Конспекты занятий по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у умственно отсталых младших школьников

Оптическая дисграфияАннотация: Сопоставительный анализ ошибок, обусловленных несформированностью фонетико-фонематических процессов у умственно отсталых учащихся 1-4 классов с ошибками, встречающимися в письменных работах этих детей, дал возможность установить тесную зависимость и взаимообусловленность выявленных ошибок на письме от уровня развития фонетической стороны речи. В публикации представлены работа по формированию и коррекции фонетико-фонематической стороны речи, как средство профилактики дисграфии, у умственно отсталых учащихся 2-х классов, которая осуществлялась на уроках русского языка с использованием логопедических приемов.

Конспекты занятий по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у умственно отсталых младших школьников как средство профилактики дисграфии на уроках русского языка.

Как показывают данные полученные различными исследователями, одной из наиболее распространенных групп ошибок в письме умственно отсталых учащихся являются звуковые или фонетические ошибки: замены на письме одних букв – другими, а так же пропуски, перестановки, добавление букв и слогов.

По данным Г.А.Каше, В.В. Воронковой, количество написаний, в которых искажается звуковой состав слов, в 1-м классе составляет 80%, во 2-м – 60%, в 3-м – 40-45% и даже в старших классах доходит до 20-25% от общего числа ошибок [Аксенова А.К. “Методика обучения русскому языку в специальной коррекционной школе” М. Владос, 2002 стр. 284].

Сопоставительный анализ ошибок, обусловленных несформированностью фонетико-фонематических процессов у умственно отсталых учащихся 1-4 классов с ошибками, встречающимися в письменных работах этих детей, дал возможность установить тесную зависимость и взаимообусловленность выявленных ошибок на письме от уровня развития фонетической стороны речи.

В основе фонетико-фонематических ошибок, отражающихся на письме, могут быть как недостаточность речеслухового анализатора, так и несформированность речедвигательного анализатора. [Шарапановская Н.А. “Дифференцированный динамический подход к оценке и коррекции нарушений звукопроизношения у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида // ж. Дефектология №1 1986г., стр. 26].

Таким образом, мною было выявлено, что наиболее дифференцированным параметром при сопоставлении фонетических ошибок в устной речи и на письме является состояние фонетико-фонематической стороны речи. Именно на основе этого показателя нами были выделены три группы детей, имеющих специфические дисграфические ошибки:

  • учащиеся со значительным нарушением фонематического анализа. В письменных работах этих детей отмечаются ошибки, характерные для дисграфии на почве несформированности звукового анализа и синтеза.
  • учащиеся в устной речи, которых отмечается смешение звуков в речевом потоке при возможности правильно произносить их в изолированном потоке. На письме это находит отражение в ошибках, обусловленных дисграфией на основе нарушения фонемного распознавания (дифференциации фонем).
  • учащиеся, основными дефектами которых являются стойкие замены звуков, а так же сочетание искажений и смешения звуков. Это обусловливает появление на письме ошибок характерных для артикуляторно — акустической дисграфии.

Мною были проведены уроки русского языка с элементами интеграции (русский язык — логопедия), в которых принимали участие 15 умственно отсталых учащихся 2-х классов с диагнозом олигофрения в степени дебильности, общее недоразвитие речи III уровня (экспериментальная группа).

Была использована методика коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи на логопедических занятиях Р.И. Лалаевой.

В связи с общим недоразвитием аналитико-синтетической деятельности у умственно отсталых детей отмечается нарушение анализа структуры предложения, звукослоговой структуры слова, сложной психической деятельности по дифференциации звуков речи. Учитывая это, Р.И. Лалалева предлагает строить коррекционную работу с развития анализа структуры предложения, затем развивать слоговой анализ и синтез и, наконец, фонематический анализ и синтез, что является более эффективным для данной категории детей.

Работа по формированию и коррекции фонетико-фонематической стороны речи, как средство профилактики дисграфии, осуществлялась на уроках русского языка с использованием логопедических приемов.

Было рекомендовано введение системы специальных коррекционных упражнений учителем – на предметных уроках, логопедом – на логопедических занятиях.

