Организация и содержание работы по формированию готовности детей дошкольного возраста к овладению грамотой. Методика обучения чтению Н.А. Зайцева

Дидактическое пособие Кубики может быть самостоятельно изготовлено логопедом.В представленном материале описана организация и содержание работы по формированию готовности детей дошкольного возраста к овладению грамотой. Как вариант работы по успешному обучению дошкольников грамоте, рассматривается методика обучения чтению Н.А. Зайцева. Описаны основные принципы целой системы раннего развития детей, достоинства и недостатки методики Н.А. Зайцева.

«Организация и содержание работы по формированию готовности детей дошкольного возраста к овладению грамотой. Методика обучения чтению Н.А. Зайцева»

Овладение грамотой детьми дошкольного возраста

В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Казалось бы речь ребенка понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования.

Небольшие отклонения в речевом развитии не беспокоят родителей, но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму, дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат- плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз.

Еще одна причина актуальности этой проблемы-возросшее требование школ, особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований — готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звукослоговым и лексико-синтаксическим анализам и синтезам до поступления в школу.

Кроме того, букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации детей к условиям жизни и обучения. Педагогическая практика показывает, что читающие ребята чувствуют себя более уверенно и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.

Так же занятия по подготовке детей к овладения грамотой носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности ребенка.

В наше время «рынок» педагогических услуг весьма разнообразен и стихиен: появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте, причем не всегда высшего качества. Разумеется есть и полезные для дошкольника методики, а есть и такие, которые приведут к желаемой цели (научат ребенка читать и писать, но не будут развивать самого ребенка.

Под развитием в данной области понимается органичное и своевременное освоение ребенком родного языка, осознание основ грамотности при письме, умственное развитие.

Выбирая методику обучения дошкольников грамоте нужно учитывать возрастные особенностей детей дошкольного возраста.

Дети постигают определенную систему закономерностей родного языка: учатся слышать звуки, различают гласные (ударные и безударные), согласные (твердые и мягкие), сравнивают слова по звучанию, делят слова на слоги.

Позже дети учатся делить речевой поток на предложения, предложения на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, употребляя грамматические правила написания, овладевают послоговым и слитным способами чтения.

Важно отметить, что обучение чтению при этом, не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте. Дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.

Организация и содержание работы по формированию готовности детей дошкольного возраста к овладению грамотой.

Содержание работы по формированию готовности детей дошкольного возраста к овладению грамотой ведётся в нескольких направлениях:

  • Совершенствование фонематических процессов
  • Расширение лексико-грамматических представлений и развитие словаря
  • Развитие связной речи
  • Развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации

По первому направлению коррекционной работы — совершенствование фонематических процессов, рекомендуется использовать следующие методические приемы:

1. при закреплении понятия «гласные звуки»:

- упражнение в пропевании звуков. Логопед показывает символ гласного звука и просит ребенка пропеть хорошо знакомую песенку на этот гласный звук;
-выделение гласного в начале слова, в конце слова, в середине односложных слов;
-игра «Разберем картинки». Логопед выдает ребенку картинки (аист, утка, арбуз, апельсин, удочка, улитка, автобус), символы гласных звуков А и У и просит ребенка разложить картинки;
- «Прочитай». Логопед показывает символы (3 символа) и просит ребенка назвать звуки. Затем просит назвать первый (последний) звук;
- «Разберем картинки» (звук А), «Найди ошибки у Незнайки». Логопед дает ребенку картинки (игрушки, индюк, иголка, лук), просит убрать лишнюю картинку и объяснить почему.
- «Назови лишнее слово» (азбука, апельсин, жук, арбуз).
-подбор слов на гласные звуки.

2. при работе над согласными звуками:

-выделение изученных согласных звуков из слова (начало, конец, середина слова);
-сказки логопедического содержания. Например, «Сказка о Миле и Маше», где даются характеристики девочкам: Мила добрая, нежная, Маша упрямая, постоянно ссорится;
-работа со схемами. Логопед просит ребенка придумать слово к схеме, отобрать картинки, нарисовать предметы, названия которых соответствуют схеме;
-игра «Разложи по полочкам». Логопед выдает ребенку картинки, содержащие оппозиционные звуки по твердости-мягкости, глухости-звонкости, и просит ребенка «разложить картинки по полочкам»;
- игра «Составь слово». Логопед дает ребенку набор букв и просит его сложить слово;
-выкладывание букв из деталей («Буквенный конструктор»), палочек, ниточек, мозаики.

