Отчет о самообследовании учителя-логопеда

Документация логопедаУбеждена, что учитель-логопед должен находиться в постоянном поиске путей повышения эффективности логопедической работы, совершенствовать имеющийся опыт, повышать уровень своей компетентности. Одним из важнейших средств, способствующих решению этих задач, является аттестация. За период подготовки к аттестации я прошла большое количество обучающих курсов, мастер-классов, круглых столов, вебинаров, конкурсов, познакомилась с новыми образовательными технологиями, которые принесли новые современные знания и победы различного уровня, помогли почувствовать себя увереннее в профессиональном плане.

Представляю вам отчет о самообследовании учителя-логопеда – текст, который раскрывает особенности моей профессиональной деятельности и перспективы её развития.

Отчет о самообследовании Домрачевой Надежды Валентиновны, учителя-логопеда муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №26 города Сургута

Раздел 1. Профессиональное образование

1.1. Высшее профессиональное образование: Санкт-Петербургский институт специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга, 2003г, специальность «Логопедия», квалификация «учитель-логопед»; Канашское педагогическое училище, 1978г., специальность «Воспитание в дошкольных учреждениях», квалификация «воспитатель в дошкольных учреждениях».

1.2. Курсы повышения квалификации: «Актуальные проблемы логопедии», «Нарушения звукопроизношения у детей. Коррекция звукопроизношения при дизартрии. Использование логопедических постановочных зондов», «Логопедический и зондовый массаж в коррекции дизартрии», «Организация индивидуальной и групповой логопедической работы с ребенком с дизартрией» (АНО «Логопед плюс», 144 ч., 2014г); «Организационно-методические условия проведения дополнительных оздоровительных занятий по физической культуре с лечебно-корректирующей и профилактической направленностью» (ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАО-Югры» (72 ч., 2014г).

1.3.Результаты дополнительного профессионального образования систематически применяю в педагогической деятельности в рамках реализации методической площадки по направлению «Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС НОО» (2013г.-2014г.), в рамках реализации «пилотной» площадки опережающего введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (2015г.); разработала и применяю адаптированную программу по коррекции звукопроизношения с применением зондового массажа для обучающихся 1 класса с ОВЗ VI вида; с детьми со стертой формой дизартрии провожу логопедические занятия с использованием метода биоэнергопластики, одно из таких занятий по коррекции слоговой структуры слова опубликовано на сайте «Логопед.ру».

1.4. В целях развития профессионально значимых компетенций, необходимых для осуществления педагогической деятельности, систематически прохожу КПК, принимаю участие в городских мероприятиях Ресурсных центров по вопросам инклюзивного образования, вебинарах «Мерсибо», круглых столах, городских заседаниях ГМО учителей-логопедов. С 2010 года работаю над темой самообразования: «Формирование слоговой структуры слова в коррекционном обучении младших школьников с дизартрией»; составила и использую учебно-методический комплекс оперативного контроля в виде заданий в тестовой форме по восприятию и воспроизведению слов различной слоговой структуры у детей с дизартрическими нарушениями речи. Диссеминацию педагогического опыта провожу при корпоративном обучении в рамках проведения открытых уроков, семинаров, городских методических объединений учителей-логопедов.

1.5. Одним из ключевых направлений развития образования в автономном округе является использование современных образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися компетенций. В рамках повышения самообразования планирую изучить новые компьютерные технологии, специализированные программно-методические комплексы, максимально активизирующие познавательно-речевую активность младших школьников с ОВЗ.

Раздел 2. Представление о педагогической профессии и педагогической миссии

2.1. Цель моей профессиональной деятельности – это подбор эффективных технологий для индивидуализации и дифференциации коррекционного обучения, создание коррекционно-развивающей среды, способствующей формированию у обучающихся коммуникативных и познавательных учебных действий для полноценного освоения программного материала.

2.2. Цель, связанная с эффективностью работы образовательной организации: повышение профессионального мастерства и личностной культуры для устранения недостатков устной и письменной речи, воспитания у младших школьников умения учиться, формирование у них коммуникации и универсальных учебных действий, обеспечивающих возможность социализации в образовательном учреждении и успешного продолжения образования в основной школе.

2.3. С 2004 года активно внедряю и использую в своей работе технологию коммуникативного обучения. С использованием методов коммуникативной технологии разработала и провожу логопедические занятия с элементами театрализации (опубликованы на логопедических сайтах). Для формирования действий самоконтроля при письме у детей с ОВЗ VII вида разработала и применяю правило проверки записи письма, оформила и распространила индивидуальные электронные тетради с системой графических упражнений; изготовила дидактическое пособие, которое позволяет работать обучающимся с составом слова, способствует тренировке руки и взора в последовательном перемещении в заданном направлении, совершенствует оптико – пространственные представления. Систематически участвую в Интернет — проектах для педагогов: общероссийском проекте «Школа цифрового века» (2014г.), во Всероссийских конкурсах: «Медалинград» — III место, конкурс «Восхождение» — II место, III место – «Вопросита», лауреат — «Рассударики».

