Развивающие игры как средство развития познавательной активности у детей с нарушением речи

Развивающие игры как средство развития познавательной активности у детей с нарушением речи

Аннотация: В данной статье предлагаются педагогам, специалистам, родителям методы и приёмы развития познавательной активности у детей с нарушением речи с помощью развивающих игр.

Известно, что дошкольный возраст – самоценный этап в развитии ребенка, благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира, время наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе, как познавательного, так и речевого развития детей, является потребность в новых впечатлениях и знаниях, которые выступают базой для развития личности ребенка.

Для развития познавательной активности в процессе работы над речью применяю как классические, так и инновационные методы и приемы.

Развивающие игры занимают особенно важное место в моей работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательно — речевое содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам. Все игры и упражнения распланированы по лексическим темам, что даёт большую возможность обобщить, пополнить новыми знаниями детей в то или иной области.

Так, например, настольная игра «Из чего сделаны?» знакомит детей с материалами, из которых сделаны окружающие нас предметы, «Времена года» — с явлениями природы в разные времена года, «Профессии» — с предметами, которые необходимы людям разных профессий, «Когда это бывает?» — с частями суток, «Логокуб» — учит классифицировать предметы по категориям, «Мой дом» — с предметами домашнего обихода, «Помоги дежурному» — с предметами посуды и как накрыть стол к обеду и др.

В процессе игр на развитие дыхания дети также приобретают знания, например в игре «Подводный мир» узнают о предметах находящие на морском дне, в игре «Птичья столовая» — о зимующих птицах и как о них заботиться зимой, в игре «Собери ежику яблочки, а белочке орешки» — о том, чем питаются животные, в играх «Летний луг», «Сделай бурю» — о свойствах предметов: «лёгкий – тяжёлый», «тонет – не тонет», «плавает – летает». По теме «Фрукты» в играх на дыхание: «Понюхай фрукт», «Вкусные коробочки», «Прожорливые фрукты» дети угадывают фрукты по запаху, по форме и цвету.

Следующие игры позволяют уделить внимание каждому ребёнку – это словесные игры, игры с мячом: «Мяч бросай, деревья называй», «Съедобное — несъедобное», «Раз, два, три мячик прокати, части суток назови» и др.

То, что в обычной речи могло остаться незамеченным, в процессе игр дети знакомятся с понятиями, обязательно усваивают их словесное обозначение, закрепляют правильное произношение звуков.

Богатые возможности для познавательного развития детей содержат музыкальные игрушки (колокольчики, бубны, барабаны, металлоф и пр.) и звучащие предметы (погремушки, морские раковины, шуршащая бумага и т. д.), звуковые книги, диски «Звуки природы». С ними можно проводить такие музыкальные игры: «Отгадай, что звучало?», «На чём играла?», «Повтори ритм», «Пропой слоги» и др. Игры со звуковыми предметами способствует формированию интереса детей к миру звуков, умению дифференцировать их, развитию мелкой моторики рук, артикуляционного аппарата и дыхания.

Закрепляю знания детей по лексическим темам и в процессе развития мелкой и общей моторики. На пальчиковой гимнастике и физминутках дети заучивают небольшие стихотворения и показывают движениями, изображая действия людей, животных, явления природы. Например, осенью по темам: «Лес» (деревья, грибы, ягоды), «Овощи и фрукты» проводились такие игры: «В огород пойдём, хоровод завёдём», «Дождик», «Мы капусту солим», «Компот» и др. Работая с детьми в тетрадях или с бросовым материалом, беседую на разные темы. Они обводят предметы по трафаретам, выкладывают по готовым образцам, создают картинку, затем рассказывают, что есть у предмета, какие, для чего нужны.

Для развития своих логопедических задач и ознакомления с разными временами года использую многофункциональное панно «Времена года». С помощью его провожу игры на дыхания, на артикуляцию, составление описательных загадок, сказок и рассказов.

Эффективным способом стимуляции познавательной активности ребёнка, является предъявление ему «загадочных» предметов. Высокая степень неопределенности требует большого разнообразия познавательных действий детей. Этот способ часто использую в качестве сюрпризного момента, когда дети достают предметы из чудесного мешочка, шкатулки, ищут в сухом бассейне и др. При этом даются разные задания: «Дед Мазай, загадку загадай!», «Найди на ощупь», «Послушай, чей голос» и др.

Широко использую на занятиях демонстрационный материал, на котором ребята учатся пересказывать, выражать свои мысли, получают новые знания. Р.Н. Бунеева, А.А. Вахрушева «Наглядный и раздаточный материал», О.С. Ушакова серии сюжетных картинок «Рассказы про зверят», С. Вохринцева «Окружающий мир», Т. Ю. Бардышева «Логопедические занятия в детском саду» и др. Каждый материал содержит не только картинки, но и предлагаются задания: стихи, загадки, игры, планы пересказа рассказов по схемам.

Использование мнемотаблиц и схем помогает более детально рассмотреть предметы или явление природы, заучить стихотворение, составить рассказ. Например, такие как: на рассказы «Посуда», «Птицы», «В огороде», на стихотворение «Ромашка» и др.

Большой интерес и эмоции у детей вызывают интерактивные игрушки, книги, плакаты, компьютерные игры. Книги: «Весёлый календарь», «Лесные животные», «Зайкина ферма», игра «Обучающий горшочек Винни», «Мой маленький чтец — собачка Шонни», плакаты «Подводный мир», «Говорящая азбука», компьютерные игры: «У бабушки в деревне», «Чей домик?», «В зоопарке», «Что из чего?» и др. Эти пособия, вызывая положительные эмоции, имея объёмное изображение, анимации объектов, звуковое и музыкальное сопровождение делают занятия наглядными, привлекательными для детей, концентрируют внимание, облегчают усвоение и запоминание материала.

Развивающие игры

И так, на познавательную активность детей в процессе работы над речью имеют положительное влияние игры развивающего характера. Это обусловлено их особенностями — в них ярко проявляется взаимосвязь увлекательной игровой деятельности и процесса усвоения представлений и знаний детьми. В играх ребенок, без нажима и нарочитой тренировки, учиться правильно говорить, наблюдать, дается возможность детям самим найти ответ, вспомнить, догадаться, сделать собственное умозаключение, используя свой прежний опыт и знания.

Хрищатая Г.П.
учитель-логопед высшей категории

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.