Рекомендации из личного опыта к учителям-логопедам, которые в своей коррекционно-логопедической деятельности также стремятся улучшить базу чтения и навыки грамотного письма у учащихся.
Методическая разработка: «Педагогическая мастерская по коррекции дизорфографии»
Словарные слова.
Работа по формированию и закреплению навыка правописания словарных слов ведется по двум основным направлениям:
- Запоминание зрительного (графического) образа слов.
- Обучение работе с орфографическим словарем.
В начале работы над словарными словами можно предложить детям выучить стихи, подсказывающие им алгоритм действий:
Прежде чем писать слова,
Загляни в словарь всегда!
Чтобы грамотно писать,
Надо запоминать!
I. Виды игр и упражнений, помогающих учащимся запомнить зрительный образ словарных слов.
1. Дидактическая игра «Что растет на грядке?».
— Перед вами грядка, на которой выросли овощи. Но пока неизвестно, какие именно. Вы узнаете это, отгадав загадки.
Любопытный красный нос
По макушку в землю врос,
Лишь торчат на грядке
Зеленые прядки.
Дети отгадывают загадку и открывается закрытый овощ.
Посмотрите на слово: «М . Р К О В Ь». Какая гласная в нем пропущена?
Найдите подсказку на картинке. Выйдете к доске и покажите («опасная» гласная «спрятана» внутри нарисованного овоща).
Проверим: МОРКОВЬ , ставим карточку под изображением овоща.
Аналогичная работа проводится со следующими словами:
КАПУСТА
Сто одежек — и все без застежек. Как надела сто рубах, — Захрустела на зубах.
ПОМИДОР
Я важный и сочный,
И красные щечки.
ГОРОХ
Кругленькие братцы в домике ютятся. В домике зеленом им совсем неплохо. Голова на ножке, в голове горошки.
КАРТОФЕЛЬ
Бела, рассыпчата, вкусна.
И на столе всегда она.
Темы:
- школа (учитель, карандаш, пенал, класс, портфель, тетрадь…)
- птицы (воробей, сорока, соловей…)
- одежда (пальто, платок, ботинки , сапоги, валенки…)
- транспорт (автобус, трамвай, метро, корабль, машина, комбайн…) и т.д.
Непроизносимые согласные.
— Определите непроизносимые согласные в словах: солнце, лестница, местность, праздник, участник…
Буква «прячется» в слове, а вы её спрячьте в рисунке к этому слову.
Подберите проверочные слова к каждому слову и подпишите их на картинке (на лучах солнца, в окошках домов городской местности …).
Слово «лестница» — словарное слово, проверочные слова подобрать нельзя, нужно запомнить его написание. Поэтому напишите это слово на каждой ступеньке вашего рисунка (аналогично «праздник»).
Развитие орфографической зоркости.
В предложенных словах найдите и подчеркните «опасную» букву, т.е. букву, при написании которой необходимо вспомнить какое-либо правило.
Соедините подчеркнутые буквы в слово (фразу, предложение…).
грамм, чайка, трос, честный, следы, Рига, маска, мак, аптека, Яша
(мастерская).
Написание имен существительных с шипящей на конце.
— Распределите картинки в две колонки в зависимости от того, кому больше подходит тот или иной предмет: мужчине или женщине.
Кирпич
Печь
Дочь
Рожь
Тушь
Брошь
Меч
Мяч
Гараж
Ключ (гаечный)
— Назовите картинки, которые у вас ассоциируются с мужчиной. Что общего у этих слов?(имена существительные мужского рода с шипящей на конце).
Назовите картинки, которые у вас ассоциируются с женщиной. Что общего у этих слов? (имена существительные женского рода с шипящей на конце).
Домацких О.В.,
учитель-логопед