Упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников. (Советы родителям)

ДетиАннотация. В статье изложена проблема включения родителей в коррекционную работу с ребенком. Родители стать не просто заказчиком образовательных услуг, а активным участником коррекционно-развивающего процесса. В статье даны виды упражнений с детьми, не требующие больших временных затрат от родителей.

Упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников. (Советы родителям)

Важным фактором эффективности логопедической работы с детьми на логопункте дошкольного отделения является взаимодействие учителя-логопеда с родителями.

Количество детей с нарушениями речи с каждым годом увеличивается. Главное же влияние на процесс развития речи ребенка оказывает семья, где ребенок приобретает первоначальные навыки общения.

Большую часть дня ребенок находится в образовательном учреждении. Два раза в неделю ребенок-дошкольник посещает логопедические занятия. И этого, конечно, не достаточно для эффективной коррекционной работы. Роль семьи в оказании помощи в закреплении полученных навыков очень важна.

К сожалению, позиция родителей в этом вопросе не всегда положительная. Отдельные родители игнорируют рекомендации и задания логопеда, часто родители не слышат недостатков речи своих детей, большинство родителей не придает значения нарушениям речи ребенка, считая, что с возрастом все пройдет.

В связи с этим, много внимания приходится уделять просветительской работе с родителями, повышению их педагогической культуры на родительских собраниях, консультациях с использование памяток, рекомендаций по работе с детьми. Приглашаем их на индивидуальные занятия с ребенком. Стараемся помочь родителям увидеть реальную проблему ребенка, помочь им понять своеобразие личности своего ребенка и правильно определить пути коррекционного воздействия.

Организуя работу с родителями, необходимо определить задачи работы, сформировать у них понятие о том, что такое готовность ребенка к школьному обучению. Стараемся убедить их в том, что полученные на занятиях навыки необходимо закреплять, и что такую работу необходимо проводить ежедневно. Если ребенок не понимает и не владеет грамматическими формами родного языка, он будет испытывать затруднения в построении высказываемых мыслей. Такой ребенок, будет испытывать трудности в усвоении учебного материала в школе.

Учитывая, что большинство родителей заняты на работе, предлагаем им проводить «занятия» с детьми с наименьшими затратами времени. Родители часто не понимают, что коррекционные моменты можно использовать в повседневной жизни и обычных ситуациях.

Например, во время завтрака в выходной можно закрепить понятия о семье, адресе. Подготовка к прогулке и сам процесс прогулки помогут закрепить предметные понятия ( обувь, одежда, головные уборы, мебель и т.п.).

Желательно, чтобы ребенок сам одевался (это помогает развивать мелкую моторику). Таким образом мы решаем несколько задач: развиваем познавательные психические процессы, способствуем развитию мелкой моторики, закрепляем навыки общения.

Закрепляя навыки усвоения лексико-грамматического строя речи, предлагаем родителям использовать время в пути от дошкольного учреждения до дома ( как правило оно составляет 10-15 мин.).

Варианты игр для коррекционной работы:

- « Назови одним словом». Родитель называет предметы одной группы, ребенок должен назвать обобщающее понятие ( яблоко, груша, апельсин – что это? И наоборот, назови овощи).

- «Живое-неживое» — Кто это? Что это? ( Ребенок задает вопрос к увиденным предметам).

- «Он, она, оно» — ( Ребенок определяет родовую принадлежность увиденных предметов
( без обозначения понятия рода). «Дорога – она, моя; дом – он, мой, машина – она, моя и т.п.»).

- « Один-много» -ед. и мн. число имен существительных — Ребенок называет предметы ( или родитель называет предмет в ед.числе, а ребенок во множественном, и наоборот) : дом-дома, куртка-куртки и т.п..