3. при закреплении понятий «слог», «слово», «предложение»:

-работа со слоговыми таблицами. Чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами;
-прием определения количества слогов по количеству хлопков, числу ударов мяча об пол;
-работа со схемами. Упражнение «Придумай предложение» к схеме (схемы предложений без предлогов и с предлогами).

С целью расширения лексико-грамматических представлений и развития словаря, рекомендуется использовать следующие методические упражнения и игры:

- игры «Один — много», «Лови и называй». Логопед бросает ребенку мяч, называет слова, которые обозначают один предмет, и просит ребенка, посылая мяч обратно, назвать это слово, стоящее во множественном числе;
-игровое упражнение «Продолжи» (словообразование и словоизменение):

а) стол — столов, дом – домов, трава — …;
б) дерево — деревянный, бумага — бумажный, пух — ….;
в) дом – домик, гриб — грибок, карандаш- ….;
г) лиса-лисенок, медведь – медвежонок, корова- …;
д) строить — строитель, покупать — покупатель, читать — …
е) тяжелый — тяжелее, темный — темнее, добрый-…;
ж) два гуся – пять гусей, две елки — пять…;

-сказки с содержанием прилагательных в сравнительной степени («Три медведя», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и др.)
-подбор определений к словам. Игра с кубом «Подбери словечко». На гранях куба расположены иллюстрации различных предметов, времен года. Ребенок вращает куб, называет выпавшую иллюстрацию, и дети по очереди подбирают слова, отвечающие на вопрос какой?;
- игра «Узнай предмет по описанию». Сначала логопед дает отдельные характеристики предметов, например: кислый, желтый, круглый, а дети должны догадаться, что это за предмет. Затем дети сами загадывают предмет, давая его описание;
-практические задания с предметами. Логопед дает ребенку любой предмет и просит положить (переложить) его в указанное им место;
-игра с кубом «Предлоги», упражнение «Вставь предлог», «Скажи наоборот»;
-упражнения «Найди ошибку» (детям предлагается послушать предложения, где дано неправильное употребление несклоняемых имен существительных, и спросить, правильно ли то, что они услышали, можно ли так сказать, как сказать по-другому), «Составим письмо Буратино» (с включением в текст несклоняемых имен существительных);
-игры и упражнения, направленные на классификацию предметов, определение обобщающих понятий: игра «Четвертый — лишний» (исключение из данной группы слов, не обладающих данным признаком), игра «Магазин» (разложить предметы по отделам магазина), игры по лексической теме «Профессии» (разложить предметы, или , наоборот, назвать предметы, необходимые для работы человеку той или иной специальности);
-игры и упражнения «Кто больше назовет?», «Скажи наоборот», «Скажи по — другому» (обогащение словаря за счет антонимов и синонимов); составление предложений с синонимами и антонимами;
-толкование пословиц и фразеологизмов. Упражнение «Когда так говорят?».

По третьему направлению — развитие связной речи, работа проводится на основе составления сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, составления рассказов по картине и серии сюжетных картин.

Рекомендуется использовать следующие упражнения:

-упражнение «Составь предложение с данным словом, словосочетанием, со словами синонимичного ряда»;
-упражнение «Составь рассказ» (дается начало и конец рассказа);
-игра «Фантазеры» (составление рассказа с элементами творчества: придумать событие до и после сюжета, изображенного на картине, с включением диалога между героями, высказывании своего отношения к происходящему);
-пересказ с изменением лица автора;
-пересказ с использованием опорных сигналов (сюжетных картинок, картинно-графических схем)
-коллективный пересказ (пересказ текста по одному предложению, передавая мяч по кругу);
-игра «Сказочный зверь» (по аналогии с игрой «Да-нет»): логопед называет сказку, в которой встречается животное-герой сказки, а ребенок старается отгадать задуманного героя, задавая вопросы. Условие: логопед говорит только «да» или «нет»;
-инсценирование небольших литературных произведений.

Четвертое направление — развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации (пальчиковые игры – упражнения, озвученные стихотворными текстами, упражнения на сжатие, расслабление, растяжение мышц руки, образцы заданий, направленные на развитие зрительно-двигательной координации (рисование линий – «прямые и фигурные дорожки», рисование по точкам, контурам, по клеточкам).

Предложенные методические рекомендации могут быть использованы педагогами, родителями для занятия с детьми старшего дошкольного возраста.

