Знакомьтесь: виммельбух! Универсальный инструмент развития речи

Методическая разработка «Знакомьтесь: виммельбух! Универсальный инструмент развития речи»

Опыт закрепления речевых навыков с помощью виммельбухов — книг-картинок.

Пояснительная записка: «Виммельбух» придумали в Германии (от немецкого слова «wimmeln» — толпиться). Это книги с большим количеством детально прорисованных картинок. Они весёлые, интересные и могут занять внимание ребёнка довольно долго.

Парадокс: для лучшего развития речи ребенка ему необходимо как можно чаще рассматривать книги, в которых абсолютно нет слов. Но зато есть картинки, по которым можно рассказывать увлекательные истории. Да-да, из одной и той же иллюстрации можно выудить множество историй, причем у каждого «чтеца» они будут свои, неповторимые.

Тщательно продуманные образы, полностью задействованное пространство, скрупулезно прорисованные детали создают особую, отличительную атмосферу виммельбухов. Такие книги для рассматривания пользуются бешеной популярностью и сейчас находятся в топах всех книжных хитов.

Виммельбухи имеют свои отличительные особенности. Как правило, количество разворотов небольшое — 7-10, напечатанных на плотном картоне. «Классический» виммельбух достаточно большой, формата А2, однако существуют и более компактные варианты, которые удобно брать с собой в дорогу или на прогулки. Количество деталей на страницах просто зашкаливает, буквально каждый сантиметр пространства задействован художником и может принимать участие в какой-то истории. Здесь нет единого смыслового центра, сюжетные линии разворачиваются одновременно. Всякий раз, открывая книгу, можно находить новые взаимосвязи, жизненные ситуации, «подсматривать» за привычками любимых героев, сравнивать и предполагать развитие событий, знакомиться с новыми словами, понятиями, взаимосвязями, — и все это в виде увлекательных, сиюминутно рождающихся историй.

виммельбух

Виммельбухи по праву считаются семейными изданиями, ведь сюжет создается при совместном просмотре, опираясь на индивидуальный жизненный опыт малыша. Недаром психологи так любят книги-картинки, и рекомендуют родителям почаще рассматривать их вместе с детьми. Ребенок зачастую переносит в придуманный образ действительно волнующую его проблему, а это значит, что родители могут отсеять часть из них уже на стадии моделирования ситуаций с героями книг. В логопедии их активно используют не только для развития речи детей, но и в качестве инструмента для восстановления речи у взрослых, перенесших травмы и инсульты.

Таким образом, виммельбухи совершенно ненавязчиво тренируют память, внимание, расширяют словарный запас, развивают кругозор, умение находить причинно-следственные связи, и, как по мне, являются гениальной находкой и для родителей. Книга-картинка — это книга, с которой ребёнок может заниматься самостоятельно. Это книга на любой возраст, чтение, которое объединяет семью. Каждый найдёт интересные для него детали рисунка, а юмор картинок будет одинаково приятен и для внуков и для дедушек с бабушками.

Рассмотрев несколько изданий, я решила использовать виммельбухи на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях. Составив ряд последовательных вопросов к каждой странице, я объединила решение сразу нескольких задач:

- автоматизация звуков;

- обогащение словаря;

- развитие грамматического строя и связной речи;

- развитие внимания;

- совершенствование ориентировки в пространстве и на листе бумаги.

Представленные ниже конспекты написаны по книгам Сюзанны Ротраут Бернер «Летняя книга», «Зимняя книга».

В конспектах указаны желаемые ответы детей, насыщенные необходимыми автоматизируемыми звуками, которые грамотный педагог без труда «выудит» у ребенка при помощи наводящих вопросов, уточнений, подбора синонимов. В зависимости от стадии автоматизации звуков, можно требовать односложных или полных ответов, обыгрывать интересные ситуации, подключая логику и воображение. Занятие может быть подобрано в соответствии с лексической темой недели или временем года. «Зимняя» и «Летняя» книги выбраны мною неслучайно. Мягкий европейский климат таков, что признаки времен года на страницах книг довольно размыты, и могут быть обыграны как поздней осенью, так и ранней весной.

«Зимняя книга»

Разворот «Ярмарка». Звуки Р, Рь.

Рассмотри картинку. Что происходит на городской площади? Это ярмарка посвящена рождеству. Значит она какая? – Рождественская ярмарка. Как изменился город перед рождеством? Чем его украсили? – Гирляндами.

Что можно приобрести на такой ярмарке? – Подарки, новогодние украшения, сладости.

Рассмотрим ярмарку слева-направо. Что продают в желтом фургоне? – Сыр. Что продают правее? – Овощи и фрукты. Откуда выходит мужчина с телефоном? – Из арки.

Какие фигуры виднеются в витрине булочной? – Фигуры Дедов Морозов.

Как можно назвать нарядные круглые палатки с товарами? – Шатры.

Что продают в голубом шатре? – Пряники и леденцы.

Что продают в зеленом шатре позади? – Елочные игрушки: звезды и шары.

Что продают в шатре с красной крышей? – Посуду, кружки и фигурки ангелов.

Кто стоит перед этой палаткой? – Дедушка и девочка. Во что одет дедушка? – В спортивный костюм. Что несет мужчина слева от девочки? – Портфель.

Рассмотри зеленый дом справа. Сколько в нем этажей? – Три.

Кто работает на втором этаже? – Врач.

Что происходит на третьем этаже? – Мария играет на фортепиано. Как называется помещение еще выше, под крышей? – Чердак.

Справа от этого дома найди и покажи мужчину с гитарой. Как можно его назвать? – Гитарист.

