Профилактика дисграфии в системе комплексной коррекционной работы по преодолению ОНР у дошкольников

Оптическая дисграфияВ данной статье раскрывается организация комплексного подхода при профилактике дисграфии. Именно при тесном сотрудничестве логопеда, воспитателя, а также семьи возможно выстроить успешную коррекционную и профилактическую работу по преодолению дисграфии, т.к. этот процесс длительный и трудоемкий. Комплексный подход позволяет провести профилактику возникновения нарушений на разных уровнях воздействия на ребенка.

Профилактика дисграфии в системе комплексной коррекционной работы по преодолению ОНР у дошкольников

Дисграфия – составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ, является серьезным препятствием в овладении грамотой и усвоении родного языка. Сегодня проблема формирования предпосылок к овладению устной и письменной речью детьми с различными речевыми нарушениями является актуальной как никогда ранее.
Практика учителей начальных классов, а также специальные исследования показывают, что дети с различными уровнями речевого развития, характером речевых нарушений хуже адаптируются к новой социальной среде, недостаточно усваивают программу в силу особенностей базовых психических процессов и функций, мыслительной деятельности, запоминания, недостаточно развитой мелкой моторики пальцев рук, скоординированности движений и др.

Письмо и письменная речь являются сложными системными и произвольными психическими процессами, включающим совместную работу различных анализаторов, что обуславливает трудности в ее овладении младшими школьниками. Для этого необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений. С этой целью должны быть объединены усилия всех специалистов, а также родителей детей, имеющих нарушения речи.

В коррекционной работе логопеда выделяются следующие разделы:

  1. развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза;
  2. коррекция звукопроизношения;
  3. развитие лексического словаря, грамматического строя речи, связной речи;
  4. коррекция слоговой структуры слов;
  5. развитие артикуляционной моторики, мелкой моторики рук, общей моторики, согласованности речи и движения.

Эта коррекционная работа выстраивается на групповых занятиях по обучению грамоте, формированию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи, а также на индивидуальных занятиях.

Предупреждение дисграфии базируется на:

Комплексная коррекционная работа

Логопед Воспитатель Родители

Коррекция  звукопроизношения.

Постановка звуков, начальная автоматизация, закрепление звуков в речи Контроль поставленных звуков в режимных моментах Автоматизация поставленных звуков, контроль в повседневной жизнедеятельности

Развитие фонематических функций, звукового анализа и синтеза

1. Узнавание неречевых звуков.Игры: кто голос подает?; Что звучит?; Громко — тихо;  Далеко- близко; Что за ширмой?; найди такой же предмет.2.

Разложи картинки  две стопки – на синее и зеленое поле. Слова, которые начинаются с мягких звуков, будут на зеленом поле, с твердых – на синем.

3. Различие слов, близких по звуковому составу.

Игры: Дай нужную картинку: сом — ком, точка — дочка, бак — мак;

Подбери картинку – «похожку», которая звучит очень похоже;

4. Дифференциация фонем. (са-ша-са; ко-го-ко)

5. Развитие навыков элементарного звукового анализа. (назови 1-й звук в слове «дом»; последний в слове «улитка»)

1.Различие одинаковых слов, фраз, звуков.2.Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [О] и топни ножкой, когда услышишь звук [У]. 1.Дифференциация слогов.Игры: Поговорим на тарабарском языке. Что лишнее? ( та – та – та  –ту).Скажи наоборот (та –тя; мю – му;)

Профилактика на уровне буквы

«Буква сломалась» — дописать недостающие элементы. Игры: «Что изменилось?, Какой буквы не стало?, Поставь буквы в первоначальном порядке.»6 Придумывание слов на данную букву в различной позиции: в начале, в      середине, в конце слова.  Игры на развитие ориентировки в пространстве, на себе, на листе бумаги.  Усвоение понятий: верх, низ, право, лево, середина, верхний правый угол, верхний левый угол, нижний левый угол, нижний правый угол.-Рисование орнаментов в воздухе и на листе.-Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами.

2. Выкладывание букв из палочек, фасоли, бусин, крупы, нитками.

Определение контурных, заштрихованных, наложенных предметов и букв.Нахождение букв в геометрических фигурах, наложенных друг на друга, написанные одна на фоне другой.

