Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков [с], [с’], [з], [з’]

Звуки С,ЗКраткая аннотация: В игровых ситуациях автоматизация звуков проходит интереснее, эмоциональнее и успешнее.

Занятие Старший дошкольный возраст.

Тема: «На бал к Фее согласных звуков»

Цель.

  • Закрепить навыки различения и правильного произнесения звуков [с], [с‘], [з], [з‘].
  • Упражнять в звуковом анализе и синтезе слов, в определении позиции звука в словах, в слоговом анализе и синтезе, в деление слов на слоги.
  • Развивать силу голоса, слуховое внимание.

Материал.

  • Предметные картинки (собака, сом, сорока, лиса, оса, крыса, лось, рысь, гусь, змея, заяц, зебра, зубр, коза, фазан, обезьяна, медуза, козел, бабочка, кошка, воробей, лошадь).
  • Символы для характеристики звуков.
  • Экран.
  • Плоскостные изображения феи и автобусов с номерами 1,2,3.
  • Автобусные билеты.
  • Пригласительные билеты со схемами.
  • Схемы слогового анализа и синтеза.
  • Мольберт.

Ход занятия

Логопед. Дети, тот, кто правильно назовет первый звук в слове, может сесть. Мышь, гном, утка, ваза, руль, ноги, экран, форма, жук, бант, арбуз, лампа, дыня, шапка, кот, осы, полка, тапки, улица, щепка.

Дети поочередно выполняют задание.

Логопед. Сегодня вы будете учиться различать согласные звуки, а какие – отгадайте. Я произнесу несколько слов, а вы внимательно слушайте и скажите, что в них общего. Вот эти слова: ананас, автобус, поднос, кокос.

Дети. В конце всех этих слов слышится звук [c].

Логопед. Гусь, рысь, лось, роспись.

Дети. В конце этих слов слышится звук [c‘].

Логопед. Козы, гроза, глаза, слезы.

Дети. В середине всех этих слов слышится звук [з].

Логопед. Зелень, зефир, зеркало, зебра.

Дети. Все эти слова начинаются со звука [з‘].

Логопед. Давайте дадим характеристику этим звукам.

Вызывает двух детей и предлагает охарактеризовать звуки с помощью символов. Дети выкладывают символы и комментируют свой выбор.

Первый ребенок. Звук [с] – согласный (ставит серый кружок), потому что его нельзя пропеть или прокричать. Когда его произносишь, возникает преграда для воздуха: язык и зубы. Этот звук бывает твердым и мягким (ставит символы и произносит: [c], [c’]). Он глухой, потому что горло не звенит (ставит символ «перечеркнутый колокольчик»).

Второй ребенок. Звук [з] – согласный (ставит серый кружок), потому что его нельзя пропеть и прокричать. Когда его произносишь, возникает преграда для воздуха: язык и зубы. Этот звук бывает твердым и мягким (ставит символы и произносит: [з], [з’]). Он звонкий, потому что горло звенит (ставит символ «колокольчик»).

Логопед. Чем похожи эти звуки?

Дети. Они согласные, бывают твердыми и мягкими.

Логопед. Чем эти звуки различаются?

Дети. Звук [с] – глухой, звук[з] – звонкий.

С целью закрепления логопед просит нескольких детей ещё раз охарактеризовать оба звука.

Дети. Звук [с] – согласный, глухой, бывает твердым и мягким. Звук [з] — согласный, звонкий, бывает твердым и мягким.

Проводится игра «Будь внимательным».

Логопед. Я буду произносить звуки. Когда услышите звук [с] – хлопните, когда услышите звук [з] – топните. На какой звук вы будете топать? А на какой хлопать? (Ответы детей.) Будьте внимательны!

Логопед прячется за экран и произносит звуки. Игра повторяется, но не с отдельными звуками, а со слогами и со словами.

Проводится игра «Отгадай слово».

Логопед. Теперь поиграем в другую игру. Я буду произносить начало слов, а вы — добавлять к ним определенный слог. Так вы отгадаете, какое слово я загадала. Итак, сначала играем со слогом –са.

Колба–са.
Терра–са.
Грима–са.
Ли–са.
Ро–са.
Ко–са.
Кляк–са.
О–са.
Лари–са.
Поло–са.

Затем дети образуют слова со слогами –сы, -си, -сок, -за, -зы.

Примерный лексический материал.

  • Слова со слогом –сы: бусы, весы, часы, плаксы, рельсы, усы, носы, кулисы.
  • Слова со слогом –си: гуси, лоси, рыси, караси, росписи.
  • Слова со слогом –сок: песок, кусок, носок, лесок, висок, бросок, волосок, голосок, колосок.
  • Слова со слогом –за: база, ваза, роза, поза, фраза, бронза, линза, гильза, польза, глаза, слеза, гроза, коза.
  • Слова со слогом –зы: газы, березы, арбузы, морозы, заносы, алмазы, мимозы, сервизы, корнизы, рассказы, паровозы, водолазы, грузы.