Что находится в домике за киоском, возле которого стоит гитарист? – Там парикмахерская. Какого цвета этот дом? – Розового.

Назови все розовые предметы на этой странице. А теперь найди и покажи все красные.

Справа от парикмахерской стена из кирпича. Покажи ее. Эта какая стена? – Кирпичная. На ней плакат, оповещающий нас о рождественской ярмарке. Каким еще словом можно назвать ярмарку? – Базар.

Разворот «Дом». Звуки С — З.

Рассмотри дом. Найди и покажи гостиную на первом этаже. Рассмотри диван. Какой рисунок просматривается на его обивке? – Полоски, он полосатый.

Что стоит на полу справа от дивана? – Светильник. Какая картина вист над диваном? – Пейзаж. Что стоит перед диваном? – Столик. Какой цветок стоит на нём? – Кактус. Что стоит справа от светильника? — Стеллаж. Что стоит на стеллаже? – Стереосистема. Что стоит перед стеллажом? – Ваза. Что в ней? — Еловые ветки. Чем они украшены? – Звёздами. Какая комната находится справа от гостиной? – Кухня. Что стоит на кухонном столе? – Посуда. Как можно назвать миску для салата? – Салатница, для сахара, супа? — …

Назови предмет красного цвета, стоящий справа от стола. – Стул. Что стоит справа от него на полу? – Миска.

Живет ли в квартире на первом этаже ребенок? Покажи комнату для него. Как она называется? – Детская. Чем украшен потолок в это комнате? – Звездами. Что стоит между кроваткой и комодом? – Стульчик. Рассмотри помещение слева, назови предметы одним словом – Инструменты. Снаружи к стене этой комнаты приставлена…. – Лестница.

Рассмотри квартиру на втором этаже. Какая комната находится над детской? – Гостиная. На чем стоит ваза с яблоками? – На столике. Где стоит столик? – Между креслами. Что стоит слева от аквариума? – Свеча. Как называется подставка под свечу? – Подсвечник. Что вист над свечой в подсвечнике? – Часы. Как можно назвать мастера, который чинит часы? – Часовщик.

Какая комната расположена справа от ванной? – Спальня. Как можно назвать ковер с гладким ворсом на полу спальни? – Палас.

Рассмотри кухню справа. Чем украшен венок на столе? – Свечами.

Покажи чердак. Что стоит в его правом углу? – Сундук.

Рассмотри территорию вокруг дома. Покажи кусты. Какие они? Почему про них можно сказать «голые»? – Они без листвы. Домик для какой птицы установлен на дереве слева? Как он называется? – Скворечник для скворца. Покажи дерево справа от дома. Что расположено слева от качели? – Песочница. Посчитай ступеньки на лестнице справа. – Одна ступенька, две ступеньки…

Покажи остановку. Чего ожидают люди на остановке? – Автобуса. Значит это… — Автобусная остановка. Кто едет в автобусе? – Пассажиры.

Собачку какой породы пытается удержать на поводке женщина справа? – Таксу. В какую обувь она обута? – В красные сапоги. Что летит далеко в небе? – Самолет.

Разворот «Стройка. Культурный центр». Звуки С-З.

Рассмотри страницу слева. Что здесь изображено? – Стройка, вокзал. Чем отгорожена стройка от проезжей части? – Забором. Что несет в руках женщина с красным рюкзаком? – Зонт. Рассмотри афиши на заборе. Что на них изображено? – Скрипачка.

Какая машина въезжает на территорию стройки? – Грузовик. Назови его по-другому. — Самосвал.

Найди и покажи позади стройки женщину с красным зонтом. Что она катит перед собой? – Коляску.

Что изображено на странице справа? Что виднеется из-за угла КЦ слева? – Автобус.

Рассмотри 1-ый этаж КЦ. Чем украшают елочку слева? – Свечами, звездами. На что забрался мужчина, чтобы дотянуться до верхних веток? – На лестницу.

Что расположено справа от входа? – Детская комната. Что изображено на рисунках в этой комнате? – Снеговики. Найди и покажи игрушки. Кто сидит справа от мяча? –Заяц.

Что расположено на втором этаже? – Сцена, концертный зал. Кто репетирует на сцене? – Скрипачка. Как в театре называют красивые шторы, отделяющие сцену от зрительного зала? – Занавес. Где сидит ее художественный руководитель? – На лестнице. На какой ступеньке? – На второй ступеньке.

Рассмотри 3-ий этаж. Что это? Где расположены книги и журналы? Как называется эта мебель? – Стеллажи. Где сидят люди, пришедшие в читальный зал? – Перед стеллажами, за столами.

Что находится на четвертом этаже? – Выставка или музей. Как называются картины с изображением природы? – Пейзажи.

Рассмотри людей перед КЦ. Есть ли с ними животные? – Собака. Какая погода на улице? – Идет снег, снегопад, снежная погода.

Разворот «Дом». Звук Ч.

Рассмотри все части дома. Как называется верхняя часть дома под самой крышей? – Чердак.

Что стоит слева от пары лыж? – Чемодан. Кто висит вверх тормашками справа от лыж? – Летучая мышь.

Кто сплел паутину рядом? Назови его ласково. – Паучок.

Рассмотри квартиру ниже. Найди и покажи кухню. Что висит на стене? – Часы. Как можно назвать мастера, который чинит часы? – Часовщик.

Рассмотри кухню на втором этаже. Чем украшен венок на столе? – Свечами. Найди и покажи на 2м этаже спальню. Как по-другому можно назвать настольные светильники, стоящие по бокам от кровати? – Ночники.

Покажи гостиную. Что стоит слева от аквариума? – Свеча. Как называется подставка под свечу? – Подсвечник. Что вист над свечой в подсвечнике? – Часы. Чем украшены еловые ветки справа от аквариума? – Елочными игрушками.

