Что такое артикуляционная гимнастика

Комплексы артикуляционной гимнастикиАннотация:в данной статье родителям предлагается рассмотреть важность и своевременность выполнения артикуляционной гимнастики у детей дошкольного возраста. А также приемы, направленные на то, чтобы ребенку было интересно выполнять упражнения.

Правильно оформленная, грамотная речь показывает уровень культуры человека и его интеллекта. Речь это один из важнейших видов деятельности, она реализует мышление, выполняет функции общения, сообщения, а так же воздействия на людей. Для детей в силу возраста, недоступно все разнообразие родной речи, что является причиной бедности и примитивности их речевых средств. От качественного овладения связной речью во многом зависит успешность обучения ребенка в школе.

Хороший уровень развития речи ребенка (диалогической и монологической) позволит ему дать развернутый ответ на вопрос, грамотно донести свои суждения, а также воспринимать и воспроизводить текстовые учебные материалы.

Ребенок должен уметь общаться со взрослыми и ровесниками, это обязательное условие его всестороннего развития. Связная речь дошкольника позволит в полном объеме получить накопленные знания, умения и культуру взрослых. Каждый ребенок должен научиться грамотно, связно и последовательно излагать свои мысли.

Но если у ребенка присутствуют те или иные речевые нарушения? Причиной неправильного произношения звуков может быть несовершенство артикуляционного аппарата. Всем известно, что для того чтобы мышцы рук были крепкими, а ноги быстро бегали-нужно их тренировать. Так и с органами артикуляции-нужно тренировать: гортань, губы, язык, челюсть, щеки. И так же как и физические тренировки, артикуляционную гимнастику необходимо проводить регулярно, а лучше-ежедневно. А поскольку самый подвижный и самый «рабочий» орган-это язык, то и гимнастику с ребенком удобнее называть «зарядка для язычка».

Так что же это такое артикуляционная гимнастика?

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности, гибкости и взаимодействия всех органов, задействованных в речевом процессе.

Артикуляционная гимнастика дает возможность прежде всего получить правильный уклад органов речи, умение объединить простые движения в сложные для качественного произнесения звука.

Упражнений очень много. Они делятся на статические и динамические. Статические направлены на удержание одной позы, а динамические-это ритмические повторения движений, координация и переключаемость. Есть упражнения базовые, которые подходят для постановки или коррекции всех звуков, а есть те, что помогают выработать определенный звук.

Когда начинать выполнять артикуляционную гимнастику?

Конечно можно и с грудничком весело «пофыркать», поиграть «в лошадку» и «поаукать». И это будет определенным стартом, фундаментом для дальнейшего развития. Но все-таки упражнения лучше начинать в возрасте, когда ребенок адекватно способен повторить их за вами. Для одних это четыре года, для других-пять лет.

Немного пользы будет от занятий по принуждению, да и затягивать их тоже не надо, 5-7 минут за один подход будет достаточно. Упражнения на начальном этапе нужно выполнять перед зеркалом, так ребенок будет видеть, все ли он делает правильно. Отказаться от зеркала можно, но только если движения доведены до автоматизма, при правильном выполнении. Существует масса веселых стишков и потешек для сопровождения каждого упражнения, и если вы будете их читать, то и «зарядку для язычка» ребенку будет выполнять гораздо интереснее, чем просто под счет. Например при выполнении динамического упражнения «Лошадка» (ребенок улыбается, рот открыт, кончик языка щелкает о верхнее нёбо) можно читать потешку, при этом ускоряя темп:

Еду, еду на лошадке
По дорожке гладкой!
Еду, еду я к соседу
Кушать пудинг сладкий!

Ребенок сам будет подстраиваться под ваш ритм.

А выполнение статического упражнения «Лопатка» (ребенок улыбается, рот приоткрыт, широкий передний край языка лежит на нижней губе) можно закончить на озорной ноте:

Язык лопаткой положу
И под счет его держу.
Раз, два, три, четыре, пять,
Язык можно отпускать…АМ! (ребенок прячет язык в рот).

На помощь так же могут прийти безобидные вкусности. Мини-крекеры, соломка, мармелад и т.д.

Выполнение статического упражнения «Иголочка»: (рот открыт, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении):

Я иголку достаю
Шью одежду я свою,
Раз, два, три, четыре, пять,
Иголка может отдыхать.

Вы держите перед ребенком мармелад на зубочистке, и конечно он будет очень стараться дотянуться языком до сладкого. К динамическим упражнениям «Змейка» и «Часики» этот прием тоже относится.

Чтобы не «сломать» «Чашечку» (рот открыт, у языка подогнуты все края в форме чашки) можно на язык положить мини-креккер.

Всем известные с детства игры-бродилки тоже могут помочь при выполнении артикуляционной гимнастики. Просто замените на поле все штрафы и возвраты на выполнение определенных артикуляционных упражнений! Но придется выполнять их с ребенком на равных-поделили фишки, бросаем кубик и-вперед!

При соблюдении этих несложных условий вы и ваш малыш будете получать удовольствие от «зарядки для язычка», при этом выполняя колоссальную работу!

Тюлягина Н.А.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.