Логопед. Фея согласных звуков решила устроить бал в честь звуков [с], [с‘], [з], [з‘]. На этот бал приглашены только те гости, в названии которых встречаются эти звуки. Фея просит вас помочь гостям добраться до её замка. Для этого превратимся в водителей.

Проводится разминка.

Едем, едем на машине,
(Дети крутят «руль».)
Нажимаем на педаль.
(Стопу правой ноги поднимают и опускают.)
Скорости переключаем,
(Сгибают, разгибают руки в локтях.)
Смотрим пристально мы вдаль.
(Одну руку ставят на пояс, другую козырьком подносят ко лбу.)
Дворники счищают капли
Вправо, влево. Чистота!
(Руки сгибают в локтях, изображают движение «дворников».)
Волосы шевелит ветер.
(Быстро двигают растопыренными пальцами согнутых в локтях рук.)
Мы шоферы хоть куда!
(Хлопают в ладоши.)

Во время разминки логопед выставляет мольберт, к которому заранее были прикреплены предметные картинки.

Проводится игра «Кто едет на бал?»

Логопед. Посмотрите, как много желающих поехать на бал к Фее согласных звуков. Но мы ведь знаем, что приглашены только те, в названии которых есть звуки [с], [с‘], [з], [з‘]. Кому же мы дадим билет на автобус?

Дети поочередно отвечают и прикрепляют билет рядом с выбранным гостем, например : «На бал поедет собака, потому что в начале этого слова есть звук [с]».

Логопед. Назовите тех, кто не едет на бал к фее. (Дети перечисляют.) Почему они не получили билеты на автобус?

Дети. Потому что в их названии нет звуков [с], [с‘], [з], [з‘].

Логопед убирает лишние картинки и выставляет картинки с изображением трех автобусов.

Проводится игра «Рассади пассажиров».

Логопед. Билеты на автобус у всех есть, но вот беда, гости не знают, кому в какой автобус садиться. Давайте им поможем.

Посмотрите, у каждого автобуса есть номер. Этот номер указывает на количество слогов в слове – названии пассажира. Этот автобус номер один. Значит, сколько должно быть слогов в слове – названии пассажира?

Дети. Один слог.

Логопед. Верно. Вспомните, что такое слог.

Дети. Слог – это часть слова.

Логопед. Сколько может быть слогов в слове?

Дети. Один, два, три и больше.

Логопед. Верно, один слог и более. Какое правило вы знаете про слоги и звуки?

Дети. Сколько согласных звуков, столько и слогов.

Дети поочередно подходят к мольберту, выбирают любую картинку и, объясняя свой ответ, прикрепляют её рядом с изображением одного из автобусов: «Со-ба-ка. В этом слове три слога. Собака поедет в автобусе под номером три».

Выполняется голосовое упражнение.

Первые две строчки дети произносят с увеличением силы голоса, последние две строчки – с уменьшением силы голоса.

Дети.

Раз, два, три, четыре, пять,
Быстро едем мы опять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Даже ветру не догнать.

Во время упражнения логопед убирает с мольберта изображения автобусов и предметные картинки, кроме картинок с изображением осы и лисы. Выставляет изображение Феи.

Проводится игра «Кто забыл приглашение?»

Логопед. Ехали мы, ехали и наконец приехали. А вот и Фея согласных звуков встречает гостей. Но опять неприятность: кто-то из гостей забыл своё приглашение. Без него охрана замка не пропустит на бал. Давайте поможем гостям! (Выставляет звуковую схему слова «оса».) Посмотрите, вот приглашение одного из гостей. Как вы думаете, чьё оно?

Дети. Это приглашение осы, потому что в слове «оса» три звука и на схеме три звука: два гласных и один твердый согласный.

Логопед. (выставляет звуковую схему слова «лиса»). А это чьё приглашение? (Ответы детей.)

Проводится игра «Подарки».

Логопед. Теперь все приглашенные в сборе, и бал начинается. Гости приехали к Фее не с пустыми руками, а привезли ей подарки.

Хотите узнать что подарили Фее? (Выставляет схему.) Здесь зашифрованы слова – названия подарков. Под картинками написаны цифры, каждая показывает, какой слог по порядку нужно взять из слова. Сложив слоги, получим новое слово – название подарка.

После того как дети отгадали слово, логопед переворачивает схему. На обратной стороне нарисован правильный ответ: бусы, духи, ваза, роза.

Логопед. Фея согласных звуков очень благодарна вам за то, что вы помогли её гостям собраться на бал. Вспомните, в честь каких звуков Фея его устроила?

Дети. В честь звуков [с], [с‘], [з], [з‘].

Логопед. Какой из этих звуков звонкий? Что вы можете сказать про звук [с], какой он? (Ответы детей.) Молодцы! Всем спасибо.

Котовщикова Т.Н.,
учитель-логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (Никто еще не оценивал эту статью.)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С» Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С»
Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах
Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.