Использование игровых технологий в системе работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи детей дошкольного возраста

Интеллектуальная играСтатья посвящена проблеме организации коррекционно-педагогической помощи детям с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в условиях дошкольного образовательного учреждения. Использование игровых технологий рассматривается в качестве одного из самых значимых для полноценного речевого развития детей факторов социокультурной среды детского сада. Статья носит научно-методический характер.

Использование игровых технологий в системе работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи детей дошкольного возраста.

Язык и речь играют важнейшую роль в развитии личности ребенкаОдно и самых распространенных речевых нарушений в дошкольном детстве – это ее фонетико-фонематическое недоразвитие.

В литературе имеется немало исследований, посвященных фонетико-фонематическому недоразвитию речи и его коррек­ции. Это объясняется частотой воз­никновения этого расстройства у детей, многообразием коррекционных методик, учитывающих особенности проявления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дош­кольного возраста. Данная проблема рассматривается в работах Г.В. Гуровец,С.И.Маевской, И.И.Панченко, О.В.Правдиной, Е.Ф.Соботович, М.Ф. Фомичевой и многих других. В своих исследованиях они приводят данные об особенностях речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

У детей шестилетнего возраста с ФФНР в картине недоразвития речи на первый план выступает несформированность звуко­вой ее стороны. Характерным для этих детей является незаконченность процесса формирования фонематичес­кого восприятия. Недостатки речи при этом не ограни­чиваются неправильным произношением звуков, но вы­ражены недостаточным их различением и затруднением в звуковом анализе речи. Лексико-грамматическое раз­витие при этом нередко задерживается.

В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности ребенка. Игра стимулирует познавательную активность детей, позволяет актуализировать жизненный опыт, в игре между детьми устанавливаются ролевые и реальные отношения, стимулирующие детей к общению.

Воспроизведение в игре отдельных сторон окружающей действительности требует активного применения вербальных средств для обозначения предметов, действий и отношений, что создает благоприятные условия для речевого развития детей. Высокое развивающее воздействие, которое оказывает игра на все психические процессы ребенка-дошкольника, послужило основанием для ее изучения и использования в коррекционной педагогике. Опыт свидетельствует о необходимости построения комплексной модели речевого развития детей с ФФНР на основе игровых технологий.

В зависимости от задач, стоящих перед логопедом, разнооб­разные игры могут и должны использоваться как на самих лого­педических занятиях, так и между ними.

В первом случае игра позволяет дать ребенку необходимые знания о правильной речи и поведении, помогает воспитать необходимые умения и навы­ки, правильное отношение к социуму, к своему месту в нем и т.д.

Во втором случае (между занятиями) игра помогает переключить ребен­ка с одного вида деятельности на другой, дать ему возможность отдохнуть и в то же время закрепить в непринужденной обста­новке те новые навыки речи и поведения, которые воспитыва­ются у него на занятиях.

На логопедических занятиях используются разнообразные виды игр: дидактические («Волшебный мешочек», «Найди ошибку», «Построй домики», «Отгадай букву», «Придумай слово» и т.д.); подвижные,часто применяемых в качестве физкультминуток(«Перебеги дорогу», «Найди свой домик», «Собери букет»); творческие (строительные, игры-драматизации, сюжетно-ролевые («В магазине», «Школа», «Библиотека»).

Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками различных представлений. Дошкольники совершают большое количество действий, учатся реализовывать полученные представления в разных условиях, тем самым повышая прочность и осознанность знаний.

Подобное сочетание можно проиллюстрировать на примере сюжетно-ролевой игры «Библиотека» и организации работы реальной библиотеки в детском саду. В специальном помещении была собрана литература для детей и взрослых, изготовлены формуляры и читательские билеты для воспитанников и сотрудников ДОУ. Открытию библиотеки был посвящен музыкально-литературный праздник. Началу работы предшествовало тесное сотрудничество с районной библиотекой №6 г. Ульяновска: заключение договора о сотрудничестве, экскурсии, викторины и литературные встречи на темы: «Жизнь и творчество К.И.Чуковского» (А.С.Пушкина, С.Михалкова). В результате такой работы значительно обогатилась сюжетно-ролевая игра детей в библиотеку, в их речи появились новые слова, словосочетания, речь стала более образной и эмоциональной.

Важное место в комплексной моделиречевого развития детей с ФФНР занимает сотрудничество с родителями воспитанников. Так в детском саду был объявлен конкурс на сочинение литературного произведения и изготовление книги-самоделки на железнодорожную тематику. И дети, и родители с удовольствием приняли роли писателей,поэтов и сказочников, а изготовленные ими книги являются «гордостью» библиотеки нашего учреждения.

На использовании игровых технологий строится и работа родительского клуба «Речь», получившая положительные отзывы родителей. Под руководством педагогов родители осваивают методику проведения различных игр с детьми, а именно: словесные игры «Доскажи словечко», «Волшебная палочка», пальчиковые игры «В гости к пальчику большому», «Пальчики гуляют», игры на развитие общей и мелкой моторики «Хозяюшки», «Волшебные узелочки».
Работа клуба способствует повышению интереса родителей к проблемам коррекции речи детей, укреплению социальных связей всех субъектов образовательного процесса.

Таким образом, игра,направленная на всестороннее развитие ребенка, приобретает особое значение в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическими речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей.

Леонова С.Е.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: ФФН Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.