы компенсирующей направленности
Конспект НОД в старшей/подготовительной к школе группе.  Тема: Лучший праздник – День рождения Конспект НОД в старшей/подготовительной к школе группе. Тема: Лучший праздник – День рождения

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.