Рассмотри кухню на третьем этаже. Перечисли все предметы посуды так, будто они маленькие: чашка – чашечка, тарелка – тарелочка и тд.

Рассмотри площадку справа от дома. Какое деревце осталось зеленым? Назови его ласково. Какими игрушками его украсят к празднику? – Елочка, ёлочными.

Какие приспособления для детей ты видишь рядом? – Песочница, качели. Для чего они нужны детям? – Для развлечения.

Кто опускает письмо в ящик у калитки? – Почтальон. Что он разносит? – Почту. Ящик для почты мы назовём…. – Почтовый. В чем он привёз почту? – В тележке, тачке.

Посчитай людей на картине: один человек, два человека, …

На первом этаже найди и покажи кладовую. Перечисли инструменты, назовём их так, будто они маленькие: молоток – молоточек и тд.

Найди предмет на картинке, назови его ласково: балкон, ель, тапки, подушка, стул, клетка, ветка, листок, шапка, шкаф.

Найди и назови ласково всех живых существ: попугай, белка, заяц, птица, кошка.

Разворот «Торговый центр». Звуки Ш – Ж.

Перед тобой торговый центр. Рассмотрим, что же можно там приобрести.

На верхнем этаже находится отдел …. – Игрушек. Рассмотри. Скажи, какие игрушки из плюша усажены на столе? – Медвежата, мишки. Сделанные из плюша, они какие? – Плюшевые. Кто стоит справа от медвежат? – Мышь. На подставке какого цвета она стоит? – Желтого. Кто стоит перед ней? – Лошадка. Какого цвета? – Оранжевого. Кто рассматривает лошадку справа? – Кошка. Какая? – Рыжая. Рассмотри стеллаж позади. Что такое стеллаж? – Предмет мебели, с полками. Назови игрушечных животных на верхней полке. – Жираф, мишка (медвежонок), лошадка. Что стоит на полке ниже? – Машины, шахматы.

Какой отдел расположен этажом ниже? – Отдел одежды. Что рассматривает лысоватый мужчина слева? – Штаны, подштанники. Что висит на стойке внизу? – Шарфы. Найди и покажи ёлку. Чем она украшена? – Игрушками, шарами. Что вывешено справа? – Варежки.

Чем украшена витрина на первом этаже? – Мишками. В какой машине едет один из них? – В пожарной. Что выставлено слева от эскалатора? – Лыжи. Кто изображен на картине вверху? – Лыжник. Что примеряет мальчик справа? – Лыжные ботинки.

Взглянем на улицу. Кто стоит перед мотоциклом, что у него в руках? – Шлем. Какие еще транспортные средства есть на картинке. Назови номер автобуса. – 26. Что выбирает женщина в магазине позади него? – Шапку. Верно, это магазин головных уборов. Что выбирает старушка справа от него? – Ёлочные игрушки. Слева голубой автомобиль въезжает на парковку. Что преграждает ему путь? – Шлагбаум. Слева от шлагбаума витрина. Кто стоит в ней? – Медвежата.

Посчитай все машины на картинке. – Одна машина, две машины, … Посчитай все шины на картинке. Перечисли всех людей, одетых в штаны, на ком надеты интересные шапки, шляпы, шали. Найди все оранжевые предметы на картине, все желтые предметы.

Разворот «Дом». Звук Ш.

Рассмотри дом. Сколько в нем этажей? Сколько в нем квартир? Спален? Кроватей и диванов? На каждом ли спальном месте есть подушка? Посчитаем их: одна подушка, две подушки, 3 подушки….

Найди и покажи детскую на первом этаже. Что лежит в этой комнате на полу? – Игрушки. Что нарисовано на картине? Назови этого зверя ласково – Мишка.

Какое помещение находится справа от детской? Есть ли там предметы голубого цвета? — Шторка.

Рассмотри второй этаж. Есть там люди? – Назови, кто это. Что они делают. – Дедушка выбивает подушку. Бабушка спускается по лестнице.

В спальне на втором этаже есть картина. Что расположено справа от нее? – Шкаф. Что лежит на нем? – Шляпа.

Какое помещение находится справа от спальни? Есть ли там бытовая техника? – Плита и стиральная машина.

«Летняя книга»

1. Разворот «ДОМ». Звуки Р-Рь.

Познакомимся с персонажами книги. Придумаем имена.

Рассмотри первую страницу. Что видишь впереди, что на отдалении.

Какое время года на картинке? Как ты догадался? Назови, какие цветы нарисованы в левом нижнем углу? – Репейник, ромашки.

Рассмотри людей на дороге справа. Вдоль какого забора они идут/едут? – Вдоль забора из красного кирпича. (Если забор из кирпича, он какой? – Кирпичный.)

Что продает Клара? – Мороженое и шары.

Какого цвета на ней платье? – Розового. Какого цвета шары? — …

В какую сторону она идет? – Вправо.

Найди и покажи автобусную остановку. Что изображено на афише? – Рыцарь.

Что растет за забором из красного кирпича? – Трава, растения.

Что занимает большую часть картины? – Дом.

Сколько в доме этажей? – Три. Сколько квартир? – Три.

Как называется помещение под крышей дома? – Чердак.

Из чего сделаны трубы на крыше? – Из кирпича. Это кирпичные трубы.

Что делает седая женщина на лужайке перед домом? – Подстригает траву.

Что делают люди справа от дома? – Отдыхают.

Назови предметы, которые лежат в песочнице. – Ведро, формочки, совок.

Что делают жильцы первого этажа? – Ремонт.

