Помощь родственникам больных с утратой речи в следствии ОНМК в организации логопедических занятий

Логопедические занятия при очаговых поражениях головного мозгаАннотация: В статье представлены практические материалы, предназначенные для работы с афазиками, в помощь родственникам больных, при организации занятий дома для компенсации имеющихся речевых нарушений. Адресовано родителям, родственникам, детям, начинающим коллегам.

Помощь родственникам больных с утратой речи в следствии ОНМК в организации логопедических занятий

Во всём мире учёные и практические специалисты разрабатывают пути реабилитации больных с последствиями инсульта и травмы мозга. Процесс реабилитации, направленный на компенсацию имеющихся у больного нарушений, является длительным. Основная роль на всех этапах заболевания принадлежит родным и близким больного. Именно они под руководством специалистов могут сделать то, что никому кроме них не под силу. Больной может полностью довериться близкому человеку, несмотря на болезнь, почувствовать себя нужным семье.

Для того, чтобы определить виды квалифицированной специализированной помощи и правильно построить процесс восстановительного обучения, необходима диагностика речевого расстройства, которую проводит логопед. До обследования логопед собирает полный анамнез, интересуется характером больного, особенностями поведения до заболевания, его профессией, склонностями, увлечениями. Выясняется обстановка в семье до болезни и после, какую роль играл больной в семье до болезни и какая роль ему принадлежит в настоящий момент. Очень важно знать установку членов семьи и самого больного относительно будущего, как они оценивают реальные возможности возвращения больного в жизнь.

Всё это помогает сделать правильный прогноз, определить линию поведения с больным и объём необходимых возможных направлений восстановительной работы.

У разных больных есть разные оптимальные сроки для начала восстановительных занятий.

Несвоевременно начатые восстановительные занятия не растормаживают, а наоборот ещё более затормаживают речевую функцию.

Помощь родствеников — осознанно, аккуратно выполнять указания логопеда, помогая больному готовить задание к занятию, стимулируя его к активной речевой деятельности. Родственники должны не изучать методы специальной работы с больными, а ориентироваться в них, чтобы осознанно помогать больному, выполнять задания, и организовывать речевой режим.

Вера больных в родственников положительно сказывается на восстановительном этапе, и наоборот от неправильного отношения к больному — развиваются вторичные невротические наслоения, которые затормаживают восстановительный процесс.

Какую же помощь ещё могут оказать родные, заинтересованные в восстановлении больного.

Прежде всего необходимо помнить, что полностью речь отсутствует непродолжительное время . Но не стоит пассивно ждать , когда речевые функции восстановятся сами. Нужно активно побуждать больного к доступному ему общению – эмоционально — жестовому ; если сохранно самостоятельное письмо — к письменному, к общению с помощью карточек-символов. Как это сделать? Вот несколько простых советов :

Помните, что отсутствие собственной речи всегда связано с нарушением понимания речи окружающих. Проверьте : реагирует ли больной на свое имя (поворачивает голову, поднимает взгляд на зовущего), доступную для выполнения просьбу ( «Подай мне ложку», « Возьми расческу и причешись!» ). При проверке нельзя подкреплять инструкцию жестом — подсказкой (например, указать на ложку, расческу…)

В дальнейшем же , наоборот, для объяснения задания используйте подкрепляющий жест, пока в этом будет необходимость. Задание говорите спокойно, четко, настойчиво, глядя в глаза . При стойком непонимании — покажите сами, что Вы хотите от больного. И опять повторите просьбу. Если больной пассивен — будьте в общении жизнерадостны; если же он сердится — будьте ласковы, но настойчивы ; если устал — дайте отдохнуть и начните сначала.

1.​ Каждый режимный момент сопровождайте речью — так Вы подготовите больного к пониманию Ваших слов: «Сейчас ты будешь причесываться. Возьми расческу. Причеши волосы. Хорошо! Ты причесал волосы.»

2.​ Побуждайте больного к диалогу — задавайте вопросы, рассчитанные на ответы «ДА» или «НЕТ» (утвердительные или отрицательные движения головы) :

- Телефон звонил? Хочешь посидеть? Открыть форточку?

Если больной пассивен — предлагайте что-то что вызовет его отрицательную реакцию отказа. На его жест отреагируйте: «Хорошо, я поняла». Так Вы дадите попять больному, что его желания важны для Вас и учитываются.

3. Заставьте выбирать — предлагайте не один предмет, а два: «Что будешь пить — сок или чай? Яблоко или грушу?» Пусть больной покажет рукой выбранный предмет. Для усложнения — нарисуйте несколько картинок — символов (например, «стул» — означает «сидеть», а «кровать» — «спать»; «ложка» — «есть», а «чашка» — «пить». Предлагайте 2 картинки: «Что будешь делать, покажи!»

4.​ Не делайте за больного то, что он может сделать сам — вытереть рот салфеткой, лицо полотенцем, причесать волосы, поправить сидя одеяло на коленях , подушку; подложить салфетку. Старайтесь постепенно увеличивать количество таких маленьких дел по самообслуживанию. А для этого необходимо укреплять и развивать умелость левой руки (если не действует правая). Выполняйте упражнения на развитие точных движений пальцев — сжимать и разжимать упругий мячик или кольцо, прикасайтесь поочередно 2-м, 3-м, 4-м, 5-м пальцами к большому пальцу и обратно от 5-ого к 1-ому; упражняйте в письме своего имени и фамилии, именах родных и близких, решению простых арифметических примеров (сначала — в одно действие, потом — в два, еще сложнее — в два разных по знаку действия — 11-6 + 8 =)

5.​ Особенный эмоциональный отклик вызывает у больного совместное пение любимых песен — только сначала пусть это будут песни с плавной мелодией, с короткой строчкой, и желательно, с повторяющимися словами Например: «Ой, мороз, мороз, не морозь меня , не морозь меня, моего коня…».