2.4. Принимала участие в реализации Программ «Здоровье школьника-плюс» (2010г.), организации и проведении комплекса оздоровительных мероприятий: «День Здоровья» (2010г, 2013г.); подборе логопедического материала по профилактике заболеваний, разработке логопедических занятий по коррекции письменной речи: «Красна речь пословицей», по коррекции звукопроизношения «Автоматизация звука [Р]» (2010г.); для детей дошкольного отделения проекта: «День рождения скороговорок», занятий «В волшебной стране скороговорок» (2011г.), «Путешествие в заповедник» (2012г); логопедической викторины «Всезнайки» в рамках проведения декады литературного чтения (2015г). Разработала и применяю адаптированные образовательные программы: для учащихся 3 класса с ОВЗ VII вида «Коррекция письменной речи», «Коррекция звукопроизношения для младших школьников (2013г); «Коррекция письменной речи» для детей 2 класса, «Коррекция звукопроизношения» для 1 класса с ОВЗ VI вида (2015г).

2.5. Взаимодействие с бюджетным учреждением ХМАО-Югры «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Добрый волшебник» в рамках проведения детского творчества, рождественских конкурсов, организации и проведения международного мероприятия «День инвалидов». Организация встреч совместно с бюджетным учреждением ХМАО-Югры «Центр социального обслуживания «На Калинке», бюджетным учреждением «Детский реабилитационный центр «Росинка» в рамках сохранения и укрепления здоровья учащихся с ОВЗ. Взаимодействую с МКУ «Центр диагностики и консультирования» по вопросам сопровождения детей с трудностями в обучении. Инициирую обследование и консультирование для определения оптимального пути развития ребенка.

2.6. Применяю следующие формы педагогической работы: посещение семьи (знакомство с условиями жизни ребенка), открытые уроки и логопедические занятия (ознакомление родителей с новыми программами, методикой устранения речевых недостатков, требованиями учителя-логопеда), индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о выявленных проблемах в коррекционном обучении учащихся), родительские собрания (обсуждение задач учебно-воспитательной и коррекционной работы, планирование воспитательной и логопедической работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем), родительские ринги (дискуссионные формы общения родителей). Для активизации родительского интереса в вопросах коррекции речи разработала электронный консультативный журнал «Уроки логопеда», информационный проспект «Что? Где? Зачем?», буклеты «Говори и пиши правильно», «Артикуляционная гимнастика». Разработала и практикую ежемесячный выпуск информационного листа для родителей детей с ОВЗ VII вида, в котором дети рассказывают о своих успехах в формировании грамотного письма с использованием грустных и веселых смайликов.

2.7. Стратегической целью развития образования в автономном округе и муниципальной системы образования города Сургута является подготовка человека высокоинтеллектуального, компетентного, способного социально и профессионально адаптироваться в быстро меняющемся мире и стремящегося к инновационному развитию экономики и общества в соответствии с социально значимыми ценностными ориентирами. Профессиональную деятельность выстраиваю в соответствии со стратегическими ориентирами развития образования, определяя для себя реализацию следующих задач: создание оптимально комфортных условий для интеграции (инклюзии) обучения учащихся с ОВЗ, разработку индивидуальных образовательных программ, способствующих социализации и интеграции учащихся, реализацию ФГОС в рамках логопедического сопровождения учащихся, создание безопасной среды в учебно-воспитательном процессе.

2.8. Благодарственное письмо Департамента образования администрации города Сургута (2015г).

Раздел 3. Профессиональная деятельность

3.1. Образовательный процесс обеспечен программно-методической документацией. Для осуществления логопедической работы разработала и апробировала коррекционные программы: 1. «Коррекция письменной речи» для детей с ОВЗ VII вида на основе учебно-методических разработок авторов: Логинова Е.А., Садовникова И.Н., Ефименкова Л.Н.; 2. «Коррекция звукопроизношения» (Ястребова А.В., Винарская Е.Н., Ляпидевский С.С.), утверждены приказом №557 от 30.08 2014г.; 3. «Коррекция письменной речи» для детей 2 класса (Садовникова И.Н, Мазанова И.Н., Ястребова А.В.); 4. «Коррекция звукопроизношения» для детей с ОВЗ VI вида (Мастюкова Е.М., Архипова Е.Ф., Мамайчук И.И,) утверждены приказом №557 от 30.08 2015г. Учитывая слабость психофизиологической основы письма у детей с ОВЗ VII вида разработала и дополнила схему обследования пробами на проверку зрительно-моторной и слухомоторной координации; для детей с нарушением слоговой структуры слова составила и применяю тесты, направленные на восприятие и воспроизведение слов различной структурной сложности в форме слайдовых презентаций. Методические разработки и рекомендации, копилка «Мой опыт», конспекты логопедических занятий, дидактический и наглядный материал оформлены в отдельные папки и постоянно пополняются.