Какую работу они выполняют? – Красят стены.

Люди какой профессии красят стены? – Маляры.

Есть ли в этой квартире (на первом этаже) детская комната? Покажи. Что висит на стене в этой комнате? – Картина.

Найди и назови в квартире на третьем этаже музыкальный инструмент. – Гитара. Как можно назвать музыканта, играющего на гитаре? – Гитарист.

Какая необычная люстра есть в этой квартире в другой комнате? – Люстра в виде рыбы.

Рассмотри квартиру на 2 этаже. Найди и покажи комнату с желтой мебелью. Назови детали интерьера и предметы мебели в ней. Как жильцы могут проводить здесь время? – Сидеть в креслах, смотреть телевизор, любоваться рыбками в аквариуме.

Где стоит ваза с цветами (между чем и чем)? – Между телевизором и аквариумом.

Какие это цветы? – Красные розы.

Рассмотри ванную комнату в этой квартире. Как обозначена аптечка? –Красным крестом.

Чем украшена стена в комнате справа от ванной? – Картиной.

Что лежит на кровати в этой комнате? – Ремень, сумка.

Что лежит на шкафу? – Коробка и рюкзак.

Как иначе можно назвать шкаф? – Шифоньер, гардероб.

Какое помещение находится еще правее? – Кухня.

В чем лежит клубника? – В корзине. Какой предмет голубого цвета виднеется позади? – Кастрюля. Что слева от нее? – Кран.

Какой предмет мебели стоит перед столом? – Табурет.

Есть ли на картинке животные? Найди и назови их. – Кот, коровы. Сколько их? – Три.

Что виднеется в поле позади? – Трактор с прицепом.

2. Разворот «ФЕРМА». Звуки Р-Рь.

Назови знакомых персонажей.

Что делают люди на ферме? — Работают.

Какое сооружение стоит справа от тропинки, ведущей к дому? – Парник, теплица. Для чего она нужна? – Чтобы сохранять грядки в тепле.

Что делает мужчина слева от птичьего двора? Каким инструментом он работает? – Рыхлит грядки, использует грабли.

Взгляни на двор, где гуляют птицы. Назови лишнюю. – Ворона.

Каких животных ты видишь по соседству? – Свиней (поросят).

Какие животные пасутся на лугу? – Овцы (бараны).

Какое сооружение виднеется из-за дома? Для чего оно нужно? – Элеватор, там хранят зерно.

Что видно позади него в поле? – Трактор.

Покажи самое высокое дерево. Какой маленький зверек виднеется под ним? – Крот.

Найди и покажи автосервис. Что виднеется внутри? – Инструменты.

Что продают перед автосервисом? – Надувные круги, …

Что находится справа от автосервиса? – Автозаправка.

Рассмотри лесок позади автозаправки. Какие животные там прячутся?

Что виднеется вдали? – Город, стройка, кран…

Какие машины едут по направлению от мельниц к городу? – Пожарные машины.

3. Разворот, «ВОКЗАЛ». Звуки Р-Рь

Рассмотри картинку. Что это?

Что люди делают на вокзале? – Встречают и провожают близких, отправляются в путешествие….

Как можно назвать путешественников, людей, ожидающих свой поезд? – Пассажиры, туристы.

Как называется площадка перед поездом? – Перрон.

Кто управляет поездом, следит за порядком в вагонах, проверяет билеты? – Машинист, проводник, кондуктор.

Найди и покажи кассу. Какой предмет стоит на её стойке? – Вентилятор.

Как называется движущаяся лестница рядом? – Эскалатор.

Найди и покажи киоск «Пресса». Что здесь продают? – Газеты.

Найди и покажи рядом человека с гитарой. Как можно его назвать? – Гитарист.

Кто сидит перед киоском «Пресса»? – Гармонист.

Кто стоит справа от гитариста? – Мария. Что у неё в руках? – Подарок.

Кому она машет рукой? – Подруге.

Что продают на первом этаже в здании слева? – Рыбу, суши, роллы.

Кто идет рядом? – Мама с ребенком. Что он несет? – Шарик. Что она? – Подарок. Какой предмет угадывается под оберткой? – Труба.

Куда люди ходят с подарками? – На дни рождения.

Что делает женщина за забором позади них? – Загорает.

Найди и покажи киоск с продуктами. Кто стоит возле него? – Фотограф.

Найди и покажи человека в необычном костюме. (Костюме рыцаря). Почему он так одет? – Рекламирует выставку. Это реклама.

4. Разворот «Стройка, Культурный центр». Звуки Р-Рь.

Назови знакомых персонажей.

Что видишь на странице слева? – Стройку. Что здесь строят? – Детский сад.

Из чего строят? – Из белого кирпича.

Куда по лестнице взбирается девушка в кепке? – На крышу.

Что делает человек слева от нее? – Красит стену.

Кто наблюдает за строительством сада? – Дети. Что отгораживает их от строит. площадки? – Забор. Что у детей за спинами? – Рюкзаки.

Что виднеется позади стройки? – Вокзал. Кто сидит на крыше вокзала? – Ворона. Что она держит в клюве? – Карту. Что на ней изображено? – Красное сердце.

Что происходит в поле за вокзалом? – Люди собирают с дерева плоды.

Что происходит на мосту? – Пожарные тушат пожар.

Что изображено на странице справа? – Культурный центр.

Что такое витрина? – Стеклянная часть магазина, для показа товара.

Что ты видишь в витрине первого этажа? – Рыцаря.

Что находится на втором этаже? – Театральная сцена.

Что там происходит сейчас? – Делают уборку.

Что находится на 3 этаже? — Там библиотека.

Что там случилось? — Мальчик уронил книги.

