Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы ДОУ

Взаимодействие логопеда с родителямиАннотация: в статье освещается опыт работы учителя – логопеда по взаимодействию с воспитателями логопедической группы, перечислены формы работы, функции логопеда и воспитателей, а также приведены примеры оформления папки взаимосвязи учителя – логопеда и воспитателей.

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы ДОУ (из опыта работы)

Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе учителя — логопеда и других специалистов, и прежде всего логопеда и воспитателей.

Преодоление имеющихся у детей речевых нарушений, на мой взгляд, невозможно без встречной активности воспитателей, поскольку именно они закрепляют навыки и умения, полученные детьми на коррекционных занятиях.

Коллектив нашей логопедической группы постоянный, работаем в тесном контакте, в доброжелательной обстановке взаимопонимания и сотворчества. В начале коррекционного процесса нацеливаю воспитателей учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, давать посильную нагрузку, оценивать деятельность ребенка не только по конечному результату, но и процессу его достижения. Совместно стараемся создать ситуацию успеха, отмечая малейшие продвижения каждого ребенка в ходе становления правильной речи. Тем самым стимулируем у детей положительную мотивацию в отношении к занятиям, стремление двигаться дальше и преодолевать имеющиеся нарушения.

Взаимодействие учителя — логопеда с воспитателями осуществляем в разных формах:

  • совместное составление перспективного планирования работы на текущий период по всем направлениям,
  • обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы,
  • оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении,
  • взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности.

Для плодотворной работы по преодолению имеющихся у детей речевых нарушений чётко распределяем обязанности учителя – логопеда и воспитателей логопедической группы.

Функции логопеда:

  1. Мониторинг общего и речевого развития, индивидуально-личностных особенностей детей, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребенком.
  2. Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
  3. Коррекция звукопроизношения.
  4. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
  5. Устранение недостатков слоговой структуры слова.
  6. Отработка новых лексико-грамматических категорий.
  7. Обучение связной речи.
  8. Подготовка детей к обучению грамоте.
  9. Предупреждение нарушений письма и чтения.
  10. Развитие психических функций.

Функции воспитателя:

  1. Реализация комплексно – тематического подхода при планировании и организации образовательной деятельности детей в течение недели.
  2. Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
  3. Систематический контроль за поставленными звуками в процессе всех режимных моментов.
  4. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
  5. Развитие связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составление всех видов рассказывания).
  6. Закрепление навыков чтения и письма.
  7. Закрепление речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
  8. Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.

С целью согласованности и последовательности в работе с воспитателями, веду папку взаимосвязи, куда еженедельно вношу формы работы по основным коррекционным направлениям:

- лексико-грамматический строй и связная речь;

- развитие артикуляционной моторики и общих речевых навыков;

- комплекс упражнений по закреплению или дифференциации поставленных звуков;

- развитие общей и мелкой моторики кистей и пальцев рук;

- развитие психических процессов;

- развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте.

Содержание, методы и приемы работы подбираю с учетом тематического плана, типологических групп и индивидуальных речевых расстройств детей. Подбор предлагаемых игр и упражнений сделан мною с учетом имеющихся в распоряжении воспитателей наглядно-дидактических и литературных материалов, методических разработок, активно используются материалы, находящиеся в методическом кабинете. Точное выполнение логопедических рекомендаций воспитателями помогает детям успешнее закрепить новые лексические единицы, грамматические формы, поставленные звуки и др.

Далее хочу привести примеры оформления папки взаимосвязи учителя – логопеда и воспитателей.

Старшая группа Октябрь, III неделя

Лексическая тема «Одежда и обувь»

1.Развитие лексико-грамматического строя речи.

- Уточнение и расширение представлений детей об одежде, обуви, их существенных признаках, материалах, из которых они изготовлены.

