Гласные звуки [А],[О],[У],[И],[Э]. Буквы: А,О,У,И,Э

Гласные звуки и буквыАннотация: Изучение гласных очень важный этап, т.к. гласные звуки придают речи чёткую дикцию. Зачастую дети на письме пропускают гласные буквы, что ведёт к дисграфическим ошибкам в школе (обусловленным несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия). С начала учебного года по программе «Развитие речи» дети изучают гласные звуки [А],[О],[У],[И],[Э] и буквы, затем проводится данное обобщающее занятие, заключительный этап дифференциация гласных звуков [И],[ Ы].

«Гласные звуки [А],[О],[У],[И],[Э]. Буквы: А,О,У,И,Э»

Введение

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи — одна из важных задач в общей системе обучения родному языку в дошкольном возрасте. Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности.

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей успешной социализации дошкольника.

При логопедическом обследовании дошкольников специалистами нередко выявляются дети 6-7 лет, которые при относительно сохранном произношении и правильном лексико-грамматическом строе речи имеют выраженное фонематическое недоразвитие , оно проявляется в затруднениях дифференциации акустически близких звуков; неумении определять место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; невозможности подобрать слово с определённым количеством слогов или с определённым звуком.

В силу того, что описанная выше проблема не «бросается в глаза» , а следовательно, и не беспокоит родителей и педагогов , дети остаются без своевременной логопедической помощи, что приводит в дальнейшем к стойким нарушениям чтения и письма в школьном возрасте (дисграфии, дислексии).

Исходя из этого, была разработана дополнительная общеобразовательная программа «Развитие речи».

Данное занятие входит в раздел программы по ознакомлению детей со звуками и буквами, развитию фонематического восприятия, навыков звуко — слогового анализа, синтеза, начальным этапам обучения чтению и письму.

Программа реализуется СП ДОД Центр детского творчества в творческом объединении «Речецветик» (руководитель учитель-логопед).

Возраст детей 6 лет, продолжительность 30 минут.

На занятии применяются информационные технологии, позволяющие повысить мотивацию к занятиям, поддерживать внимание на всех этапах занятия. Все занятия проходят динамично, в игровой форме.

Цель: Обобщить представление по теме гласные звуки [А],[О],[У],[И],[Э].
Буквы: А,О,У,И,Э.

Задачи:

Задачи соответствуют ходу занятия.

Образовательные:

  • закрепить знания о механизме образования данных звуков;
  • производить слухо — произносительную дифференциацию гласных звуков;
  • закрепить умение соотносить гласные звуки и буквы;
  • закрепить навык определения место гласного звука в ударной позиции в слове (начало, середина, конец).

Развивающие:

  • развивать слуховое и зрительное внимание;
  • развивать восприятие, память, мышление;
  • развивать фонематические процессы;
  • совершенствовать общую, мелкую, артикуляционную моторику.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям;
  • умение слушать друг друга;
  • умение работать самостоятельно.

Оборудование: ноутбук, экран, презентация к занятию, магнитная доска, маркеры.

Раздаточный материал: зеркала-10 шт., предметные разрезные карточки-листочки, карточки для составление схем, кружки красного цвета, задания для выполнения самостоятельной работы, разноцветные карандаши.

Ход занятия

Дети входят в кабинет, здороваются и садятся за столы. Педагог показывает на экране гостя — гнома Грамотея.

Организационный момент.

Педагог: — Сегодня к нам в гости пришёл ?…

Дети: — Гном Грамотей.

Педагог: — Он живет в волшебной стране ?…

Дети : — Звукобуквии.

(Слайд 1)

Педагог: — Кто ёщё живет в стране Звукобуквии? (дети: — Звуки и буквы).

- Молодцы! Звуки и буквы друзья Грамотея, поэтому наш гость хорошо говорит, читает и пишет. А чтобы звуки и буквы стали и вашими друзьями, вам нужно научится из различать. Слушайте и запоминайте:

«Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим и читаем».

» Каждый звук записывается определённой буквой».

- Кто может повторить это правило? (дети повторяют)

Слайд 2

Основная часть.

Педагог:

- Воздух свободно идет через рот

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовет.

Звук получается гласный.

1. Артикуляция гласных звуков.

Педагог: -Ребята, на прошлых занятиях вместе с Грамотеем вы познакомились с пятью гласными и их буквенными обозначениями. Поставьте зеркала пред собой, произнесите гласные звуки. ( Дети смотрят в зеркало, слушают инструкцию, произносят звук).