Что еще находится на 3 этаже? – Музей и выставка рыцарей.

Назови птиц перед входом в КЦ – Воробьи.

Найди и назови все красные, розовые и коричневые предметы.

5. Разворот «Прогулка». Звуки Р-Рь.

Какая погода в этот день? – Гроза. Какие в небе тучи/облака? – Грозовые.

Что продаёт мороженщица? – Мороженое, шары. Какого цвета на ней платье? — …

Рассмотри 1-й дом. Это аптека.

Сколько в том доме этажей? – Три.

Взгляни на следующий дом. Где сидит аист? – На крыше.

Рассмотри дом справа. Что выронил мужчина на втором этаже? – Горшок.

Что продают на первом этаже того дома? – Фрукты.

С какой стороны от этого дома стоит башня с часами? – Справа. Как называется проем снизу? – Арка.

Перед башней собрались люди. Они разложили вещи. Какие? – Игрушки.

На чем разложили? – На покрывале.

Найди и покажи книжный магазин. Он стоит впереди или позади булочной? – Впереди.

Кто сидит на трубе книжного магазина? – Ворона. Что держит? – Карту. Что изображено на карте? – Красное сердце.

Сколько этажей в этом доме? – Три. Что пролетает мимо окон? – Шары.

Из дверей выходит дедушка. Что он несет? – Подарки.

В платье какого цвета одета женщина га последнем этаже? – В платье черного цвета.

Что везет полный мужчина на тележке? – Коробку.

Рассмотри здание справа. Что то? – Парикмахерская. Что там делают? – Подстригают людей. Рассмотри окно второго этажа, какие цветы виднеются в окне? – Розы.

Взгляни на здание правее. Забор из какого материала ты видишь перед ним? – Кирпичный. Что изображено на плакате? – Рыцари.

Назови все предметы розового, красного, черного цветов. Кто одет в шорты, брюки.

Разворот «Торговый центр». Звуки Р-Р’.

Рассмотри страницу слева. Сквозь окна ТЦ видны автомобили. Что это?

– Парковка.

Припарковав авто, люди входят в ТЦ. Что они могут купить внутри? – …

На верхнем этаже продают посуду. Перечисли знакомые предметы.

Что продают справа? – Спортивные товары. Что крутят дети? — Обручи

Что стоит справа от палатки? – Груша. Назови все красные и оранжевые предметы вокруг.

Если мы спустимся на эскалаторе вниз, то что сможем приобрести на этом этаже? – Люстры, наряды, …

Где можно примерить одежду? – В примерочной.

Назови все розовые предметы – Розовая юбка, розовый жилет, …

На каком этаже расположен магазин с товарами для школьников? – На первом. Что можно здесь купить? – Портфели, рюкзаки, парты, кресла, …

Кто прячется от дождя под козырьком? – Мороженщица Клара, Мария с подарком-крокодилом и подругой.

Кто стоит справа от нее? – Гитарист. Еще правее мужчина держит лестницу. Во что он одет? – В шорты.

Что стоит слева от Клары? – Светофор. А кто стоит слева от светофора? – Дедушка с подарком.

Найди и покажи дерево справа. Какая птица сидит на нем? – Ворона. Что она держала в клюве на предыдущих страницах? Где та карта? – Выронила….

Что мы видим над деревом? – Шар. Что под деревом? Что стоит на велосипеде? – Корзина.

Назови все предметы красного, оранжевого, коричневого, черного, розового цветов. Покажи всех мужчин в брюках, мальчиков в шортах. Скажи о каждом полным предложением.

Разворот «Праздник». Звуки Р-Рь

Рассмотри картину. Что видишь в центре? – Пруд. Кто и для чего собрались у пруда? — …отмечают (празднуют) день рождения.

Какие подарки получила Сузанна? – Трубу, крокодила, кораблик на радиоуправлении.

Кто играет музыку перед праздничным столом? – Гитарист.

Справа от стола птица с белым брюшком. Назови её. – Сорока.

Что она делает? Назови ложки, вилки, ножи одним словом. — Столовые приборы.

Найди справа кафе. Через стеклянные стены можно рассмотреть угощение. Назови – торты, …

Внутри кафе есть дерево. В чем оно растёт? – В горшке (в кадке).

Рядом найди и покажи художника. Что он делает? – Рисует картину.

Как одета официантка в кафе? – В черное платье и белый передник (фартук).

На какой предмет мебели опирается гитарист? – На табурет.

Назови цветы под ногами художника. – Ромашки, клевер, репейник.

Что ограждает территорию кафе от проезжей части? – Забор.

Кто еще идет вдоль забора на праздник? — …

Что они несут? Какого цвета коробки? Что у них за плечами? — …

Кто впереди них? Что они несут? Что в руках у девочки? – Карта.

Что делают дети слева? – Играют в детском городке. Катаются с горки?

Назови красные игрушки. – Красная машина, красный мяч. Сколько у них вёдер? Посчитай: одно ведро, два ведра итд.

За детским городком животные на выгуле. Что это? – Зоопарк.

Слева вдоль забора зоопарка прогуливается дама. Что она держит в руках? –Веер.

Рассмотри животных. Я загадаю одного, а ты отгадай. Это птица, но не летает, а быстро бегает. – Страус. Хорошо прыгает, носи детеныша в сумке – Кенгуру.

Сколько сосен виднеется за зоопарком? – Три. Какая машина подъезжает к деревьям? – Грузовик.

Дождь закончился, и вдали виднеется…. Радуга. Её часть скрыта…. Горой.

Что делают люди на горе, лежа на покрывале? – Загорают.

У ребят немного впереди скакалка. Что они делают? – Прыгают.