- Расширение объема правильно произносимых существительных:

комбинезон, плащ, куртка, платье, брюки, рубашка, кофта, шорты, майка, трусы, свитер, сарафан, рукав, воротник, пуговица, карман, капюшон, ботинки, кроссовки, туфли, босоножки, сапоги, сандалии, тапки, каблук, задник, шнурок;

прилагательных: шерстяной, шелковый, теплый, удобный, резиновый, кожаный, легкий;
глаголов: носить, надевать, обувать.

- Обучение группировке предметов по признакам их соотнесенности и на этой основе развитие понимания обобщающего значения слов: летняя одежда, осенняя одежда, летняя обувь, осенняя обувь.

-Иллюстрированный материал и художественная литература: С.Вохринцева Методическое пособие для педагогов и родителей. Одежда. Обувь.

Н.Носов «Живая шляпа», Е.Пермяк «Как Маша стала большой».

- Игры и упражнения: «Какой, какая, какое?» (образование относительных прилагательных): шерстяные брюки, шёлковая блузка и т.д. Игра «Большой – маленький» (образование сущ. с уменьшительно – ласкательными суффиксами): куртка – курточка, платье – платьице и т.д. «Один – много» (образование множественного числа сущ.): куртка — куртки и т.д «Чья, чье, чьи, чей?» (согласов. притяжательных местоимений с существительными): с использованием предметов одежды детей. Этой чей шарф? – Это мой шарф.

2.Развитие связной речи.

Составление описательных рассказов об одежде. Игра «Магазин».

3.Развитие общей и мелкой моторики.

- Координация речи с движением. Упражнение «Помощники»
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи, стр.295.

- Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки» Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи, стр.297.

- Графические упражнения: обведение по контуру и штриховка вертикальными линиями изображений предметов одежды, обуви (на выбор воспитателя).

- Игры с мелкими предметами, мозаиками, конструкторами, шнуровками.

4.Развитие общих речевых навыков, артикуляционной моторики:

- Развитие речевого дыхания, силы голоса. Игра «Эхо». Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми, стр.57.

- Развитие речевого дыхания, активизация мышц губ. Игра «Гудок». Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми, стр.58.

- Ежедневная артикуляционная гимнастика подгруппой и индивидуально:
покусывание языка, пошлёпывание губами по языку, «улыбочка», «трубочка», «улыбочка» — «трубочка», «лопаточка», «чашечка», «иголочка», «часики», «почистим зубки» (нижние, потом верхние, удерживая губы в улыбке), «бублик», «лошадка» (зубы сомкнуты), «грибок».

5.Игры на развитие психических процессов:

- Развитие мышления, связной речи. Отгадывание и толкование загадок по теме.

- Развитие внимания, памяти, мышления. Игра «Четвертый — лишний» (дифференциация обувь – одежда, летняя – демисезонная).

- Развитие оптико-пространственного праксиса. Складывание разрезных картинок по теме.

6. Развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте:

Закрепление навыка звукобуквенного анализа и синтеза звукосочетаний АУ, УА с использованием разрезной азбуки.

7.Работа над звукопроизношением по индивидуальным альбомам
детей.

В альбомах указано, над каким звуком/звуками ведётся работа, этап автоматизации, с учётом этого подобран речевой материал для каждого ребёнка.

Старшая группа Октябрь, IV неделя

Лексическая тема «Игрушки»

1.Развитие лексико-грамматического строя речи.

- Уточнение и расширение представлений детей об игрушках, их существенных признаках, материалах, из которых они изготовлены.

- Расширение объема правильно произносимых существительных: мяч, машинка, кубик, кукла, пирамидка, конструктор;
прилагательных: плюшевый, деревянный, резиновый, кожаный, пластмассовый, металлический, легкий.

- Обучение группировке предметов по признакам их соотнесенности и на этой основе развитие понимания обобщающего значения слова игрушки.

- Обеспечение понимания и использования в речи слов-антонимов: большой — маленький, высокий – низкий, старый – новый.

-Иллюстрированный материал и художественная литература: С.Вохринцева Методическое пособие для педагогов и родителей. Игрушки. Т.Ткаченко «Логопедическая тетрадь»: «Про девочку Машу и куклу Наташу», «Игра», «Друзья».