Специальные упражнения по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи использовались на каждом уроке русского языка, включались в любой этап урока, рассредоточиваясь на протяжении всего урока (см. приложение 1).

В связи с выделением 3 групп умственно отсталых детей, имеющих специфические дисграфические ошибки, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием речи, в процессе обучения мною осуществлялся дифференцированный и индивидуальный подход, заключающийся в адекватном подборе методов и приемов обучения, адаптации речевого материала к познавательным и произносительным возможностям учащихся каждой группы.

Были определены следующие задачи коррекционного обучения:

  1. Формировать у ребенка умения сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи (сначала правильно произносимые, позже уточненные и откорректированные).
  2. Закрепить навыки звукового анализа, доступные ребенку, и постепенно обучить ребенка сокращенным и более обобщенным операциям, посредством которых производится звуковой анализ; формировать умение выделять звуки не только в сильных, но и в слабых позициях, различать варианты их звучания.
  3. Формировать умение сопоставлять и различать систему дифференциальных (акустико-артикуляционных) признаков звуков.

После проведения серии занятий была проведена повторная констатация результатов, цель которой – выявление коррекционного воздействия на недоразвитие фонетико-фонематической стороны речи с целью профилактики фонетических ошибок на письме, определение эффективности и продуктивности используемых мною методов и приемов обучения.

За основу констатирующего эксперимента были взяты ранее использованные методики обследования. Но в повторный процесс констатации были внесены некоторые изменения в содержание методик по принципу усложненности.

На основании полученных данных повторной констатации результатов были сделаны следующие выводы:

  1. В результате использования предложенных в обучающем эксперименте системы упражнений, речевых игр, устных и письменных заданий на индивидуальных карточках, графических изображений слов на уроках русского языка у умственно отсталых второклассников заметно снизился процент нарушений воспроизведения звуко-слоговой структуры слов, дифференциации фонем. Положительная динамика наблюдается в развитии всех форм языкового анализа и синтеза, особенно анализа структуры предложения и слогового анализа и синтеза.
  2. Комплексный подход (учитель – логопед) в преодолении нарушений звукопроизношения, использованный в экспериментальном классе, дал более положительные результаты, чем в контрольном классе.
  3. Вырабатываемые в период обучения у учащихся навыки звукобуквенного анализа, развитие у них фонематического слуха и способности дифференцировать близкие артикуляторно–акустические звуки, оказали существенное влияние на преодоление трудностей письма умственно отсталыми детьми.
  4. Предложенная технология коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи, апробированная, на уроках русского языка в экспериментальном классе оказалась более эффективной для профилактики дисграфии, чем традиционная система работы, использованная в контрольном классе.

Приложение 1

Конспект №1

Тема: Диктант «Зима».

Цели: Закрепление пройденного материала; развитие
фонематического слуха, мышления, памяти; воспитание внимания, навыков чистописания, орфографической зоркости

Оборудование: карточка с текстом, рассыпанные слоги.

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте ребята.

Игра «Какой звук чаще всего слышим»

Давайте проверим какие вы внимательные сегодня. Я буду читать стихотворения, а вы послушаете и хором назовете звук, который встречается чаще всего. (Этот звук учитель произносит интонированно).

«КАКОЙ ЗВУК ЧАЩЕ ВСЕГО СЛЫШИМ?»

Оборудование: набор коротких стихотворений в которых часто повторяется один и тот же звук.

Ход игры: Учитель произносит стихотворение, а ученики хором называют звук, который они чаще всего слышали.

Примерный материал:

  • У Сени и Сони в сетях сом с усами. (С)
  • Зоиного зайку зовут Зазнайкой. (З)
  • Ученик учил уроки – у него в чернилах щеки. (У)
  • Мороза моржи не страшатся – моржи на морозе резвятся (М).
  • Про пестрых птиц поет петух, про перья пышные, про пух. (П)
  • Гусь Гога и гусь Гага, друг без друга не шага. (Г)
  • Белый снег, белый мел, белый заяц, тоже бел. (Б)
  • Скажи потише: «Шесть мышат», и сразу мыши зашуршат (Ш).
  • Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока. (Щ)
  • Кот копеек накопил, кошке козочку купил. (К)

Молодцы! Вы все звуки назвали правильно.