3.2. Для оценки планируемых результатов систематически использую современные оценочные средства. Основная задача контроля знаний обучающихся – выявление уровня правильности, объема, глубины усвоенных знаний, получения информации о характере познавательной деятельности, об уровне самостоятельности и активности обучающихся в учебном процессе. Для определения успешности детей организую текущий контроль и самоконтроль посредством измерительных материалов, диагностик, тестовых заданий. Самостоятельно разработанные тесты с использованием информационных технологий в виде слайдовых презентаций, онлайн-тесты помогают мне заинтересовать детей на конечный результат. Метод тестирования обладает высокой степенью дифференциации обучающихся с ОВЗ по уровню знаний, умений, дает возможность в значительной мере индивидуализировать процесс обучения путем подбора индивидуальных заданий, позволяет прогнозировать темпы и результативность обучения каждого обучающегося. Для оценки уровня коммуникативных учебных действий использую методики Т.А. Фотековой и Т.В. Ахутиной (исследование уровня связной речи), Л.А.Гальперина и Я.А.Микка (адекватное использование языковых средств), А.А.Горчинской (степень выраженности познавательной активности).

3.3. Учет данных психолого-педагогического обследования способствует установлению контакта с ребенком и определению стратегии логопедической работы. Учитывая недоразвитие высших психических функций детей VII вида с ОВЗ, в организацию логопедических занятий обязательно включаю игры и игровые упражнения с использованием сигналов обратной связи (карточки, символы, действия с мячом и хлопками), которые позволяют максимально активизировать психические функции детей и познавательно-речевую активность. Для создания ситуации успеха у детей с ОВЗ в коррекционном процессе реализую технологию проектной деятельности. В 2014 -2015 году обучающиеся с ОВЗ VII вида разработали проект «Испокон века речь растит человека».

3.4. С марта 2013 года по май 2015 года принимала участие в работе методической площадки «Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в условиях введения ФГОС НОО». С 22.05.2015г. принимаю участие в работе «пилотной» площадки опережающего введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, деятельность которой предусматривает комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.

3.5. Транслирование педагогического опыта: опубликованы в городском журнале «Сургутский педагогический вестник» статья «Эффективность нетрадиционных форм логопедических занятий в коррекции устной и письменной речи у младших школьников с ЗПР» (2011г.), конспекты логопедических занятий на логопедических сайтах Болтунишка.ру. (2013г.), (Логопед.ру, 2013г, 2014г.), Логопортал.ру 2013г., 2015г.); представление презентации и видеофильма на заседании городского методического объединения учителей-логопедов «Формирование слоговой структуры слова в коррекционном обучении детей» (2012г, 2015г. – поощрена Благодарственными письмами), участие в семинаре: «Дети-мигранты. Обучение. Воспитание» (2013г.), круглом столе «Социально-педагогические аспекты коррекции отклоняющегося поведения ребёнка в условиях школьно-семейных отношений» (2014г.), в работе городских стажировочных мероприятий Ресурсных центров по вопросам инклюзивного образования (2015г.), в семинаре «Система выявления задатков и развития способностей детей» (2015г.). Являюсь наставником молодого специалиста дошкольного отделения Русановой Юлии Дмитриевны, разработала план по созданию условий для работы и профессионального роста молодого специалиста, способствующий успешному вхождению в профессиональную деятельность.

3.6. Мои ученики активно принимают участие в мероприятиях различного уровня: в школьных конкурсах «Ты в сердце каждого из нас, родная школа» (2014г.), «Оживи букву» (2014г.), «Веснянка» (2015г.); «Этот праздник со слезами на глазах» (2015г.), на школьной научно-практической конференции (2015г.); в городской Олимпиаде «Знай правила ДД»;в российском конкурсе игре «Зимние интеллектуальные игры», в V Международной олимпиаде по Русскому языку ЦДО «Снейл» (2014 г.), в Международном конкурсе-игре по русскому языку «Еж» ЦДО «Снейл» (2014г).

