«Чтение с интересом» — практические рекомендации для улучшения качества чтения

Рекомендации из личного опыта к учителям-логопедам, которые в своей коррекционно-логопедической деятельности также стремятся улучшить базу чтения и навыки грамотного письма у учащихся.

ЧтениеМетодическая разработка: «Чтение с интересом» — практические рекомендации для улучшения качества чтения»

Если у ребенка в процессе обучения не потерян интерес к чтению, важно интонировать речь, чтобы ребенок читал выразительно, делая паузы между предложениями.

Опыт работы показывает, что чтение и письмо настолько взаимосвязаны, что если страдает чтение — это обязательно отразится на письме.

Если ребенок читает монотонно, не выделяя голосом важные по смыслу слова, неправильно ставит ударение — на письме он будет писать по два, три слова слитно, так как не чувствует границу слов, искажая слова. Даже если это не диктант, а списывание, так как ребенок пишет под свою мысленную диктовку, а при списывании буквы срисовывает. Чаще всего в таком чтении нет пауз между предложениями. На письме ребёнок тоже не будет чувствовать границу’ предложения (без точек, всё со строчной буквы).

Ещё проблема чтения — побуквенное чтение, тогда и побуквенно диктует себе на письме — слово искажается до неузнаваемости. Дети должны правильно диктовать себе, учитель даёт образец. Это будет профилактика дисграфии.

Сейчас наблюдается почти у каждого второго ребёнка неврологический статус — это последствия перинатальной или постнатальной патологии (патология беременности, родовые травмы, заболевания в первые три года жизни).

Как это проявляется? Ребёнок медлителен, общая моторика слаборазвита, мелкая моторика страдает заметно: дрожащий почерк, писчий спазм, (буквы большие, корявые, выходят за строчки, с трудом делает соединение букв, крепко сжимает ручку, быстро утомляется).

Мы обязательно должны учитывать, кто перед нами, в этом и есть суть дифференцированного индивидуального подхода. Когда родители или педагоги подгоняют таких детей: «Быстрее читай или пиши», — может возникнуть рецидив, т.е. ребёнок станет читать или писать ещё хуже. Может появиться тремор век, подёргивание крыльями носа, пошмыгивания, т.е. проявления невротического характера.

Возвратимся к тому, как помочь детям и стимулировать интерес к чтению, что нужно сделать, чтобы речь была интонирована и была осмысленность прочитанного?

С этой целью используются тренировочные задания, которые и прилагаются.

Сколько детей не хотят читать? Много, очень много. И это беда наша, наших детей. А последствия известны всем.

Нынешняя система обучения чтению, основанная на насилии (плохо читаешь — читай больше), приносит издержки, которые мы имеем. А не желающих читать все больше и больше.

Эту проблему может решить только система, основанная на реализации законов развития психик, на стимулировании интересов к процессу чтения.

Ребенок не читает потому, что:

  1. Обладает малой скоростью мыслительных процессов.
  2. Его заставляют читать.
  3. Его чтение оценивают отметкой.
  4. Он беспомощен перед этой проблемой.
  5. Его учат читать.

Книга Валерия Эдигея «Учись читать малыш» направлена на решение важной проблемы повышение скорости и усовершенствование техники чтения путём развития мышления ребенка

Все упражнения носят развивающий характер, что делает данный учебник источником творческого вдохновения ученика родителей и педагога.

Анаграммы классифицированы по частям речи: (слова-признаки, слова-действия, слова-предметы), адаптированы для начальной школы, чтобы использовать их не только на уроках чтения, но и на уроках грамматики.

Эти задания легко вписываются в структуру урока снимая напряжение и усталость детей.

ГИРТ
ЕЛВ
СОЛН
ФИЛТУ

Однако здесь не только нужно прочитать слово, но и исключить лишнее. Например тигр, лев, слон — животные, а туфли обувь.

Эти задания для определения и развития умственных способностей человека (логика, обобщение, развитие словарного запаса).

В книге есть рассказы-анаграммы для 1 — 3 классов.

Скажу из опыта работы, большинство учащихся увлекаются процессом расшифровки, им нравится чувствовать себя победителем, тем самым, повышая скорость чтения обычного текста Ребёнок, которому легко читать, обязательно будет читать, и читать без принуждения

Для начинающих читать есть книга Эдигея с таким же названием.

Когда приходят на консультацию домашние, не читающие дети, первое, что я предлагаю родителям это выучить название букв, называя их как звуки, не путать графическое изображение их. Затем выделить из общего количества букв гласные Научится различать гласные звуки и согласные, понять момент образования слогов. Тут на помощь приходит фантазия, например: «Жили себе буквы», жили не тужили, но одиноко им стало, захотелось им друзей иметь.

Пришла к букве «В» буква «А», она тоже захотела дружить, что получиться, когда они рядом, когда дружат? (ВА). Захотелось слогам пользу людям приносить, и из слогов сложились слова. (Ваня, вата).

Детям интересно, они вершители судеб букв, они им могут помочь, и всё это воспринимается на полном серьёзе. Они сами переворачивают страницы: «Давайте дальше будем буквам помогать».

Дома вывешивается таблица слогов, написанная яркими фломастерами. Далее даются упражнения на слияние слогов, развивая синтез и слуховое восприятие, потом эти задания будут письменно.

1. Развиваем синтез и слуховое восприятие.

КА + ША = КАША

ЛУ+НА=ЛУНА

БИ+ЛЕТ=БИЛЕТ

Развиваем синтез и слуховое восприятие.

Прослушать и отхлопать ритмический рисунок. При диктовке слов записать ритмический рисунок
Составить слова из слогов.

КА-МАС, ПА-ШЛЯ, ШОК-МЕ, РЫ-ША, ЛО-МЫ, ЛАП ША, ЧИ-КЛЮ, ЛА-КУК, КА-БА-БУШ.

Составить слова, добавив начальный слог.

(НО)… СОК, (ГРИ)… БЫ, (БЕЛ)… КА

6. Из задания №5 выбери слова соответствующие этим схемам.

7. Измените слова так, чтобы получилось 2, затем 3 слога. Запиши по схеме, выделив гласные.

ДОМ-ДОМА-ДОМИКИ, (ГРИБ, КУСТ, ЛИСТ)

Домацких О.В.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.