Педагог:

-Звук [А]- гласный. При его произношении рот широко открыт (мы у доктора). Слайд 3

-Звук [О]- гласный. При его произношении губы вытянуты вперёд, округлены.
Слайд 4

-Звук [У]- гласный. При его произношении губы вытянуты вперёд «трубочкой». Слайд 5

-Звук [И]- гласный. При его произношении губы растянуты в улыбке.
Слайд 6

- Звук [Э]- гласный. При его произношении губы «смеются». Слайд 7

- Молодцы! Эти звуки, как мы знаем, состоят из одного голоса. Давным -давно голос человека назывался «глас». Отсюда и название гласные. А теперь вы расскажите об особенностях гласных звуков. (Дети: — Гласные — это звуки, которые можно петь и при произнесении которых воздух во рту не встречает преград, гласные звуки обозначаем красным цветом).

2. Дидактическое упражнение «Узнайте звук».

Педагог: — Гном Грамотей рассказал мне о новой игре. Игра очень интересная. Внимательно слушайте и запоминайте ёё правила. Я показываю артикуляцию гласного звука (без голоса) и бросаю мяч. Тот, кто поймал мяч, должен назвать звук и слово, начинающийся на этот гласный звук.

3. Интерактивная игра «Пятый лишний».

Педагог: — Ребята, следующая игра в которую нам предлагает поиграть
Грамотей называется «Пятый лишний». Я показываю пять картинок, которые начинаются на опредёлённый звук. Нужно найти лишнее слово, которое начинается на другой звук.

(Вначале дети называют все изображения на экране, затем определяют лишнее слово, называют звук которая его обозначает).

1. Автобус, аист, апельсин, арбуз, индюк. Слайд 8-10
2. Ослик, обруч, овцы, укроп, облако. Слайд 11-13
3. Улитка, ухо, акула, узел, утка. Слайд 14-16
4. Икра, игла, индюк, изба, экран. Слайд 17-19
5. Экскаватор, икра, электричка, эскимос, эскимо. Слайд 20-21

-Молодцы!

4.Дидактическое упражнение «Выбери листочки».

(для упражнения потребуются разрезные картинки со слайдов 22-26)

Педагог: — Ребята, гном Грамотей пришёл к нам в гости с подарком. Он принёс нам из леса осенние листочки, но не простые. На каждом листочке написана буква или нарисована картинка. Давайте возьмём листочки с буквами и назовём их. А теперь к каждой букве нужно выбрать те листочки, в названия которых есть звук обозначающий эту букву. Слайд 22-26

-Молодцы!

5. Динамическая пауза»Дождик».

Педагог: — А теперь давайте встанем из-за столов и поиграем в игру, которая называется «Дождик».

Дети:

Дождик бегает по крыше -
Бом! Бом! Бом! (Дети встают друг за другом «паровозиком». И похлопывают ладонями по спинкам друг друга).
По весёлой звонкой крыше -
Бом! Бом! Бом! (Постукивают пальчиками).
-Дома, дома посидите,
- Бом! Бом! Бом! (Поколачивают кулачками).
Никуда не выходите,-
Бом! Бом! Бом! (растирают рёбрами ладоней).
Почитайте, поиграйте-
Бом! Бом! Бом! (Кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями).
А уйду — тогда гуляйте
Бом! Бом! Бом! (Поглаживают ладонями).

Затем дети поворачиваются друг другу на 180 градусов и повторяют упражнение.

5. Дидактическое упражнение «Закончи предложение».

Педагог: — Слушайте внимательно правило следующей игры. Вам нужно закончить одним словом предложение, назвать первый звук в каждом из этих слов и обозначить его буквой (дети выходят к доске, записывают букву).

На крышу поставили телевизионную….. (антенну).
Солдат стреляет из ….. (автомата).
У зайца длинные …..(уши).
Ученик учит….. (уроки).
Наступила золотая ….. (осень).
В огороде выросли….. (овощи).
Маша вдевает нитку в….. (иголку).
Маша купила новую….. (игрушку).
Саша купил шоколадное….. (эскимо).

-Молодцы! гном Грамотей очень доволен. Вы быстро и правильно справились с заданием.

6. Дидактическое упражнение «Определи места звука в слове».