6.​ Для постепенного восстановления речи проговаривайте много раз счет до 5 -10, дни недели; просите договорить пословицы — «ТЕРПЕНИЕ И ТРУД ВСЁ ПЕРЕТРУТ», хорошо знакомые детские стихи -«Мишка косолапый.», « Наша Таня громко плачет…»

В остаточной речи больных с афазией оказываются сохранными не только «жесткие» автоматизмы, но и те устойчивые речевые конструкции, которые не принято относить к речевым автоматизмам, но которые активно используются больными в повседневной разговорной речи.

Эти речевые стереотипы носят индивидуальный характер, зависят от степени упроченности, от социального статуса больного, его жизненного опыта и психологических особенностей. Для растормаживания автоматизированных конструкций и введения их в произвольную речь используют юмористические, забавные рисунки, которые несут положительный эмоциональный заряд, чем схематичные, официальные сюжетные картинки.

Стимулирующим фактором является неофициальная, психологически комфортная ситуация речевого общения, и повышенный эмоциональный фон настроения больного, высокая степень заинтересованности в теме высказывания. Всё это способствует выработке и закреплению наиболее частотных клише фразовой речи. Это необходимо для достижения её беглости, являющейся необходимым условием нормативности коммуникативного речевого акта даже на разговорно-бытовом уровне. Включение автоматизированных конструкций в речевой материал это есть использование собственных компенсаторных возможностей больного, и более быстрое и качественное достижение поставленных коррекционно-восстановительных целей.

Грубость нарушения психических функций вызывает необходимость неоднократного повторения одних и тех же заданий. Чтобы сохранить интерес к занятиям и не создавать у больного впечатления стояния на месте, варьируются задания по форме. При этом необходимо соблюдать принцип: от совместного выполнения действий (то есть разделения функций по планированию, исполнению и контролю действий между обучающим и обучаемым) через постепенное сокращение роли обучающего, свертыванию действий. Степень участия родных зависит от желания больного включать их в процесс отработки определенного задания.

Самая трудная и самая важная задача — добиться, чтобы больной применял приобретенные умения в ежедневном общении. Для этого проводятся показательные уроки для родственников, беседы с ними и медицинским персоналом. В них рассказывается, что больной уже может и что необходимо от него требовать. К работе подключаются и соседи по палате, и знакомые. Этим преследуем две цели: показать речевые возможности пациента и закреплять коммуникативные навыки.

Выбор приемов коррекционно-педагогической работы зависит от этапа или стадии восстановления речевых функций. На раннем этапе после инсульта — относительно пассивное участие больного в процессе восстановления речи. На более поздних этапах больному объясняют структуру и план занятия, показывают средства, которыми он может пользоваться при выполнении заданий.

Логопеду приходиться не только активизировать, но и перестраивать личностные установки больного, воспитывать установку на восстановление, вмешиваясь в личную жизнь больного, налаживать взаимоотношения в семье. Логопед не сможет формировать и управлять значимостью установки на восстановление речи без помощи родственников, которые должны содействовать активизации личности больного, созданию для него первичной коммуникативной среды. Применение любых логопедических методик и приёмов не даёт ожидаемого результата, если нет значимой для больного установки на восстановление речи.

Логопед должен объяснить родственникам и близким больного значение восстановительного обучения, даты установку на систематический труд для достижения успехов в речи, иначе об успехах речевых занятий говорить не придется. В процессе занятий чрезвычайно важными элементами восстановления коммуникативной функции является формирование перспективы улучшения речи и радость при достижении тех или иных успехов.

Таким образом, правильное ориентирование больного, ранжированное вычленение значимых для него перспектив при длительных занятиях приводят к значительному восстановлению речи. Воспитание соответствующих установок в семье больного, совместная радость в связи с успехами, создание определенной психологической защиты больного от скептического отношения к нему и к занятиям повышают роль лечебного процесса. Умело организованная реабилитация может привести к пересмотру родственниками их отношения к речевому дефекту больного.

Наиболее эффективным оказывается ранее начало восстановительных занятий. В то же время давность заболевания 1-3 года и более не является отрицательным фактором для преодоления речевых расстройств.

Восстановительное обучение проводиться по специальной, заранее разработанной программе, которая должна включать задачи и методы работы, дифференцированные в зависимости от формы афазии, степени выраженности дефекта, этапа заболевания.

И в заключении ряд морально — этических положений, Варвары Владимировны Оппель, помогающих в выполнении поставленных задач:

1.Уважай в неговорящем больном человека.

2.Относись к неговорящему больному как к равному.

3.Помни, что интересы больного должны быть для тебя выше, чем интересы его семьи и чем твои интересы.

4.Никогда не делай того, что психологически или физически может повредить больному.

5.Не предай доверие близкого.

6.Борись за своего больного до конца, никогда не признавай его безнадёжным.

Опарина О.Н.,
логопед-дефектолог

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Авторская методика автоматизации звуков у детей и взрослых «Лабиринт» Авторская методика автоматизации звуков у детей и взрослых «Лабиринт»
Создание рукописной книги с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Создание рукописной книги с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Положение о родительском клубе «Росточек» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Начальная школа – детский сад №14» Положение о родительском клубе «Росточек» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Начальная школа – детский сад №14»
Психолого-логопедическое сопровождение учащихся в условиях общеобразовательной школы Психолого-логопедическое сопровождение учащихся в условиях общеобразовательной школы

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.