Минутка чистописания. Письмо заглавной и строчной буквы «Ш».

Работа со словами из словаря. Рассыпанные слоги. Ворона, ветер, горох.
Дети записывают собранные из слогов слова в тетрадь, подчеркивают орфограммы и ставят ударение.

Ребята, сколько слогов в слове (Ворона, ветер, горох), назовите 1,2,3-й слог.

Работа по теме.

Ребята в начале урока вы были очень внимательны, поэтому смогли правильно назвать все звуки. Сегодня мы с вами будем писать диктант, и чтобы у вас не было ни одной ошибки, тоже надо быть очень и очень внимательными.

Диктант называется «Зима». Послушайте.

Чтение текста учителем. («Сборник диктантов» стр. 40) Зима.
Уже зима. Кругом много снега. Мороз. На окнах узоры. Дети надели теплые пальто.

Работа по содержанию текста. — Ребята, о чем говорится в тексте? (о зиме)

- О каких признаках зимы вы узнали? (Много снега. Мороз. На окнах узоры)
Физминутка.

Письмо текста под диктовку.

2 группа – пишет под диктовку.
3 группа – списывает этот текст с карточки (рукописный вариант)

Итог урока и оценка знаний.

Задание на дом.

Конспект №2

Тема: Составление предложений по картинкам.

Цели: Развитие навыков составления предложений по картинке, опорным словам; выделение слов, обозначающих предметы и действия; развитие фонематического слуха, мышления, памяти; воспитание внимания, навыков чистописания.

Оборудование: картинка «Дети играют», картинки и буквы к словам «Заяц», «Улица», индивидуальные карточки, фишки для звуко — буквенного анализа

Ход урока

Организационный момент.

Минутка чистописания. Письмо заглавной и строчной буквы «С»

Работа со словами из словаря. На доске картинки и буквы к словам «сахар», «улица», «пенал».

- Ребята, назовите картинки, составьте их названия из рассыпавшихся букв.

Сколько букв в слове «сахар», в слове «улица».

Составили звуковую схему слова «сахар». Раздаю фишки для звукобуквенного анализа.

Сколько звуков в слове «сахар»? Есть в этом слове звук «с»? Какой он по счету?

Молодцы.

Составление предложений по картинке.

Ребята, посмотрите внимательно на картинку и назовите слова со звуком «с» (стол, стул, рисунок, самосвал, носки, сандалии, волосы).

Где находится звук «с» в слове «стол» — в начале, в середине или в конце слова? (аналогичная работа проводится и с другими словами)

Ребята, давайте составим предложения по этой картинке.

Что делают девочки? (рисуют)

Дадим имена девочкам, так, чтобы в них был звук «с». Какое предложение у нас получилось? (Света и Соня рисуют.).

Запишите свое предложение в тетрадь. Подчеркните большую букву в именах девочек.

Какую букву вы подчеркнули? (Букву «с»)

Назовите слова, которые обозначают предметы, подчеркните их одной чертой.

А теперь, слово, которое обозначает действие, и подчеркните его двумя чертами.

Ребята, что делают мальчики? (Строят дом).

Дайте мальчикам имена, чтоб в них был звук «с». Какое предложение у нас получилось? (Саша и Слава строят дом.). (Дети записывают предложение в тетрадь. Подчеркивают большую букву в именах детей, названия предметов и название действий).

Проверка работ.

Физминутка.

Работа по карточкам

Детям раздаются индивидуальные карточки.

Плёл — _ плёл
Бежал — _ бежал
Плыл — _ плыл
Писал — _писал
Ходил — _ ходил
Нёс — _ нёс

- Ребята, из вторых слов в каждом столбике, убежала буква «с», вставьте её на место и подчеркните.

Проверка работ

Задание на дом.

Подведение итогов урока и оценка знаний.

Конспект №3

Тема: Большая буква в кличках животных.