- Игры и упражнения: «Какой, какая, какое?» (образование относительных прилагательных) резиновый мяч, деревянный кубик и пр., «Один – много» (образование множественного числа сущ.): мяч — мячи, кукла — куклы, машинка — машинки и т.д., «Чего много в магазине?» (родительный падеж сущ. множ. ч.): В магазине много кукол, мячей и т.д. «Посчитаем игрушки» (согласование числительных с сущ.): один мяч, два мяча, …пять мячей.

2.Развитие связной речи.

Составление описательных загадок об игрушках. Игра «Магазин».

3.Развитие общей и мелкой моторики.

- Координация речи с движением. Упражнение «Мячик мой»
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи, стр.301.

- Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи, стр.120.

- Графические упражнения: обведение по контуру и штриховка вертикальными линиями изображений игрушек (на выбор воспитателя).

- Дорисовка второй половинки изображения (по теме).

4.Развитие общих речевых навыков и артикуляционной моторики:

- Работа над темпом и ритмом речи. Пальчиковая гимнастика «Игрушки».

- Ежедневная артикуляционная гимнастика подгруппой и индивидуально:
покусывание языка, пошлёпывание губами по языку, «улыбочка», «трубочка», «улыбочка» — «трубочка», «лопаточка», «чашечка», «иголочка», «часики», «почистим зубки» (нижние, потом верхние, удерживая губы в улыбке), «лошадка» (зубы сомкнуты), «грибок», «бублик», «качели».

5.Игры на развитие психических процессов:

- Развитие зрительного внимания, совершенствование грамматического строя речи (упражнение детей в употреблении сущ, в Р.п)

Игра «Чего не хватает?»

На магнитной доске — изображения игрушек: самолет без крыла, машина без колеса, мишка без лапы, столик без ножки, зайка без уха. Воспитатель объясняет детям, что малыши сломали игрушки, и предлагает рассмотреть их и подумать, что без чего? Когда дети расскажут, что без чего, воспитатель предлагает им «починить» игрушки.

Дети добавляют недостающие детали.

- Развитие оптико-пространственного праксиса. Складывание разрезных картинок по теме.

- Развитие зрительного внимания, памяти. Игры «Что пропало?», «Что добавилось?»

6. Развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте:

Закрепление характеристики звука /и/ — гласный звук, произносится свободно, без преград, будем обозначать красным кружком.

Упражнение детей в выделении звука на слух. Игры и упражнения:

- «Хлопните в ладоши, если услышите звук /и/», «Поймайте звук» (из ряда звуков, слогов, начала слов);

- «Отгадайте первый звук слова» или «Звук потерялся»;

- Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи, стр. 20 – 21, упр. 27-32.

- Игра «Отгадайте, где живет звук»: упражнение детей в определении позиции звука /и/ в словах.

Игры с картинками:

- подбор картинок на заданный звук (в начале и конце слов);

- «Четвертый — лишний»;

- припоминание картинок, которые использовались на занятии, во время игр.

7.Работа над звукопроизношением по индивидуальным альбомам детей.

Старшая группа Ноябрь, I неделя

Лексическая тема «Посуда»

1.Развитие лексико-грамматического строя речи.

- Уточнение и расширение представлений детей о посуде, ее назначении, материалах, из которых она изготовлена.

- Расширение объема правильно произносимых существительных: чайник, кастрюля, сковорода, ковш, тарелка, вилка, ложка, нож, масленка, солонка, хлебница, сахарница, салатница, ручка, крышка, носик;
прилагательных: стеклянный, фарфоровый, металлический, деревянный, пластмассовый;

- глаголов: пить, есть, готовить, резать, чистить.

- Обучение группировке предметов по признакам их соотнесенности и на этой основе развитие понимания обобщающего значения слов, формирование родовых и видовых обобщающих понятий: кухонная посуда, столовая посуда, чайная посуда.

- Обеспечение понимания и использования в речи слов-антонимов: большой — маленький, мелкий — глубокий, старый – новый.

