Консультация для логопедов «Работа над речевым дыханием»

Развитие речевого дыханияКонсультация для логопедов «Работа над речевым дыханием»

Дышим правильно — говорим легко

Важнейшие условия правильной речи — это плавный длительный выдох и четкая артикуляция.

Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание — это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условий общения.

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Активна нижняя, самая емкая часть легких. Верхние отделы грудной клетки, а так же плечи практически остаются неподвижными.

Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т.е. Между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается. Нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются.

Вдох при речи короткий, легкий. Выдох длительный, плавный (в соотношении 1:10; 1:15).

В процессе речи существенно увеличивается функциональное значение фазы выдоха. Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покос, вдох. Речевой вдох осуществляется через рот и нос, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только через рот. Большое значение в речи имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении логически завершенного отрезка высказывания.

Правильное речевое дыхание, четкая ненапряженная артикуляция являются основой для звучания голоса. Неправильное дыхание приводит к форсированности и неустойчивости голоса.

Речевое дыхание считается неправильным, если выявляются следующие ошибки:

  1. подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе;
  2. слишком большой вдох;
  3. учащенность дыхания;
  4. укороченность выдоха;
  5. неумение делать незаметный для окружающих добор воздуха.

Дыхательная гимнастика

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине речевых отрезков.

Обратите внимание!

При занятиях гимнастикой необходимо соблюдать следующие условия:

  • Не заниматься в пыльной, не проветренной или сырой комнате.
  • Не заниматься после еды.
  • 3анятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движения.
  • Не переутомляться.
  • Дозировать количество и темп проведения упражнений.

При выполнении дыхательных упражнений целесообразно придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Начинать заниматься диафрагмальным дыханием надо лежа на спине — это наиболее удобное положение. Затем продолжить сидя или стоя. Тренироваться надо до тех пор, пока не будет полного контроля за дыханием и оно не станет привычным.
  2. Вдыхать воздух через нос и рот, выдыхать — через рот.
  3. Вдыхать бесшумно. При вдохе не набирать слишком много воздуха, чтобы можно было еще добрать. Не выдыхать весь воздух полностью, а сохранить небольшой запас в легких. Выдох естественный, экономный , без усилий.
  4. Выдыхаемый воздух расходовать в основном на гласные звуки. На одном выдохе произносить не больше 3-4 слов.
  5. В длинных предложениях между смысловыми отрезками делать остановку для добора воздуха.

Упражнения для воспитания навыков правильного полного выдоха

1) Лечь на спину, положить ладонь одной руки на грудь, а ладонь другой руки на подвздошную область живота.

Сделав предварительно глубокий выдох, плавно вдохнуть носом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперед, поднимая руку. Грудная клетка при этом, контролируемая другой рукой, должна остаться в покое.

Выдох производить плавно, через рот. Живот опускается и втягивается.

Проделать 3-5 таких плавных упражнений. После отработки упражнение делать сидя или стоя.

2) Сделать плавный вдох носом, поднять руки вперед и развести их вверх и в стороны. Произойдет полный вдох.

Положить ладони на передне-боковые нижние края грудной клетки и сделать выдох, стараясь как можно дольше сохранить нижнюю часть грудной клетки в расширенном состоянии вдоха.

3) Упражнение следует делать лежа 5-6 раз подряд. Для выполнения упражнения использовать мешочек с песком. Сделать глубокий вдох носом и развести руки в стороны, как в предыдущем упражнении.

Упражнение для воспитания навыков правильного выдоха

«Фиксированный выдох»

После спокойного вдоха сделать плавный выдох через рот, периодически изменяя величину раствора губ. Щеки не надувать. Следить за правильной осанкой и свободой мышц плечевого пояса, шеи, лица.

Проделать упражнение «фиксированный выдох» с мысленным счетом, распределить длину выдоха на 10-15 секунд.

«Форсированный выдох»

Вдохнув носом, сделать быстрый, резкий выдох через рот (мысленно произносить сочетание «ху»)

«Теплый выдох»

Сделать вдох через нос, поднести руки ко рту, медленно выдохнуть через открытый рот. Проделать 5-6 раз подряд, непрерывно ощущая на руках тепло выдыхаемого воздуха.

«Свисток»

Вдохнуть носом, на плавном выдохе воспроизводить тихий, длительный свист. Свистеть легко, свободно.

Упражнения для формирования навыков носового дыхания

Одним из важных компонентов речевой гимнастики являются специальные упражнения для воспитания привычки дышать через нос.

  1. Поглаживать нос от кончика вверх средними пальцами — вдох, похлопать средними пальцами по ноздрям — выдох.
  2. Широко открыть рот и подышать носом.
  3. Закрыть одну ноздрю средним пальцем — вдох, выдох.
  4. Закрыть одну ноздрю средним пальцем- вдох, Выдох через другую ноздрю.
  5. Вдох носом, выдох через одну ноздрю, (ноздри чередовать).
  6. Вдох широко открытым ртом, Выдох носом: через две ноздри; через одну ноздрю, вторую- закрывать средним пальцем(ноздри чередовать).
  7. Вдох между сомкнутыми губами, выдох как в 6 упражнении.
  8. Вдох носом, удлиненный выдох носом с усилением в конце.
  9. Вдох — носом, через 2 ноздри, через 1, выдох через плотно сомкнутые губы: плавно; толчкообразно, прерывисто, делая короткие промежутки (Ф! Ф! В! В! Ф! Ф! ); с усилением в конце.
  10. Рот широко открыть, высунуть язык, вдох и выдох ртом (как собака ).
  11. Вдох через нос, выдох через углы рта, через правый, через левый: плавно, прерывисто.
  12. Вдохнуть через нос и рот одновременно, постепенно толчкообразно выдохнуть через рот.

Семёнова Н.М.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.