Найди праздничную вывеску. Какое насекомое кружит под ней? – Стрекоза.

Назови все красные, оранжевые, черные и коричневые предметы.

Разворот «Дом» Звуки Л, (Ль).

Рассмотри картинку. Найди и назови транспортные средства – легковые автомобили.

В какую сторону едет оранжевый автомобиль? – Влево.

Во что одета мороженщица? – В платье. Во что одеты девочки на 3 этаже? – В платья.

Рассмотри дом. Сколько в нем этажей? Как можно подняться на верхний этаж? – По лестнице. За что будем держаться, чтобы не упасть? – За перилла.

Рассмотри кухню первом этаже. Назови мебель: стол, стулья, … Что стоит на столе? – Бутылочка, хлеб, …

Какого цвета кухня позади? – Голубого. Назови все голубые предметы на первом этаже. Назови все желтые, белые предметы на первом этаже.

Найди и покажи спальню на втором этаже. Назови одежду на вешалках. – Жилет, платье.

Что изображено на картине на стене. – Олень.

Кто сидит под зонтом? – Белка. Есть ли на картинке еще белки? Найди. Какие птицы сидят под белкой? – Скворец, дятел.

Какое приспособление для полива цветов виднеется справа от дерева с птицами? – Шланг.

Найди и назови сначала все желтые, затем белые и голубые предметы на втором этаже.

Найди и покажи попугая на 3 этаже. Где он сидит? – В клетке. Найди и покажи голубой зонт. Где он находится? – На балконе.

Найди и назови сначала все желтые, затем белые и голубые предметы на третьем этаже.

Какие птицы сидят на крыше дома? – Голуби.

На чем катаются люди вдалеке слева? – На велосипедах. Как их можно назвать? – Велосипедисты.

Где пасутся коровы? – На лугу. Какое дерево растет справа? – Яблоня. Какие плоды приносит? – Яблоки. Что можно из них приготовить? — ….

Рассмотри людей вокруг. Назови в платья и футболки каких цветов одет каждый из них.

Назови все белые, желтые и голубые предметы на улице.

Разворот «Ферма». Звуки Л – Ль.

Рассмотри картинку. Какие фруктовые деревья растут слева от дома? – Яблони. Какие ветки у яблони? – Яблоневые. Какие плоды приносят? – Яблоки. Какой сок из яблок можно приготовить? – Яблочный.

Что пропалывает на участке бабушка? — Клубнику. Какое варенье получится из клубники? – Клубничное. Кто ест клубнику, стоя на тропинке? – Осёл. Какие у него уши? – Длинные. Чьи? – Ослиные.

Какое сооружение для растений стоит слева от осла? – Теплица (парник). Какие инструменты лежат рядом? – Лопаты.

Рассмотри птичий двор. Назови необычную птицу. – Павлин. Назови птиц на крыше дома. – Голуби, ласточки.

За домом виднеется сооружение для хранения зерна. Как оно называется? – Элеватор, мельницы.

Можешь ли ты прочитать объявление у забора? – «Собирай клубнику».

Найди и покажи на картинке березу. Какого цвета у нее ствол? – Белого.

Кто нарисован слева от нее. – Белая лошадь. Есть ли еще лошади на картинке? Где? Какого цвета?

Рассмотри дорогу вдалеке справа. На чем едут люди в сторону леса? – На велосипедах, (велосипедисты).

Какие животные прячутся в лесу? – Лис, олени с оленятами…

Найди и назови все белые предметы и животных. Найди и назови все голубые и желтые предметы.

Покажи кто одет в платье? Кто одет в футболку? – Скажи полным предложением.

Найди и покажи аиста. Где он? – На лужайке. Кого он поймал? – Лягушонка.

Найди, покажи автозаправку. Какая птица сидит на крыше? – Орел, сокол.

Как в машину попадает бензин? – Из колонок через шланг.

Есть ли на картинке крокодил? Какой он? – Надувной, зеленый. Есть ли еще на картинке ненастоящие животные? – Да, тюлень.

Назови все предметы зеленого цвета.

Разворот «Вокзал», Звуки Л-Ль

Что это? – Вокзал. Что такое вокзал? Для чего он нужен?

Где мы можем увидеть информацию о прибытии и отправлении поездов? – На табло (найди, покажи).

Что нужно предъявить проводнику, чтобы попасть в вагон? – Билет

Сосчитай и назови птиц на крыше вокзала. – Голуби..

Как называется движущаяся лестница, которая поднимает людей на 2, 3 этажи? – Эскалатор.

Найди и покажи мост. Что делают люди под мостом? – Прогуливаются.

Что делают люди возле моста? – Пропалывают грядки.

На чем они приехали? – На велосипедах.

В платья каких цветов одеты женщины и девочки на картинке? Расскажи обо всех.

Найди и назови в футболки каких цветов одеты мужчины и мальчики.

Найди и покажи 3 высоких дерева за вокзалом. Кто проезжает под ними? – Велосипедисты.

Что такое ж/д платформа? — Площадка для посадки и высадки пассажиров. Найди и покажи ее. Повтори мой ответ.

Найди, покажи и назови всех людей в шляпах и платках.

Найди и покажи все предметы желтого, голубого, белого, зеленого цветов.

Разворот «Праздник». Звуки Л-Ль.

В центре гости собрались возле большого … Стола.

Назови все подарки желтого цвета. — …..

Справа сорока ворует столовые приборы. Покажи птицу, назови приборы.

Она взяла в клюв ложку. Найдем на картинке ее гнездо (на дереве). Что уже лежит в гнезде? – Вилка.

Кто еще живет на дереве? – Белки. Как можно назвать детеныша белки? Как назвать белку ласково?