- «Чего нет?» – родительный падеж имен существительных единственного и множественного числа ( сначала отрабатывается ед.число, затем мн.) — Ребенок о каждом увиденном предмете говорит « Нет варежки, нет дома ит.д.». Аналогично отрабатывается и мн. число им. существительных. Или родитель спрашивает: что и из чего сделано. Из чего сделан стол, ваза?
( из дерева, из стекла).

- «Что я вижу?» — Винительный падеж имен существительных ед. и мн. числа. « Я вижу дом, я вижу дерево, я вижу машины, я вижу деревья».

- «Что кому нужно». Например, взрослый спрашивает ребенка: -Кому нужны фартук, колпак, кастрюля, половник, нож? (повару).

- Творительный падеж им. существительных. Родители задают ребенку вопросы, а он отвечает.

«Чем мы рисуем?» « Красками, карандашом», « Чем мы едим?» «Ложкой, вилкой» и т.д..

- «Давай похвастаемся». Взроспый говорит: У меня есть карандащ. Ребенок отвечает: -А у меня много каркндашей.

- Предложный падеж им. существительных. Где живет белка ( лиса, собака, птица, муравей)? В норе, в конуре, в гнезде, в муравейнике.

- «Большой-маленький» — уменьшительно-ласкательные формы им.существительных. Родители называют предмет, ребенок образовывает уменьшительно-ласкательную форму. ( дом-домик, дорога-дорожка, дерево-деревце и т.д.).

- Образование им. прилагательных. Родитель: « Сок из яблок – это какой сок?» Ребенок: «Яблочный.» ( каша из гречки – гречневая, варенье из абрикосов – абрикосовое и т.д.).

- «Кто у кого». Взрослый называет животное (птицу), ребенок называет детеныша. ( У зайца – зайчонок). И наоборот: утенок у (утки).

- «Давай посчитаем» — Согласование им. числительных с им. существительными.. ( Один дом, два дома, три дома, четыре дома, пять домов, шесть домов; одна машина, две машины… пять машин, шесть машин и т.д.).

- Глагольные формы. ( Называть каждое действие). Родитель задает ребенку вопросы: что ты делаешь? что ты сделал? ( «Я одеваюсь. Я оделся. Мы идем по коридору. Мы вышли из детского сада. Мы подошли к магазину. Мы вошли в магазин.» И т.д.).

- Образование относительных и притяжательных им. прилагательных. ( Какого цвета машина? Какого цвета куртка? Если ты носишь эту куртку зимой, то она какая? ( Зимняя, теплая). Как будет называться ветка березы ( лист березы)? Она (он) какая ( какой)? ( Березовая, березовый). Хвост зайца – чей хвост? Заячий.

- Порядковые числительные. ( Какой этаж? Посчитаем дни недели: первый день – понедельник, второй – вторник, третий — среда и т.д., месяцы года).

- «Какие признаки имеет предмет». Груша какая? ( желтая, сладкая,сочная).

- «Что может быть таким». Родитель перечисляет признаки, ребенок определяет предметы. ( Что может быть сочным? Яблоко, груша, арбуз.

- «Что для чего». Родитель спрашивает, для чего нужна сахарница ( хлебница, конфетница, кофейник, очешник и т.п.), ребенок объясняет.

- «Как использовать предмет?» ( Что можно делать карандашом? Рисовать, писать, раскрашивать. Что делают ножом? (Режут). Что делают веником? Подметают. И т.п.).

- «Скажи наоборот». Родитель называет слово, а ребенок называет слово с противоположным значением ( используются разные части речи): большой- маленький, приехать-уехать, грустно-весело и т.п..

- «Назови по-другому». Взрослый называет слово, ребенок – слово, близкое по значению, ( веселый – радостный, расстроенный – грустный, товарищ – друг.

- «Предлоги». Складываем вещи : куртку повесили в шкафчик, ботинки поставили под шкафчик, шапку положили на полку. Одеваемся: куртку достали из шкафчика, ботинки – из-под шкафчика, шапку – с полки.

Никонова М.А.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.