Цели: Развитие умения употреблять большую букву в кличках животных; развитие фонематического слуха, мышления, памяти, анализа, связной речи, орфографической зоркости; воспитание интереса к занятиям, внимания, навыков чистописания.

Оборудование: игра «Кто в домике живет?», предметные картинки и буквы, домики, учебник

Ход урока

Организационный момент.

Минутка чистописания. Письмо заглавной и строчной буквы «К»

Работа со словами из словаря. Послушайте внимательно, я буду загадывать
вам загадки, отгадки мы запишем в тетрадь.

Много платьев, много хруста. Как зовут её …(капуста).
Сено день и ночь жует, много молока дает…(корова)
Есть, ребята, у меня 2 серебряных коня.
Езжу сразу на обоих – вот такие это кони…(коньки)

Дети записывают словарные слова в тетрадь, ставят ударение и подчеркивают орфограммы.

- Ребята, какой общий звук в словах «капуста», «корова», «коньки»?

(Учитель выделяет голосом звук «К» при произнесении слов).

Изучение нового материала.

Игра «Кто в домике живет?»

Оборудование: Домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок; набор предметных картинок.

Учитель объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные) в названии которых, например, есть звук [K]. Надо поместить этих животных в домик. Учащиеся называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук [K].

Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой.

Примерный материал: кошка, конь, корова, собака, свинья, овца.

Ребята, что за животные поселились в нашем домике? Это домашние животные.

Давайте назовем животных, дадим им клички.

Какую кличку дадим корове? Корова Бурёнка.

Запишем в тетрадь. Как будем писать кличку?

Прочитайте правило на стр133 в учебнике. Знакомство с правилом: «Клички животных пиши с большой буквы».

Учащиеся дают клички домашним животным и записывают получившееся словосочетание в тетрадь, один записывает на доске с объяснением, большую букву в кличках животных подчеркивают.

Запись в тетрадях: кошка Мурка, конь Сивка, собака Каштанка, корова Буренка.

Физминутка.

Закрепление нового материала.

Работа по учебнику, стр.133, упр. 2. Разбор задания.

Задание: списать предложения, вставляя клички животных в предлагаемые слоговые схемы. Большую букву в кличках животных подчеркнуть.

  • Это теленок
  • Это жеребенок
  • Это щенок
  • Это котенок

Слова для справок: Рыжик, Пушок, Огонек, Гнедой.

Проверка работ.

Задание на дом

Подведение итогов урока и оценка знаний.

Конспект №4

Тема: Письмо деформированного текста.

Цели: Закрепление знаний учащихся о словах, обозначающих предметы и действия, формирование умения ставить вопросы, выделять слова – действия, учить составлять предложения, закрепить понятие о предложении. Развитие фонематического слуха, мышления, памяти. Воспитание внимания, навыков чистописания, орфографической зоркости.

Оборудование: индивидуальные карточки со словарными словами, слова для деформированного текста; учебник.

Ход урока

Организационный момент.

Минутка чистописания. Письмо заглавной и строчной буквы «З»

Работа со словами из словаря.

Из каких слов выпали гласные? М.ш.н., р.б.ч.й, в.р.б.й, запишите слова, поставьте ударения, подчеркните орфограммы.

Проверка работ.

Ребята, что обозначают записанные слова? (Они обозначают предметы)

На какой вопрос отвечают? (На вопрос «Кто?»)

Подберите к ним слова, обозначающие действия.

Физминутка.

Работа с деформированными предложениями.

На желобок доски учитель по очереди выставляет карточки со словами, данными в беспорядке.

Ребята, на карточках записаны слова, из них вам нужно составить предложение.

Один из учеников выходит к доске и раскладывает карточки со словами в правильной последовательности. Остальные дети помогают и контролируют правильность выполнения задания.

Прочитай предложение, которое у тебя получилось.

Сколько слов в этом предложении?

Назови, 1,2,3….слово.

Ребята, что вы знаете о предложении? (Начало предложения пишется с большой буквы, в конце предложения ставим точку).