-Иллюстрированный материал и художественная литература: С.Вохринцева Методическое пособие для педагогов и родителей. Посуда. Т.Сорокина «Семья».

К. Чуковский «Федорино горе».

- Игры и упражнения:

игры с мячом «Какой, какая, какое?» (образование относительных прилагательных), «Один – много» (образование множественного числа сущ.), «Посчитаем посуду» (от 1 до 10-ти);
Васильева С.А., Мирясова В.И. Тематический словарь в картинках: Мир человека: Посуда. Продукты питания: игры «День рождения Кати», «Чего не хватает?», «Из чего сделана посуда?», «Найди пару», «Столовая».

2.Развитие связной речи.

Составление описательных рассказов о посуде по плану. Используем «Тематический словарь в картинках. Посуда»

3.Развитие общей и мелкой моторики.

- Координация речи с движением. Упражнение «Посуда»
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи, стр.127.

- Пальчиковая гимнастика «Помощники»
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи, стр. 128.

- Упражнение «Укрась чашку» (варианты украшений – бумажная аппликация, выкладывание узоров из бусинок, пшена, чечевицы).

4.Развитие общих речевых навыков, артикуляционной моторики:

- Упражнение «Суп кипит»- воспитание направленной воздушной струи, развитие силы выдоха.

- Развитие речевого дыхания и закрепление изолированных звуков /с/, /с,/, /з/, /з,/, /ш/, /ж/ — игра «Загони мяч в ворота» (отмечаются дети, которым необходимо закреплять данные изолированные звуки).

- Ежедневная артикуляционная гимнастика подгруппой и индивидуально:
«печём блинчики», «улыбочка», «трубочка», «улыбочка» — «трубочка», «лопаточка», «чашечка», «иголочка», «часики», «почистим зубки» (нижние, потом верхние, удерживая губы в улыбке), «лошадка» (зубы сомкнуты), «грибок», «бублик», «качели».

5.Игры на развитие психических процессов:

- Развитие зрительного внимания, мышления, связной речи.

Игра «Что лишнее?»: дифференциация посуды по видам.

- Развитие слухового внимания, элементарных математических представлений. Упр. «Слушай и считай»
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи, стр.304.

- Развитие оптико-пространственного праксиса. Игра «Разбитые чашки» (разрезные картинки).

6. Развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте:

Закрепление характеристики звука /и/ — гласный звук, произносится свободно, без преград, будем обозначать красным кружком.

Упражнение в определении позиции звука /и/ в словах, игра «Где живёт звук?».

Закрепление буквы «И»:

- заучивание стихотворения о букве:

Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек?
- Три!
А какая буква?
- И! (Е.Тарлапан)

- игра «Буквенный фриз»: выкладывание буквы из бумажных полосок;

- обведение буквы по контуру, раскрашивание (украшение) буквы или штриховка;

- игра «Узнай букву»: ребенок закрывает глаза, а педагог «пишет» на руке ребенка закрепляемую букву.

7.Работа над звукопроизношением по индивидуальным альбомам детей.

Список используемой и рекомендованной литературы:

1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям /Для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. — СПб, 2005.
2. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. — СПб, 2001.
3.Вохринцева С. Методическое пособие для педагогов и родителей.
4. Голубина Т.С. Чему научит клеточка. — М., 2001.
5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР. — М., 2000.
6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические
занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. — М., 2001.
7. Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. — М., 1995.
8.Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. — СПб, 2003.
9. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. — М., 1994.
10.Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. ­М., 1999.

Николенко О.В.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Социализация детей с ОВЗ в среде типично развивающихся дошкольников Социализация детей с ОВЗ в среде типично развивающихся дошкольников
Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Преодоление расстройств произносительной стороны речи у пациентов с эфферентной моторной афазией Преодоление расстройств произносительной стороны речи у пациентов с эфферентной моторной афазией
Традиционные и инновационные технологии в развитии мелкой моторики дошкольников с ОВЗ Традиционные и инновационные технологии в развитии мелкой моторики дошкольников с ОВЗ

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.