Семинар: Особенности развития познавательной деятельности у детей с ОНР 4-6 лет

ОНРАннотация: Цель семинара – изучить особенности развития познавательной деятельности у детей с ОНР 4-6 лет.

Несовершенство познавательных психических процессов не обеспечивает процесс общения, а значит и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями, что создает картину неготовности детей к школьному обучению.

Коррекция речевых дефектов — один из наиболее сложных видов комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям.

В основу своей работы по развитию познавательной деятельности я взяла авторские разработки Е.Д. Сафроновой, и использую их с учетом возрастных особенностей детей, которые позволяют проводить обучение рациональным приемам обработки информации.

План семинара

Цель семинара – изучить особенности развития познавательной деятельности у детей с ОНР 4-6 лет.

1.​ Приветствие и сообщение темы семинара.

2.​ Теоретическая часть.

2.1. Особенности развития познавательных процессов у детей с ОНР.

2.2. Использование современных коррекционно-развивающих технологий в работе с ребенком

3. Практическая часть.

3.1. Использование игр и упражнений в различных видах деятельности.

3.2. «Домашние животные» — презентация

4. Итог

Оборудование: презентация, листы с заданиями для практической части, буклеты.

Ход семинара

1.​ Приветствие и сообщение темы семинара.

Здравствуйте! Сегодня мы с вами будем говорить о роли развития познавательной деятельности у детей с ОНР 4-6 лет.

2.Теоретическая часть.

2.1. Особенности развития познавательных процессов у детей с ОНР

В период дошкольного детства формируются пред​посылки будущей учебной деятельности детей. Одной из причин, не позволяющей ребёнку успешно обучаться уже в 1 классе, является несформированность познавательной деятельности детей.

Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе. Их несовершенство не обеспечивает процесс общения, а значит и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями, что создает картину неготовности детей к школьному обучению.

У детей с ОНР на фоне системных речевых нарушений недостаточно сформированы многие психические функции: логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память, отмечается замедленность процессов переработки сенсорной информации, снижение работоспособности и не формируются коммуникативные навыки. Связь речевого нарушения с другими сторонами психического развития обуславливает наличие вторичных дефектов.

Исследование функции внимания выявило, что дети с ОНР быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны педагога, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы. У ряда детей отмечается недостаточная устойчивость внимания.

Речевая недостаточность сказывается и на развитии памяти.

Связь между речевыми нарушениями детей и другими сторонами их психического развития обусловливает специфические особенности их мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением, обобщением.

Названные затруднения во многом определяются недоразвитием обобщающей функции речи и обычно успешно компенсируются по мере коррекции речевой недостаточности.

Детям с недоразвитием речи, наряду с общей соматической ослабленностью присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, пропускают его составные части.

Особого внимания требует рассмотрение особенностей мелкой моторики пальцев рук. Несовершенство речевых умений и навыков не обеспечивает необходимого структурного и смыслового оформления высказывания, не является, в свою очередь, базой для дальнейшего речевого развития и затрудняет формирование основных функций речи — коммуникативной, познавательной, обобщающей, регулирующей.

Изучение особенностей познавательной деятельности детей с ОНР позволяет определить пути педагогической коррекции психических процессов, усугубляющих речевое недоразвитие. Такой подход оказывает положительное влияние на сознательное овладение детьми программным материалом, что приводит к высокой роли коррекционно-развивающего обучения. Специальная работа по устранению недостатков речи должна строиться на активизации познавательной деятельности.

2.2. Использование современных коррекционно-развивающих технологий в работе с ребенком

Коррекция речевых дефектов — один из наиболее сложных видов комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям. Сложность оказания такой помощи обусловлена, прежде всего, тем, что нарушение речевой деятельности, никогда не существует само по себе, оно носит многосторонний характер.

Одно из обязательных условий эффективности системы коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи — высокий уровень их речевой и познавательной активности.

Развитие памяти, внимания, мышления, речи, общих способностей детей – главная задача специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи. В основу своей работы по развитию познавательной деятельности я взяла авторские разработки Е.Д. Сафроновой, и использую их с учетом возрастных особенностей детей.

Обучение рациональным приемам обработки информации происходит путем использования:

  • рациотехники /логического мышления/
  • мнемотехники /искусственным приемам запоминания/
  • эйдотехники /образного мышления/

эти техники позволят ребенку справиться с огромным потоком информации.

Представленный в работе материал я использую на различных занятиях:

  • по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи,
  • по обучению грамоте,
  • по обучению чтению,
  • по развитию фонематического слуха,
  • по развитию мелкой моторики,

т.к это позволяет более рационально усвоить предлагаемую детям информацию.

Овладение этими приемами позволяет значительно сократить время обучения, развить у ребенка творческое, нетрадиционное видение мира, подобрать индивидуальный «ключ» запоминания и обработки информации каждому ребенку с учетом индивидуальных особенностей мышления.

Учитывая необходимость преемственности в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, элементами данной методики могут пользоваться воспитатели на своих занятиях и родители, при выполнении домашних заданий.

3.Практическая часть.

Целенаправленная работа по развитию познавательной деятельности детей должна проводиться как во время ведущей деятельности дошкольников – игры, так и во время занятий. Можно использовать следующие игры и упражнения.

1.Для развития мышления:

- «4 лишний», «отгадай загадку», «соедини предметы от самого маленького к самому большому», «найди закономерность, назови недостающий предмет», «подбери пары картинкам», «что сначала, что потом?».

2.Для развития внимания, зрительного восприятия:

- «найди два одинаковых предмета», «найди предмет, отличающийся от других», «узнай, что нарисовано», «»найди отличия между картинками», «лабиринт».

3.Для развития зрительно-моторной координации и мелкой моторики:

- «обведи по точкам», «обведи линии, не отрывая руки», «выложи из палочек», «пройди по дорожке», «раскрась картинку», «заштрихуй», «дорисуй», пальчиковые гимнастики.

Рассмотрим некоторые из них на примере лексической темы «Домашние животные» (см. презентацию и приложение).

4.Итог

У детей с общим недоразвитием речи на фоне системных речевых нарушений задерживается развитие психических процессов и не формируются коммуникативные навыки. Их несовершенство не обеспечивает процесс общения, а значит и не способствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствует овладению знаниями.

Целенаправленная работа по развитию познавательных процессов должна включаться во все программные занятия, а также в игровую деятельность детей.

Предложенные упражнения позволят научить детей сравнивать предметы между собой; обобщать; ориентироваться в пространстве; концентрировать внимание, развить его произвольность; определять последовательность событий; развить мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию; развить зрительное восприятие, память.

Сабитова Лариса Алексеевна Сабитова Л.А.,
логопед
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.