Что находится под деревом? Что выносит из кафе официантка? – Бокалы.

Какого цвета на столе желе? А рубашка на мужчине? – Тоже желтого.

А платье у женщины? — Голубого.

Рассмотри пруд, кто в нем плавает? – Лебеди. Как назвать лебедя ласково? – Лебедушка. А как мы назовем её детенышей? – Лебедята.

На чем приехали гости, которые идут по дороге? – На велосипедах.

Найди и рассмотри детский городок. Во что одеты дети, которые гуляют там? Опиши их.

Позади детского городка находится зоосад. Найди и покажи там ламу. Сколько их? Посчитай. – Одна лама, две ламы…

Найди семью оленя. Назови всех. – Олень, олениха, олененок. Чей хвост у оленя? – Олений.

Назови животных в соседнем загоне. – Лошади, осел, кролик. Назови их ласково, вспомни их детенышей, чьи у них лапы и хвосты.

Покажи и назови людей в желтых предметах одежды, голубых, белых.

Покажи и назови белых животных и птиц.

Возле детского городка сидит женщина. На чем она сидит? – На лавочке.

Что стоит рядом с ней на лавочке? – Бутылочка.

Сколько всего на картине велосипедов (велосипедистов). Посчитай их.

Разворот «Торговый центр». Звуки Л-Ль.

Рассмотри картину. Какая погода? Как можно назвать сильный дождь? – Ливень.

Какое здание занимает всю страницу? – Торговый центр.

Что продают на 3ем этаже? – Посуду. Перечисли знакомые предметы. – Бокалы, тарелки, блюдца, салатники, …

Дама в платье какого цвета держит в руках синюю чашку? – Голубого.

Кого она держит на поводке? – Пуделя.

В каком отделе находится собака? – В отделе спортивных товаров.

Перечисли их. – Лодка, вёсла, велосипеды, лестница, тележка, палатка, телескоп …

Как можно попасть на второй этаж? – Спуститься на эскалаторе.

Что продают на втором этаже? – Люстры, лампы, настольные светильники.

Во что одет человек, рассматривающий гусей? – Голубые брюки и зеленый пиджак.

Что продают справа? – Одежду, платья.

Рассмотри наряды на вешалке. Назови части платья. – Подол, воротник, манжеты, лиф, рукава.

Опиши 3е и 4ое по счету платья. – У третьего платья красный лиф, белый воротник и голубой подол. У четвертого….

Во что разглядывает свой наряд покупательница? – В зеркало.

Шторками какого цвета отгорожены примерочные? – Голубого.

Назови одежду, которая висит перед примерочными кабинками. – Жилет, жакет, блузка, …

Шляпы каких цветов есть в продаже? – Желтого, голубого, зеленого цветов.

На улице от дождя появилось много … — Луж. Как спасаются от дождя пешеходы? Зонты каких цветов ты видишь на картинке?

Кто надел на себя желтые дождевики? Ответь полным предложением. – Велосипедисты надели желтые дождевики.

Разворот «Стройка». Звуки Л-Ль.

Взгляни на страницу слева. Здесь стройка. Какое здание виднеется позади? – Здание вокзала.

Что виднеется в окнах башни? – Колокол, лестница.

Какого цвета крыша у вокзала? – Зеленого.

Какого цвета едут автомобили позади? – Зеленого и желтого.

Сколько людей заняты строительством? Посчитай. – Один человек, два человека, три человека…

Что здесь строят? Можешь ли ты догадаться или прочитать на табличке?

Справа от строящегося детского сада виднеется фонарь. Кто проезжает под ним? – Велосипедисты.

Рассмотри Культурный центр справа. Что находится на 3м этаже? – Библиотека. Кто работает в библиотеке? – Библиотекарь. Как можно назвать посетителей библиотеки? – Читатели.

Перед Культурным центром цветник. Назови его другим словом. – Клумба.

Назови все предметы желтого, голубого, белого цветов.

Разворот «Дом». Звуки Ш-Ж.

Назови дерево слева. – Вишня. Какие плоды растут на ней? Какой компот, варенье можно приготовить?

Найди на картинке автомобили? Какие у них шины? Посчитай. – Одна шина, две шины,… Кто еще идёт (едет) по дороге? – Пешеходы. Мужчина на мопеде. Что надето ему на голову? – Шлем.

Как можно назвать продавщицу мороженого? – Мороженщица. Что еще она продаёт? – Шары.

Какой маленький зверек бежит по дороге? – Ёжик. Что он нашел? – Вишенки.

Рассмотри остановку. Какие на ней объявления? Прочитай, если можешь. — Блошиный рынок. Что нарисовано – мишка в чашке.

Что написано на автомобиле, который едет справа? – Автошкола. Какой головной убор надет на голову водителю? – Фуражка. Впереди бежит спортсменка. Во что она одета? – В шорты.

Рассмотри дом. Сколько в нем этажей? Значит дом какой? – Трехэтажный.

Рассмотри квартиру на первом этаже. Найди детскую комнату. Чем украшен потолок? – Машинками. Кто спит на кровати? – Кошка. Что еще лежит на кровати? – Подушка.

Найди ванную комнату. Назови занавеску другим словом. – Шторка. Во что одеты маляры в соседней комнате? – В ….и шорты.

Какая комната находится этажом выше? Что лежит на кровати? – Кушак. Что висит на вешалке слева от платья? Ответь полным предложением. – Слева от платья на вешалке висит жилет.

Какое помещение находится справа? – Кухня. Что стоит справа от плиты? – Стиральная машина. Какие ягоды лежат на столе? – Вишни.

