Таблица нормативных показателей развития связной речи детей дошкольного возраста
Показатели речевого развития | Время появления в норме |
Появляются элементы связной монологической речи.Характерны неполные, неопределённо-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; название предметов заменяются местоимениями. В рассказах ребёнка переплетаются факты из материала на заданную тему с фактами из личного опыта. | В 2-3 года |
Односложно отвечают на вопросы взрослого при рассматривании предметов, картин, иллюстраций; повторяют за взрослым рассказ из 3–4-х предложений, составленный об игрушке или по содержанию картины; участвуют в драматизации отрывков из знакомых сказок.Могут пересказать знакомую сказку близко к тексту. | К 3-4 годам |
Могут составить рассказ по картинке или серии картинок.Пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают про игрушки и картинки.
Возросла речевая активность: дети не только задают вопросы сами и отвечают на вопросы взрослого, но и охотно и подолгу рассказывают о своих наблюдениях и впечатлениях. Активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе |
К 5 годам |
Способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, от части рассуждения) с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочинённых и сложноподчиненных предложений.
Могут пересказывать сказки. Логично излагают свои мысли, используя сложные предложения с союзом «А». |
К 6-7 годам |
Новикова Н.А.,
учитель-логопед