Особое внимание предлагаем уделять игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников грамоте и являются существенным компонентом этого обучения.

Методика обучения чтению Н.А. Зайцева

Методика Николая Александровича Зайцева сегодня считается одной из лучших развивающих систем для обучения дошкольников чтению, письму и счету.

Этот метод универсален — он прекрасно подходит для работы и с полуторагодовалыми детьми, и с трёхлетками, и с ребятами постарше. Более того, система Зайцева дает очень хорошие результаты и при работе с малышами с задержкой развития, а также со слабовидящими, слабослышащими и глухим детишками.

Также кубики и таблицы Зайцева с успехом применяют для обучения иностранцев русскому языку.

Учиться, играя

Методика занятий по кубикам Зайцева основывается на огромном педагогическом опыте Николая Александровича. Её создатель — не теоретик. В течение многих лет он работал в различных детских учреждениях и наблюдал как за нормально развивающимися малышами, так и за теми, у кого были какие-либо проблемы или отставания. В результате этого возникла целая система раннего развития детей, основанная на следующих базовых принципах:

Принцип первый — отсутствие принуждения. Дети учатся, играя. Иногда они даже не подозревают о том, что идет учебный процесс, ведь нет никаких столов или парт, малыши могут бегать, сидеть, подходить ближе или стоять в сторонке — как им больше нравится. Детям совершенно не обязательно повторять слова за педагогом — всё происходит только на добровольных началах.

Принцип второй — чтение по складам. Дети не учат буквы, а читают сразу по складам. Только не путайте со слогами! Склад — это речевая единица метода Зайцева, это пара согласный-гласный, или согласный и твёрдый или мягкий знак, или одна буква. Все склады записаны в таблицах и на гранях кубиков.

Принцип третий — начинаем с «письма». Дети показывают в таблице нужные склады или находят кубики для составления слова, то есть они превращают звуки в знаки — а, ведь, это и есть письмо! Суть метода Зайцева в том, чтобы показывать ребёнку слова, а не объяснять, как отдельные буквы сливаются в слоги, а потом в слова.

Принцип четвёртый — использование нескольких органов чувств. При обучении задействуются слух, зрение и осязание, кубиков очень много — большие и маленькие; лёгкие и тяжёлые; «золотые», «железные», «деревянные» и белые; с разными наполнителями, которые звучат звонче или глуше. Надписи на кубиках яркие, чёткие, разноцветные — их видно издалека. «Звучащие» кубики становятся одной из самых любимых игрушек практически всех малышей, начиная месяцев с шести.

Эти принципы — основа обучения по методу Зайцева. Ведь развитие интеллекта у детей до года происходит не так, как у семилетних.

Маленькие дети не умеют мыслить аналитически, им трудно превращать абстрактные буквы в звуки, а затем складывать их в слова, зато они особенно восприимчивы к сигналам, поступающим от органов чувств. Поэтому кубики помогают различать разные звуки — гласные и согласные, мягкие и твёрдые.

Когда и сколько заниматься

Кубики Зайцева и методика обучения чтению может применяться практически везде — в детских садах, в школах или в домашних условиях, конечно, лучшие результаты дают групповые занятия под руководством опытного педагога.

При правильном подходе и выполнении всех правил методики, шестилетние дети начинают читать уже через несколько занятий, четырёхлетние малыши — примерно после 16–20 занятий, а двух-трёхлетние — через шесть-девять месяцев.

Методика Зайцева предусматривает два занятия в неделю по 30–60 минут. Если вы занимаетесь дома, то можете выделять для обучения столько времени, сколько посчитаете нужным. Если ребенку это будет действительно интересно, можно заниматься ежедневно по 30 минут в день. Причём, совершенно не обязательно придерживаться какого-то строгого графика — главное, чтобы у ребёнка было хорошее настроение и желание! Ни в коем случае не нужно его заставлять или отрывать от любимых занятий. Обучение должно быть интересной игрой и не должно вызывать отрицательных эмоций.

Знакомить детей с кубиками Зайцева можно с трёх месяцев. Конечно, сначала их нужно использовать просто в роли погремушек. А вот начиная с 6-ти месяцев из кубиков можно иногда составлять простейшие слова, называть и показывать их. Например, шкаф, стол, стул, мишка…

С двух-трёх лет можно уже начинать обучение чтению.