Найди спальню на 3ем этаже. Что стоит позади кровати? – Шкаф, шифоньер. Какого цвета покрывало на этой кровати? – Желтого. Что стоит на столике возле кровати? – Карандаши. Кто нарисован на картинке справа от полки? – Петушок.

Рассмотри кухню справа. Найди и покажи сервант. Что стоит на его верхней полке? – Кувшин. Найди клетку с попугаем. Куда он смотрит? – На воздушный шарик. Кто сидит на периллах под клеткой? – Кошка.

Какие машины едут вдали справа? – Пожарные машины.

Рассмотри людей у дома. Что тащит за собой мужчина на дорожке? – Тележку.

Назови все желтые и оранжевые предметы на картинке.

Разворот «Ферма». Звуки Ш – Ж.

Найди и покажи скотный двор. Как можно ласково назвать свиней? – Хрюшки.

Какие животные пасутся на лугу? – Бараны (овцы). Посчитай барашков. – Один барашек, два барашка,…

Какое животное мы видим слева от березы? – Белая лошадь. А справа? – Коричневая лошадь. Назови её ласково. – Лошадка. Чей у неё хвост? – Лошадиный. А копыта, грива? Как мы можем назвать наездника? – Жокей.

Рассмотри дом. Кто выглядывает из дверей? – Кошка. Чей у кошки хвост, глаз? – Кошачий.

Слева от входа человек работает граблями. Что надето у него на голове? – Шляпа.

По дороге от дома на велосипеде едет ребенок. Назови ребенка другим словом. – Малыш. Кто преградил ему дорогу? – Ишак (осел).

Найди на картинке справа автосервис. Что там ремонтируют? – Машины, шины. Есть ли в автосервисы шины? Сколько их, посчитай. – Одна шина, две шины,…

Есть ли на картинке автомобиль из автошколы? Вспомни, как называется головной убор водителя? – Фуражка.

Есть ли на картинке мужчина с тележкой? Расскажи полными предложениями, что он везет. – У мужчины в тележке мяч. У мужчины в тележке…

Посчитай шары у мороженщицы. – Один шар, два шара, …

Назови все предметы желтого и оранжевого цвета.

Разворот «Вокзал». Звуки Ш-Ж.

Рассмотри картинку. Что здесь изображено. Как правильно назвать водителя поезда? – Машинист. Как можно назвать всех путешественников, отправляющихся в дорогу на поезде? — Пассажиры. Значит этот поезд какой? – Пассажирский.

Покажи людей, одетых в джинсы, шорты, пиджаки, жилеты. Про каждого скажи полным предложением. Найди и покажи 2х женщин в шляпах. Проговори. Найди и покажи слева загорающую женщину. На чем она лежит? – На шезлонге, лежаке.

Посчитай этажи в доме слева. Что продают в магазине на первом этаже? – Суши. Кого угощает рыбкой продавец? – Кошку. Рядом на мотороллере едет мужчина. Что для безопасности он надел на голову? – Шлем. Справа дети. Покажи их. Что они едят? – Мороженое. Найди и покажи мороженщицу. Что у нее в руке? – Рожок, 2 шарика.

Что едят дети слева? Что уронил мальчик? С каким ароматом м.б. коричневое мороженое? – С ароматом шоколада. Найди и покажи банановую кожуру. Повтори.

Найди покажи в небе аиста. Кого он несет? – Малыша.

Перед автомобилем автошколы идет монахиня. Найди и покажи? Кто она такая? – Служительница церкви. На ней монашеское деяние.

Разворот «Рынок». Звуки Ш-Ж.

Рассмотри картинку. Что здесь изображено. Назови большое дерево слева. – Каштан. Какие листья и плоды растут на этом дереве? – Каштановые листья, каштаны. Кто стоит под ним? – Мороженщица с шарами.

Найди и покажи справа фонтан. Какое животное украшает его? – Лягушка. Что летит справа от него? – Шляпа. Что разложили дети на лавочке под каштаном? – Игрушки: мишку, машинку, шарики, книжки. Кто сидит под лавкой? На кого она смотрит? – Кошка. Она смотрит на мышку.

Найди и покажи на площади башню. Назови ее ласково. – Башенка. На странице справа найди и покажи 3хэтажный дом. Что продают на первом этаже? – Книги. Значит это какой магазин? – Книжный. Назови книгу ласково. – Книжечка. Как небрежно называют плохую книгу? – Книжонка. Чем закрыты окна на 2-м этаже? – Жалюзи. А на третьем? – Шторами.

На какой части дома сидит ворона? – На крыше. Что пролетает мимо этого дома? – Воздушные шары. Что выбирает мужчина перед этим домом? – Лыжи. Что стоит рядом с покрывалом? – Тележка. Что выбирает женщина слева от трехэтажного дома? – Одежду (жакет). Взгляни выше. Кто сидит в зеленом кресле? – Медвежонок.

Назови все предметы желтого и оранжевого цветов.

Разворот «Вокзал». Звук Ч.

Рассмотри картинку. Что здесь изображено. Что находится на крыше вокзала? – Часы. Кто сидит на крыше соседнего здания? – Трубочист. Как можно назвать людей, ожидающих приезда своих родных и друзей? – Встречающие.

Найди и покажи 2 колонны. У одной из них справа сидит пассажир. На что он присел? – На чемодан. Есть ли чемоданы у других людей на этой картине?

Есть ли на этой странице люди в очках? Найди и посчитай их.

Вдали виднеется мост. Из какого материала он построен? Какой он? – Кирпичный.

Найди и покажи всех черноволосых пассажиров. Назови все черные и коричневые предметы на этой картинке.

Ольга Львовна Зайцева О.Л. Зайцева,
учитель-логопед
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.