Рекомендации из личного опыта к учителям-логопедам, которые в своей коррекционно-логопедической деятельности также стремятся улучшить базу чтения и навыки грамотного письма у учащихся.
Методическая разработка: «Чтение с интересом» — практические рекомендации для улучшения качества чтения»
Если у ребенка в процессе обучения не потерян интерес к чтению, важно интонировать речь, чтобы ребенок читал выразительно, делая паузы между предложениями.
Опыт работы показывает, что чтение и письмо настолько взаимосвязаны, что если страдает чтение — это обязательно отразится на письме.
Если ребенок читает монотонно, не выделяя голосом важные по смыслу слова, неправильно ставит ударение — на письме он будет писать по два, три слова слитно, так как не чувствует границу слов, искажая слова. Даже если это не диктант, а списывание, так как ребенок пишет под свою мысленную диктовку, а при списывании буквы срисовывает. Чаще всего в таком чтении нет пауз между предложениями. На письме ребёнок тоже не будет чувствовать границу’ предложения (без точек, всё со строчной буквы).
Ещё проблема чтения — побуквенное чтение, тогда и побуквенно диктует себе на письме — слово искажается до неузнаваемости. Дети должны правильно диктовать себе, учитель даёт образец. Это будет профилактика дисграфии.
Сейчас наблюдается почти у каждого второго ребёнка неврологический статус — это последствия перинатальной или постнатальной патологии (патология беременности, родовые травмы, заболевания в первые три года жизни).
Как это проявляется? Ребёнок медлителен, общая моторика слаборазвита, мелкая моторика страдает заметно: дрожащий почерк, писчий спазм, (буквы большие, корявые, выходят за строчки, с трудом делает соединение букв, крепко сжимает ручку, быстро утомляется).
Мы обязательно должны учитывать, кто перед нами, в этом и есть суть дифференцированного индивидуального подхода. Когда родители или педагоги подгоняют таких детей: «Быстрее читай или пиши», — может возникнуть рецидив, т.е. ребёнок станет читать или писать ещё хуже. Может появиться тремор век, подёргивание крыльями носа, пошмыгивания, т.е. проявления невротического характера.
Возвратимся к тому, как помочь детям и стимулировать интерес к чтению, что нужно сделать, чтобы речь была интонирована и была осмысленность прочитанного?
С этой целью используются тренировочные задания, которые и прилагаются.
Сколько детей не хотят читать? Много, очень много. И это беда наша, наших детей. А последствия известны всем.
Нынешняя система обучения чтению, основанная на насилии (плохо читаешь — читай больше), приносит издержки, которые мы имеем. А не желающих читать все больше и больше.
Эту проблему может решить только система, основанная на реализации законов развития психик, на стимулировании интересов к процессу чтения.
Ребенок не читает потому, что:
- Обладает малой скоростью мыслительных процессов.
- Его заставляют читать.
- Его чтение оценивают отметкой.
- Он беспомощен перед этой проблемой.
- Его учат читать.
Книга Валерия Эдигея «Учись читать малыш» направлена на решение важной проблемы повышение скорости и усовершенствование техники чтения путём развития мышления ребенка
Все упражнения носят развивающий характер, что делает данный учебник источником творческого вдохновения ученика родителей и педагога.
Анаграммы классифицированы по частям речи: (слова-признаки, слова-действия, слова-предметы), адаптированы для начальной школы, чтобы использовать их не только на уроках чтения, но и на уроках грамматики.
Эти задания легко вписываются в структуру урока снимая напряжение и усталость детей.
ГИРТ
ЕЛВ
СОЛН
ФИЛТУ
Однако здесь не только нужно прочитать слово, но и исключить лишнее. Например тигр, лев, слон — животные, а туфли обувь.
Эти задания для определения и развития умственных способностей человека (логика, обобщение, развитие словарного запаса).
В книге есть рассказы-анаграммы для 1 — 3 классов.
Скажу из опыта работы, большинство учащихся увлекаются процессом расшифровки, им нравится чувствовать себя победителем, тем самым, повышая скорость чтения обычного текста Ребёнок, которому легко читать, обязательно будет читать, и читать без принуждения
Для начинающих читать есть книга Эдигея с таким же названием.
Когда приходят на консультацию домашние, не читающие дети, первое, что я предлагаю родителям это выучить название букв, называя их как звуки, не путать графическое изображение их. Затем выделить из общего количества букв гласные Научится различать гласные звуки и согласные, понять момент образования слогов. Тут на помощь приходит фантазия, например: «Жили себе буквы», жили не тужили, но одиноко им стало, захотелось им друзей иметь.
Пришла к букве «В» буква «А», она тоже захотела дружить, что получиться, когда они рядом, когда дружат? (ВА). Захотелось слогам пользу людям приносить, и из слогов сложились слова. (Ваня, вата).
Детям интересно, они вершители судеб букв, они им могут помочь, и всё это воспринимается на полном серьёзе. Они сами переворачивают страницы: «Давайте дальше будем буквам помогать».
Дома вывешивается таблица слогов, написанная яркими фломастерами. Далее даются упражнения на слияние слогов, развивая синтез и слуховое восприятие, потом эти задания будут письменно.
1. Развиваем синтез и слуховое восприятие.
КА + ША = КАША
ЛУ+НА=ЛУНА
БИ+ЛЕТ=БИЛЕТ
Развиваем синтез и слуховое восприятие.
Прослушать и отхлопать ритмический рисунок. При диктовке слов записать ритмический рисунок
Составить слова из слогов.
КА-МАС, ПА-ШЛЯ, ШОК-МЕ, РЫ-ША, ЛО-МЫ, ЛАП ША, ЧИ-КЛЮ, ЛА-КУК, КА-БА-БУШ.
Составить слова, добавив начальный слог.
(НО)… СОК, (ГРИ)… БЫ, (БЕЛ)… КА
6. Из задания №5 выбери слова соответствующие этим схемам.
7. Измените слова так, чтобы получилось 2, затем 3 слога. Запиши по схеме, выделив гласные.
ДОМ-ДОМА-ДОМИКИ, (ГРИБ, КУСТ, ЛИСТ)
Домацких О.В.,
учитель-логопед