3.7. Участие обучающихся во внеурочной деятельности: мои ученики принимали участие в городской природоохранной акции «Спаси дерево», «Елочка» (2014г.); «Капелька» (2015г.), являются участниками школьного проекта «Подари книгу! (2014г.), конкурса «Веселая цифра» (2014г.), конкурса рисунков «Моя любимая сказка», «Я прививки не боюсь» (2015г), Международной интеллектуальной олимпиады «Осенняя мозаика» (2014 г.)

3.8. Принимала участие в работе экспертной психолого-медико-педагогической комиссии образовательного учреждения по вопросам разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, в составе жюри предметных олимпиад по русскому языку (2014г.), конкурсе чтецов (2015г.).

Раздел 4. Результаты профессиональной деятельности.

4.1. По результатам мониторинга наблюдается положительная динамика сформированности навыков устной и письменной речи, совершенствование слоговой структуры слова, сокращение специфических ошибок письма, развитие лексики и грамматического строя речи, данные которых зафиксированы в логопедических речевых картах, индивидуальных картах развития учащихся с ОВЗ.

4.2. Результаты освоения обучающимися с нарушением речи коррекционно-образовательных программ (мониторинги, цифровые отчеты, анализы) направляются в МКУ «Центр диагностики и консультирования».

4.3. Результаты обучающихся в конкурсах: в XII Всероссийском литературном конкурсе «Строки льются от души» ученик 3 класса с ОВЗ VII вида Толченицин Андрей занял II место (2015 г.), ученица 1 класса Еськова Арина в Международном конкурсе «Гордость России» заняла I место (2015 г.), лауреаты (9 детей) Международной олимпиады – Культура речи и игры – конкурса «Еж» (2014г.).

4.4. В рамках Всероссийского конкурса «Вопросита» ученик 3 класса Клименко Алексей принял участие в Блиц-олимпиаде «Части речи, будем знакомы!» и занял I место (2015 г.), ученица 3 класса с ОВЗ VII вида Якимчук Надежда прошла Блиц-олимпиаду «Чтение – вот лучшее учение» и заняла III место (2015 г.).

4.5. Совместно с коллегами принимала участие в мероприятиях, проведенных образовательным учреждением в статусе методической площадки «комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья» (2013 -2014 уг.год), мероприятиях Ресурсных центров по вопросам инклюзивного образования (2015г), организации и проведении комплекса оздоровительных мероприятий: «День Здоровья» (2010г, 2013г.).

4.6. Взаимодействую с методистом-логопедом МКУ «Центр диагностики и консультирования по вопросам сопровождения детей с ОВЗ VI и VII вида, составлении адаптированных образовательных программ, взаимодействии с родителями. Инициирую обследование и консультирование детей в МКУ «Центр диагностики и консультирования» для определения оптимального пути развития ребенка с трудностями в обучении. Поощрена благодарственными письмами МКУ «Центр диагностики и консультирования».

4.7. Проблемы, связанные с нарушением звукопроизношения, фонематического слуха, развитием мелкой моторики обсуждаются на родительских собраниях и индивидуальных консультациях, где родителям предлагаются пути решения данных проблем (информационные проспекты «Что? Где? Зачем?», буклеты «Говори и пиши правильно» «Упражнения для развития звукового анализа», «Слоговой анализ и синтез слов», «Развиваем фонематический слух» по формированию навыков и умений детей). Вместе с детьми оформили и выпустили электронный журнал: «Арина и её друзья». На страницах журнала дети рассказывают, как они преодолевают речевые проблемы. Журнал полюбился и детям, и родителям, является хорошим стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе.

Раздел 5. Перспективы развития профессиональной деятельности.

5.1.В ходе реализации образовательным учреждением инклюзивной практики возросли требования к проведению дифференциальной логопедической диагностики детей с ОВЗ и разработке индивидуально-ориентированных программ коррекционного воздействия. В связи с этим цели моего дальнейшего саморазвития – это в системе совершенствовать свой научно-методический потенциал, изучать информацию о специфике профессиональной деятельности учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве в целях создания условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития обучающихся с ОВЗ.

5.2. Пути самосовершенствования: курсы повышения квалификации, городские методические объединения логопедов, Ресурсные центры по вопросам сопровождения детей с ОВЗ, педагогические советы ОУ, сетевые педагогические сообщества.

5.3. Способы организации профессионального развития: исследовательская работа по планируемой теме самообразования: «Современные технологии оптимизации письма у младших школьников с ОВЗ», изучение научно-методической и учебной литературы, участие в конференциях и семинарах по вопросам инклюзивной практики, использование электронных ресурсов, посещение занятий коллег и обмен мнениями по вопросам их организации, разработка занятий с использованием современных логопедических технологий и их публикация в сетевых профессиональных сообществах, расширение сетевого взаимодействия с логопедами на муниципальном, региональном уровнях.

Домрачева Н.В.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.