Профилактика на уровне слога

1. Составление схем слогов, используя звуковые символы, из букв разрезной азбуки, печатание, чтение.2. Анализ прямых и обратных слогов, записать, прочитать.3. Подбор слогов по схемам.

1.Чтение слогов с использованием «движущихся окошечек». 1.Придумывание слов на заданный слог: «ро» — за, ро — ща, ро — бот и т.д.

Профилактика на уровне слова

1.Дифференциация  слов-предметов (——), слов-действий (      ), слов-признаков (    ) и обозначение их графически.2.Разделить слова на слоги, составление слоговых схем3.Придумывание слов к заданному ритмическому рисунку

(та – дом; та — та – вода;  та-та-та – у – ли — ца).

4.Игры: «Слово рассыпалось»; Объедини слоги в слово…

1.Подобрать нужное слово:- По опорным признакам — белое, теплое, парное? — молоко- По обобщающим понятиям: какое слово лишнее и почему?-(вторник, среда, зима, четверг)

- Добавь нужное слово — волк, лиса, заяц…

- Назвать одним словом — яблоко, груша, абрикос…

2.Знакомство с многозначными словами (нос корабля, нос человека).

1.Подбор родственных слов.2. Составление одного слова из двух (длинная шея – длинношеий).3. «Какие два слова спрятались в одном?» (снегоход – снег ходит).

4. Подбор синонимов к существительным, прилагательным, глаголам (добрый ласковый, нежный).

5. Подбор антонимов (день-ночь).

Профилактика на уровне словосочетания

1.Образование притяжательных и относительных прилагательных, согласование их с существительными. Суп из фасоли — какой?, голова медведя – чья?2.Исправить ошибку. Трусливая заяц(трусливый).3.Согласование существительных с числительными 1, 2, 5; со словами: один, много. 1.Подбор существительных прилагательному. О чем можно сказать: снежная, снежный, снежное, снежные? 1.Согласование существительных с глаголами: Лиса что делает?

Профилактика на уровне предложения

1.Знакомство с термином предложение. Составление, подбор схемы.2.Называние картинок после их показа в том же порядке.3.Восстановление нарушенной последовательности показанного ряда картинок.

4.Игра: «Живые слова». Дети встают в ряд, называя слова предложения.

5.Исправь ошибку: «Какое слово потерялось?»

-пропуск предлогов: Интересная книга стоит … полке.

-пропуск существительных: Интересная книга стоит на….

-пропуск прилагательных: … мне подарили очень …кошку.

-пропуск глаголов:     Мне …..очень красивую кошку.

1.Выделение границ предложений на слух. Игра: «Хлопни в ладоши, когда закончится предложение». 1.Повторение ряда слов в данной последовательности.

Профилактика на уровне связной речи

1.Составление описательных рассказов с использованием мнемотаблиц.2.Составление рассказов по заданному началу или концу рассказа.3. Составление рассказа по сюжетной картинке.

4.Чтение небольших текстов, где некоторые части речи  заменены картинками.

1.Составление рассказов по серии картинок. 1.Составление связных рассказов по картинкам — алгоритмам2.Пересказ по вопросам.

Развитие неречевых психических функций

Все психические процессы у ребёнка – восприятие, память, воображение, мышление – развиваются с прямым участием речи.  Работа по развитию неречевых психических функций так или иначе органично вписывается в каждое логопедическое занятие с детьми.

- В правильно организованной работе логопеда с детьми дошкольного возраста, страдающими ОНР, затронуты все основные направления профилактики дисграфии.

- Эффективнее начинать и проводить коррекционную работу по профилактике дисграфии с детьми дошкольного возраста этим и обусловлена актуальность проводимой работы.

Пичкобий А.В.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Дисграфия Метки: 

Сейчас читают:

Профилактика оптической дисграфии у учащихся начальной школы в условиях логопедического пункта Профилактика оптической дисграфии у учащихся начальной школы в условиях логопедического пункта
Профилактика нарушений устной и письменной речи у детей дошкольного возраста Профилактика нарушений устной и письменной речи у детей дошкольного возраста
Дисграфия у детей с ринолалией Дисграфия у детей с ринолалией
Нарушения письменной речи младших школьников Нарушения письменной речи младших школьников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.