Пособие по работе над слоговой структурой слова

Цель настоящей статьи – представить нашим коллегам логопедам, дефектологам, а также родителям детей с речевыми нарушениями, практическое пособие по работе над слоговой структурой слова, которое мы долго и тщательно готовили. «Альбом для обследования и формирования слоговой структуры слова» содержит более 500 предметных картинок, расположенных в соответствии с классами слов по А.К. Марковой (14 классов) и подобранных с учетом произносительных возможностей детей с общим недоразвитием речи.

Нарушение слоговой структуры слова — одно из ведущих в структуре речевого дефекта общего недоразвития речи и является диагностическим показателем при проведении обследования. Научно-практическим путем было установлено, что такое нарушение является достаточно стойким и трудно поддается коррекции. Диапазон нарушения слоговой структуры слова достаточно широк – от незначительных трудностей восприятия и репродуцирования слов сложного слогового состава, до грубых искажений и полной невозможности воспроизведения двусложных слов из открытых слогов.

Многочисленные исследования показали, что овладение слоговым составом слова у дошкольников с ОНР не стоит в прямой зависимости от овладения отдельными звуками речи. Даже при наличии правильного произношения отдельных звуков (в изолированном положении) слоговая структура слова, состоящая из этих звуков, может воспроизводиться ребенком искаженно.

Дети с общим недоразвитием речи не могут самостоятельно овладеть произношением слоговой структуры слова, точно так же, как они не в состоянии самостоятельно усвоить произношения отдельных звуков. А у неговорящего ребенка вообще отсутствуют те огромные речевые возможности (обширный словарь, языковая чувствительность), которые в условиях нормального развития могут компенсировать те или иные недочеты в овладении речью. Поэтому задача логопеда заменить долгий и непроизводительный процесс стихийного формирования слоговой структуры слова целенаправленным и сознательным процессом обучения этому умению.

А.К.Марковой было предложено проводить формирование слоговой структуры слова по двум направлениям: обучение произношению слов из имеющихся у ребенка звуков (я, т, к, ф, в, м, н; иногда л) и работа над словом в период автоматизации новых усваиваемых звуков. Оба эти направления работы необходимо осуществлять параллельно с самого начала обучения.

На первом направлении работа над произношением будет тесно связана с активизацией речи ребенка, расширением его словарного запаса, что особенно актуально для неговорящих детей. Логопед предлагает детям слова для заучивания в определенной последовательности с точки зрения их слоговой трудности.

Для этого А.К.Марковой были выделены так называемые классы слов в соответствии с усложнением их слоговой структуры.

Для усвоения слоговой структуры слова необходима также работа и над неречевыми процессами, такими, как оптико-пространственная ориентация, темпо-ритмическая организация движений, способность к последовательной обработке информации.

Различные методические подходы к проблеме коррекции слоговой структуры слова отражены в работах С.Е.Большаковой, А.К.Марковой, Н.В.Курдвановской, Т.А.Ткаченко, Г.В.Бабиной, Н.Ю.Шариповой, З.Е.Агранович, Т.А.Титовой, Голубевой Г.Г. и многих др.

Для достижения максимального эффекта в коррекционной работе специалисту необходимо располагать достаточно обширной картотекой не только речевого, но и картинного материала.
Логопед, без сомнения, творческая профессия. У каждого из нас имеется богатая картотека игр и пособий, сделанных своими руками. Это большой труд. Поэтому, мы всегда радуемся, когда выходят новые пособия для логопедической работы. И вдвойне приятно, если они составлены или рекомендованы мэтрами логопедии. Но, к сожалению, многие издания содержат, в основном, теоретическую информацию, а практическая часть не в полной мере удовлетворяет нуждам ежедневной кропотливой работы логопеда.

В настоящее время в специальной литературе недостаточно картинного материала для работы над слоговой структуры слова, а ведь в работе с дошкольниками ставка, как известно, делается именно на привлечение внимания ребенка к занятиям посредством игровой деятельности и разнообразия визуальной информации.

Пособие, которое мы хотим представить вам, призвано восполнить дефицит картинного материала по коррекции слоговой структуры слова.

Первоначально альбом создавался для работы неговорящими детьми для формирования первичного (бытового) словаря и представлял собой набор разрезных картинок со звуками раннего онтогенеза, подобранных в соответствии с классификацией А.К.Марковой.

В процессе работы альбом разросся, претерпел изменения и стал использоваться не только для формирования, но и для обследования слоговой структуры слова. И это было продиктовано жизненной необходимостью: используя существующие на данный момент альбомы и пособия, мы сталкивались с определенными проблемами, как то, недостаточное количество картинного материала, подобранного без учета произносительных возможностей ребенка. Приведем пример.

При предъявлении ребенку для отраженного повторения слова «балерина», ребенок воспроизводит «балелина» или «барелина». Что это: нарушение слоговой структуры (замена, перестановка, повторение?) или отсутствие и смешение звуков? Поэтому, для отграничения нарушений слоговой структуры слова от недостатков произносительной стороны речи при обследовании удобнее использовать слова, не содержащие звуков раннего онтогенеза. Тем не менее, произносительные возможности детей очень различны, и это нужно учитывать. Поэтому наш альбом содержит и слова со звуками позднего онтогенеза, они идут отдельными блоками со звездочкой в конце каждого класса.

В настоящее время пособие, которое мы предлагаем, представляет собой комплект, состоящий из:

  • альбома картинного материала для работы по обследованию и формированию слоговой структуры слова, состоящего из более 500 предметных картинок, расположенных в соответствии с классами слов по А.К. Марковой (14 классов) и подобранных с учетом произносительных возможностей детей с общим недоразвитием речи;
  • методических рекомендаций по работе с альбомом.

пособие по работе над слоговой структурой слова

Пособие адресовано логопедам, студентам дефектологических факультетов, родителям.
К сожалению, в настоящее время, в силу большого объема картинного материала, нам не удалось опубликовать альбом, он существует только в электронном виде. Но мы надеемся, что в ближайшем будущем мы это сделаем, чем сможем облегчить непростую каждодневную работу наших коллег.

Орлова И.В.,
Зарубина С.В.,
учителя-логопеды

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Отзывы к материалу: "Пособие по работе над слоговой структурой слова"

  1. Ольга:

    Как можно приобрести ваш альбом?

  2. Юлия:

    Хочу заказать такой альбом. Цена ?

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.