Запишите предложения в тетрадь. Найдите слова обозначающие действия и подчеркните их.

Предлагаются следующие слова:

  • в Москве, живем, Мы.
  • едет, на, работу, в, метро, Мама.
  • на, троллейбусе, Брат, едет, в техникум.
  • Папа, на, автобусе, на работу, едет.

Работа по учебнику: Упр. 27, стр.151.

Разбор задания.

Допишите предложения по образцу. Устно поставь вопросы к названиям действий:

Кира читает. – Ребята читают.
Юра играет. – Дети…
Ученик пишет. – Ученики…
Птица летит. – Птицы…

Проверка работ.

Задание на дом.

Итог урока и оценка знаний.

- Ребята, из вторых слов в каждом столбике, убежала буква «с», вставьте её на место и подчеркните.

Проверка работ

Задание на дом.

Подведение итогов урока и оценка знаний.

Конспект №5

Тема: Слова, обозначающие действия.

Цели: Знакомство детей со словами, обозначающими действия; выделение слов, обозначающих предметы и действия; развитие фонематического слуха, мышления, памяти; воспитание внимания, навыков чистописания, орфографической зоркости.

Оборудование: картинка «Дети играют», картинки и буквы к словам «Заяц», «Улица», индивидуальные карточки, фишки для звуко-буквенного анализа.

Ход урока

Организационный момент.

Минутка чистописания. Письмо заглавной и строчной буквы «Щ»

Работа со словами из словаря.

1) На магнитной доске учитель размещает карточки с графическими схемами, на которых записаны только гласные буквы. На столе раскладываются картинки к данным схемам. Нужно разложить картинки под соответствующими схемами.

Предлагаются следующие схемы:

____о___о__, ___а___а__, __е__ё__а. К ним предметные картинки: топор, береза, стакан. Трое учащихся подходят к доске, выбирают картинку и размещают её под соответствующей схемой, называют словарное слово и записывают его на доске с объяснением. Остальные записывают в тетрадь, ставят ударение, подчеркивают орфограммы.

2) Знакомство с новым словарным словом: «молоко»

Сколько слогов в этом слове? Как определяем?

Назовите 1,2,3-й слог. В слове «молоко» ударение падает на «о» в 3 слоге, запомнить «о» в 1 и во 2 слонах.

Как можно перенести это слово? Сколько случаев переноса?

Учащиеся записывают слово в тетрадь, ставят ударение, подчеркивают орфограммы.

3) придумайте предложение со словом «молоко».

Запись на доске: «Корова Белянка дает молоко».

Ребята, поставьте вопросы к словам «корова» и «молоко».

Что называют слова, которые отвечают на вопросы «кто?» и «что?» Как мы их подчеркнем? Подчеркните в тетрадках.

Физминутка.

Изучение нового материала.

Ребята, давайте поиграем. Я приглашу к доске Вову и шепну ему на ушко задание, а вы попробуйте угадать, что делает Вова.

Задание Вове: «Побегай!»

Ребята, что делает Вова? (бегает)

Правильно, это действие, а вот слово, которое называет это действие – «бегает».

А теперь я приглашаю к доске Славу (задание: «Попрыгай!»)

Яну: «Сядь на стул!».

Иру: «Пиши на доске!».

Учитель объясняет все действия по аналогии с первым примером.

Закрепление материала.

Работа по учебнику, стр. 142 .

Разбор задания:

Рассмотрите картинки. Прочитайте предложения. Скажите, что делает девочка? (прыгает), Что делает мальчик? (пишет), Что делает бабушка? (вяжет)

Запишите в тетрадь эти слова.

Прочитайте правило на стр.142 «Слова прыгает, пишет, вяжет обозначают действия». Закрепление правила.

Ребята, на письме слова, которые называют действия, подчеркиваются 2 чертами. Подчеркните у себя в тетрадях.

Проверка работ.

Итог урока и оценка знаний.

Задание на дом.

Конспект №6

Тема: Дополнение предложений словами, обозначающими действия.