Педагог: — Я назову слова, а вы внимательно послушайте и определите, где в слове находится заданный звук в начале, середине или конце. Для этого используем карточки и кружочки красного цвета. (Почему кружочки красного цвета?)

[А]: август, рука, мак; [О]: Оля, кот, пальто; [У] : уши, пишу, суп; [И]: Ира, рис, сапоги [ Э] : эскимо, электричка, этаж.

7. Самостоятельная работа.

Педагог: — Для выполнения следующего задания возьмите карандаши.

Внимательно рассмотрите задания , которые я вам раздала. Напишите первую букву к каждому слову и раскрасьте картинки. (Педагог проверяет работы каждого ребёнка). см. приложение

Итог занятия.

Педагог:

- Занятие подходит к концу, расскажите нашему гостю — гному Грамотею, что вам сегодня понравилось больше всего. (Дети вспоминают основные моменты занятия, рассказывают свои впечатления. Педагог даёт кратко высказаться каждому ребёнку и хвалит всех детей).

- Ребята, Грамотей пообещал, что в следующий раз придёт к нам в гости со своими друзьями, а теперь давайте прощаться. (Дети прощаются).

Заключение.

Изучение гласных очень важный этап, т.к. гласные звуки придают речи чёткую дикцию. Зачастую дети на письме пропускают гласные буквы, что ведёт к дисграфическим ошибкам в школе (обусловленным несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия). С начала учебного года по программе «Развитие речи» дети изучают гласные звуки [А],[О],[У],[И],[Э] и буквы, затем проводится данное обобщающее занятие, заключительный этап дифференциация гласных звуков [И],[ Ы].

При использовании данной методической разработке необходимо учитывать, что в учебно-воспитательном процессе все виды деятельности для детей должны быть замотивированными, основанными на игровой ситуации. Создание игровой мотивации и использование игрового персонажа тесно взаимосвязаны.

Появление игрового персонажа гнома Грамотея удивляет и увлекает детей, вызывает стремление помочь ему, выручить, выполнить его поручение или просьбу, поиграть с ним. На занятиях по «Развитию речи» Гном Грамотей сопровождает детей с первого занятия. Поэтому на данном занятии, интерактивный герой уже знаком детям.

Чтобы обеспечить активное участие детей в занятии, необходимо соблюдать следующие общедидактические требования: сначала задать вопрос всей группе, а затем уже вызвать кого-либо для ответа; стараться вызывать или спрашивать больше детей, не заниматься долго с одним ребенком, не вызывать без необходимости несколько раз одного и того же ребенка, в то время как большинство остается пассивными; вызывать детей вразбивку, а не в том порядке, как они сидят; избегать обращения только к желающему отвечать («Кто хочет сказать?»). При вызове детей учитываются их индивидуальные особенности, индивидуальные обстоятельства: один быстро усваивает, другой — медленно; некоторые дети нуждаются в подбадривании, к другим же надо быть более требовательным. На протяжении занятия педагог с целью активизации внимания использует контрольные вопросы по только что изложенному материалу.

Важна на занятии и динамическая пауза, это прекрасная возможность для детей сделать паузу на занятие, снять эмоциональное напряжение, наиболее интересна стихотворная форма таких игр-упражнений. Использованная на занятии динамическая пауза «Дождик» хорошо знакома детям, т.к ранее изучалась лексическая тема «Осень». Дети с удовольствием делают друг другу массаж, повторяют стих, при этом развивают общую и мелкую моторику.
УМК к занятию составлены педагогом с помощью интерактивного педагогического портала «Мерсибо» в конструкторе картинок. Он содержащий более 500 тематических изображений, которые позволяет самостоятельно составлять необходимые пособия(интерактивные, дидактические игры и домашние задания). Их можно использовать в интерактивном варианте, а также как дидактические пособия, распечатав материал.

Презентация к занятию:

Литература:

  1. Гласные звуки и буквы Н.Ю. Григоренко М.: Книголюб 2005 г.
  2. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников З.Е. Агранович — Санкт — Петербург: Детство-Пресс, 2012 г.
  3. Сборник материалов научно-методической конференции «Современные подходы к диагностике и коррекции речевых нарушений у дошкольников» Самара 2009 г.
  4. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6.М.: Творческий центр 2005 г.
  5. Т.А.Ткаченко «Логопедические упражнения»: ТЦ «Сфера», 2014 г.

Щербакова Ю.Д.,
педагог дополнительного образования

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши»
Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики» Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.