Занятия по методу Зайцева

Сегодня «Кубики Зайцева» можно купить в очень многих магазинах детских товаров. В набор, как правило, входят:

6 картонных листов с таблицами, формат 520×720 мм;
4 листа с таблицами, формат 360×520 мм;
61 кубик из картона (50×50 мм и 60×60 мм);
аудио CD-диск;
цветной «Учебник для родителей, воспитателей, учителей»;
упаковочная коробка.

Таблицы

Перед началом занятий нужно склеить таблицы и повесить их на стену. Высота, на которой располагаются таблицы, зависит от того, сколько малышей будет заниматься одновременно.

Для групповых занятий. В классах, как правило, таблицы вешают на расстоянии 160–170 сантиметров от пола — так всем будет хорошо видно. Под таблицами располагают три полки — на них малыши складывают из кубиков слова. В классе обязательно должна быть длинная указка — ею педагог и дети будут показывать склады и «писать» слова. Кубики не нужно сортировать — малыши должны научиться сами быстро находить нужные склады.

Для домашних занятий. Для одного ребёнка таблицы крепятся таким образом, чтобы они располагались чуть выше его роста. Ну, а складывать кубики можно просто на столе.

Кубики

Если вы купили заготовки, то их предварительно придется собрать или склеить. Даже если малыш изъявил желание сделать это самостоятельно, лучше проконтролировать процесс — тогда у него не возникнет соблазн «распотрошить» «звенящий» кубик и изучить его начинку.

Бумажные кубики имеет смысл укрепить картоном изнутри и скотчем по рёбрам. Самые часто употребляемые склады лучше всего «продублировать». Перед сборкой просто скопируйте изображения и сделайте несколько одинаковых кубиков — тогда малыш, без проблем, сможет складывать любые слова.

Аудио-диск

Занятия по кубикам Зайцева обычно проводятся с музыкальным сопровождением. В комплект входит аудио CD-диск, на котором записано 35 мелодий.

Под них дети на каждом занятии будут «пропевать» все склады. Это очень важная часть обучения, т. к. малыши учатся внятно и чётко проговаривать звуки. Игровой принцип делает этот процесс весёлым и неутомительным — как правило, дети с огромным удовольствием поют вместе со взрослыми.

Кстати, многие воспитатели и родители отмечают, что после обучения по методу Зайцева речь у ребёнка становится гораздо чище.

Достоинства методики Зайцева

Их немало! Приверженцы этой системы обучения отмечают, что:

Дети достаточно быстро начинают бегло читать. Причем, чтение не воспринимается как что-то сложное и требующее дополнительных усилий — всё происходит в игре, как будто «само собой».

Улучшается память, развивается способность к логическому мышлению.

Дети подсознательно запоминают правильное написание слов.

Регулярное проговаривание слов выправляет недостатки речи, ребёнок начинает говорить более чисто и внятно.

Резко расширяется словарный запас.

Тренируется — а иногда даже улучшается! — зрение, т. к. глаза постоянно должны следить за указкой.

Занятия не вредят здоровью — дети много двигаются, они вынуждены поднимать голову, что очень полезно для осанки.

Формируется способность к концентрации, ребёнок учится работать самостоятельно.

Метод Зайцева универсален, он подходит детям любого возраста, может применяться для обучения детей с различными отклонениями.

Методика достаточно проста, при определенном упорстве ее могут использовать даже «неподготовленные» родители, в домашних условиях.

Недостатки методики

Впрочем, отзывы о кубиках Зайцева не только положительные — у некоторых родителей и педагогов имеется множество претензии к данной методике. И не сказать о них — просто не честно:

Главным недостатком метода Зайцева является его несовместимость с официальной школьной программой.

В школе детям приходится переучиваться с чтения по складам на чтение по слогам. И иногда этот процесс проходит очень болезненно.

Цветовая гамма кубиков не соответствует цветовой гамме, которая принята в школе для обозначения согласных, гласных, звонких и глухих звуков.

Дети, выучившиеся по методу Зайцева, с трудом осваивают разбор слова по составу и фонетический разбор — ведь они привыкли делить слова только по складам.

Пособия для занятий стоят дорого, они довольно громоздкие и требуют много времени на сборку.
Не у всех родителей получается быстро научить ребёнка чтению. Метод больше подходит для занятий с опытным педагогом.

Вывод

Как видите, обучение по кубикам Зайцева — несомненно, очень интересный и достойный внимания метод. Он хорош тем, что подходит любым детям, независимо от возраста, способностей и темперамента.
Пользоваться же кубиками или положиться на классические способы обучения — решать только вам.

Вилкова Е.В.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.