Цели: Закрепление знаний учащихся о словах, обозначающих действия, закрепление понятия о предложении; умение составлять предложения; развитие слогового и фонематического анализа и синтеза, мышления, связной речи, памяти; воспитание внимания, навыков чистописания, орфографической зоркости, воспитание интереса к занятиям.

Оборудование: Игра «Поезд», к ней макет поезда и предметные картинки, индивидуальные карточки, карточки для словарной работы.

Ход урока

Организационный момент.

Минутка чистописания. Детям предлагаются индивидуальные карточки, на которых картинки, к ним подписи с ошибками.

Задание: Назови картинки и прочитай подписи под ними. Найди ошибки и запиши слова правильно. Подчеркни вставленные буквы. Предлагаются следующие слова и картинки к ним: бин, бат, куч, чеб, кюв

Работа со словами из словаря.

На магнитной доске слова с пропущенными слогами, в каждом слове пропущен один и тот же слог.

Ребята, вставьте в слова пропущенный слог: …роз, …лоток, ….сква.

Сколько слогов в каждом слове?

Как определили?

Запишите слова в тетрадь, поставьте ударения, подчеркните орфограммы.

Первичное закрепление материала

Игра «Кто как голос подает?»

На магнитной доске: предметные картинки и слова-названия действий.

Ученик выходит к доске, выбирает картинки, подбирает название действия, совмещает их и составляет предложение, затем записывает предложение на доске.

Назови слово, обозначающее действие. Подчеркни его.

Запись в тетрадях: Корова мычит. Собака лает. Кошка мяукает. Свинья хрюкает.

Проверка работ

Физминутка.

Вторичное закрепление материала.

Игра «Поезд»

Оборудование: Длинное панно с изображением паровоза и 3 вагонов. В каждом вагоне по 3 окна (квадратики с кармашками внизу), на крышах вагонов прорези, куда вставляются таблички с кружками для обозначения количества звуков в словах (от 3 до 5). Предметные картинки такого же размера, как окна с изображением животных.

Ход игры: Учитель вставляет в прорези на крышах вагонов таблички с кружками и предлагает отобрать пассажиров, ориентируясь на количество звуков в словах. Ребенок по картинке отчетливо называет животного, так чтоб был слышен каждый звук в слове, затем говорит сколько звуков в данном слове и вставляет картинку в кармашек соответствующего вагона.

Объясняет, что в первом вагоне поместятся односложные слова, во 2 – двусложные, а в 3 – трехсложные.

Итог урока и оценка знаний.

Задание на дом.

Конспект №7

Тема: Самостоятельная работа.

Цели: Закрепление пройденного материала (Фамилии, имена и отчества людей). Развитие фонематического слуха, мышления, памяти, анализа, связной речи. Воспитание интереса к занятиям, внимания, навыков чистописания.

Оборудование: игра «Как их зовут?», предметные картинки и буквы, карточки для словарной работы.

Ход урока

Организационный момент.

Минутка чистописания. Письмо заглавной и строчной буквы «Ч»

Работа со словами из словаря.

На магнитной доске слова с пропущенными слогами, в каждом слове пропущен один и тот же слог.

Ребята, вставьте в слова пропущенный слог: капус…, лопа…, ребя….

Сколько слогов в каждом слове? Как определили?

Выложите звуковую схему слова «лопата» (раздать фишки, для звукобуквенного анализа)

Сколько звуков в слове «лопата», а сколько букв? Назовите 1звук слова, 3-й,последний звук, какой он по счету?

Закрепление пройденного материала

Игра «Как их зовут?»

Оборудование: Таблица с изображениями детей: девочки и мальчика. Сверху – 4 -5 длинных карманов для предметных картинок, внизу — кармашки для букв.

Предметные картинки (лыжи, ежи, руль, апельсин, слон, автобус, шкаф, аист) и карточки с буквами: л, е, р, а, с, а, ш, а.

Ребята, хотите узнать, как зовут девочку и мальчика? Для того чтобы узнать имена детей нужно определить первые звуки в словах – названиях предметов, нарисованных на картинках в верхних кармашках. Дети называют и приходят к выводу, что девочку зовут Лера, а мальчика Саша.

Давайте придумаем фамилии девочке: Лера Иванова и мальчику Саша Сизов.

Предложения запишите в тетрадь.

Как напишите имена и фамилии детей (с большой буквы)

Физминутка.

Работа по карточкам.

Детям раздаются индивидуальные карточки. Задание: Прочитай имена девочек.
Подумай, какие буквы нужно вставить, чтобы получились имена мальчиков. Напиши имена парами. Подчеркни букву, которой различается каждая пара имен.

Аня -_аня
Ася — _ася
Оля — _оля
Аля — _аля

Придумайте фамилии девочке и мальчику, запишите в тетрадь.

Работа по учебнику, стр.131, упр.7.

Разбор задания.

Задание: Спиши, вставляя нужные буквы. Что обозначают выделенные слова?

Подчеркни имена детей одной чертой, фамилии – двумя.

2 группа – списывают, вставляя пропущенные буквы.

3 группа – списывают только выделенные имена и фамилии людей.

Проверка работ.

Подведение итогов урока и оценка знаний.

Задание на дом.

Конспект №8

Тема: Работа с деформированными предложениями.

Цели: Закрепление знаний учащихся о словах, обозначающих действия, формирование умения ставить вопросы, выделять слова – действия. Учить составлять предложения, закрепление понятия о предложении. Развитие фонематического слуха, мышления, памяти. Воспитание внимания, навыков чистописания, орфографической зоркости.

Оборудование: карточки со словарными словами, учебник.

Ход урока

Организационный момент.

Минутка чистописания. Письмо заглавной и строчной буквы «Р»

Работа со словами из словаря.

На доске записаны словарные слова с ошибками.

Ребята, внимательно прочитайте слова. Найдите ошибки: мокровь, тертадь, мозор. Напишите слова правильно. Поставьте ударения, орфограммы подчеркните.

Первичное закрепление материала.

На доске размещены парами предложения, к ним в беспорядке даны парами слова – паронимы.

Ребята, закончите предложения, выбирая нужные по смыслу слова:

Мама варит вкусную…
Деньги платят в …(кассу, кашу)

Даша катает…
Муку насыпают в …(мишку, миску)

В сарае протекает…
В подвале бегает…(крыса, крыша)

Молодцы! Вы правильно составили предложения. А теперь запишите 2 предложения в тетрадку, подчеркните слова обозначающие действия.
Поставьте к ним вопросы.

2 учеников по очереди записывают предложения у доски с объяснением.

Проверка работ.

Физминутка.

Вторичное закрепление материала.

Работа по картинке.

Ребята откройте учебник на стр.153.

Внимательно посмотрите картинку.

Скажите, что делают мальчик и девочка (кормят животных и птиц, чистят клетки, убирают комнату)

Молодцы! Запишем слова, которые отвечают на вопрос «что делают?»: Что делают? Кормят, чистят, убирают.

Проверка работ.

Ребята, давайте теперь поиграем так, кто больше назовет по картинке слов со звуками [р] и [л] и правильно определит, где находится звук в начале, в середине или в конце слова. Итак, начинаем.

Клетка – звук [л], в середине.
Кролик – звуки [л] и [р] в середине.
Мальчик — звук [л] в середине.
Сорока – звук [р], в середине.

Молодцы! Вы все верно назвали.

Задание на дом

Подведение итогов урока и оценка знаний.

Конспект №9

Тема: Самостоятельная работа.

Цели: Закрепление понятия о словах, обозначающих действия, умения составлять предложения; развитие фонематического слуха, мышления, памяти, анализа, связной речи; воспитание интереса к занятиям, внимания, навыков чистописания.

Оборудование: игра «Найди пару», диск, предметные картинки, карточки и учебник.

Ход урока

Организационный момент.

Минутка чистописания.

Работа со словами из словаря. На доске — карточки со словарными словами с неправильной слоговой разбивкой — деж – у –рный, ор – ех, ко – ньки,

Ребята, прочитайте слова, правильно они разбиты на слоги? Найдите ошибки, запишите слова, правильно деля их на слоги. Поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

Сколько слов в каждом слове?

Первичное закрепление материала. На доске размещены слова в 2 столбика

Соловей…
Белка…
Змея…
Кукушка…
Попугай…
Кукует
Ползает
Поет
Разговаривает
Прыгает.

Ребята, к словам из первого столбика нужно подобрать подходящие по смыслу слова из 2-го столбика. Составьте предложения.

А теперь давайте запишем получившиеся предложения в тетрадь.

Найдите название действия, подчеркните их двумя чертами.

Проверка работ

Физминутка.

Вторичное закрепление материала

- Ребята сейчас мы с вами немного поиграем

Игра «Найди пару»

Оборудование:

Диск, разделенный на 2 половины, по краю которого в верхней и нижней частях наклеено одинаковое количество кругов из бархатной бумаги (по 5-7 штук). На диск прикреплена двойная стрелка, которую удобно передвигать.
Предметные картинки (на кругах такого же размера, как круги на диске), подклеены с обратной стороны бархатной бумагой или фланелью: крыса – крыша, мишка – миска, лак –рак, лук – люк, коса – коза, бочки – почки, тачка – дачка, дрова — .трава, удочка – уточка.

Ход игры:

В верхней половине размещены разные картинки. Одна стрелка указывает на картинку, а вторая на пустой кружок внизу. На этот кружок нужно поместить картинку с предметом, название которого звучит сходно с названием предмета, на который указывает верхняя стрелка.

Затем, назвать слова с оппозиционным звуком, определить, какой это звук и его место в слове.

Молодцы ребята, вы все слова подобрали правильно.

Теперь давайте составим предложения по картинкам.

Что делает уточка? Плавает
Что делает рак? Ползет
Что делает мишка? Сидит

Запишите составленные предложения в тетрадь, названия действий подчеркните 2 чертами.

Проверка работ.

Задание на дом.

Итог урока и оценка знаний.

Конспект №10

Тема: Диктант.

Цели: Закрепление пройденного материала; развитие фонематического слуха, мышления, памяти; воспитание внимания, навыков чистописания, орфографической зоркости.

Ход урока

Организационный момент.

Здравствуйте ребята.

Послушайте внимательно стихотворение, вставляя нужные слова

  • Щиплет травушку коза, косит травушку…(коса)
  • Лиза пробовала суп, заболел у Лизы …(зуб).
  • У двери стоит сапог, на двери висит …(замок)
  • Ребята, какой общий звук в словах: коза, зуб, замок (звук «з»), а в словах: коса, суп сапог: (звук С)

- Молодцы! Вы очень внимательные

Минутка чистописания. Письмо заглавной и строчной буквы «З и С»

Работа со словами из словаря.

Какие словарные слова со звуком [з] вы знаете? (мороз, береза)

А со звуком [с]? (собака, сахар)

Запишите эти слова в тетрадь, определите количество слогов, поставьте ударение, подчеркните орфограммы. 4 ученика по очереди записываю на доске с объяснениями.

Работа по теме:

Сейчас вы будете писать диктант. Послушайте внимательно.

Чтение текста учителем.

Работа по содержанию:

О ком говориться в тексте?
Как зовут коз мальчика?
Что сказано о Белке?

Физминутка.

Письмо текста под диктовку.

Итого урока и оценка знаний.

Задание на дом.

Хромова Ольга Владимировна,
учитель-логопед,
МОО-СОШ №7,
г. Клин, МО

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 3,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: ,

Сейчас читают:

«Грибы. Составление описательного рассказа о грибах» — конспект НОД «Грибы. Составление описательного рассказа о грибах» — конспект НОД
Конспект логопедического занятия.  Тема: Звук и буква Л Конспект логопедического занятия. Тема: Звук и буква Л
Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим на тему: «Во саду ли, в огороде» Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим на тему: «Во саду ли, в огороде»
Конспект ООД по обучению грамоте с детьми с задержкой психического здоровья в старшей подгруппе Конспект ООД по обучению грамоте с детьми с задержкой психического здоровья в старшей подгруппе

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.