Групповые музыкальные логопедические занятия в системе комплексной нейрореабилитации

Музыкотерапия в логопедическом детском садуАннотация: Данная статья предназначена для логопедов, психологов, работающих с больными, перенесшими очаговые поражения мозга, а также студентам дефектологических факультетов педагогических вузов. В статье описан подход к проведению групповых музыкальных логопедических занятий в системе комплексной нейрореабилитации больных, перенесших очаговые поражения головного мозга.

Групповые музыкальные логопедические занятия в системе комплексной нейрореабилитации

Комплексное восстановительное лечение в Центре патологии речи и нейрореабилитации, включает в себя функциональную диагностику, медикаментозную терапию, физиотерапию, ЛФК, массаж, водолечение, индивидуальные и групповые занятия с логопедом, психологом, психотерапевтом, занятия в кабинете социально-бытовой реабилитации, а также музыкотерапию.

В данной статье мы хотим подробнее остановиться на групповых музыкальных логопедических занятиях.

Целью этих занятий является восстановление вербальных и других форм коммуникации у пациентов, перенесших инсульт, черепно-мозговую травму и др. Групповые музыкальные логопедические занятия носят коррекционный и психотерапевтический характер, что в совокупности с комплексом нейрореабилитационных мероприятий является неотъемлемым стимулом для восстановления речевой коммуникации.

В ЦПРиН для прохождения занятий в данной группе направляются больные с различными формами дизартрии, эфферентной и афферентной моторными афазиями, т.е. пациенты, имеющие нарушения плавности речи, нарушения темпо-ритмической стороны речи, трудности переключения артикуляторных актов, «застревания» на отдельных фрагментах высказывания, «бедность», однообразность интонационного рисунка, нарушения речевого дыхания и голосообразования, изменения голоса (слабый, глухой, с перепадами тембра) различной степени выраженности.

Задачами данного вида работы являются:

  • преодоление чувства страха речевого общения,
  • коррекция эмоциональной сферы,
  • преодоление произносительных трудностей,
  • преодоление нарушений слого-ритмической структуры слова,
  • растормаживание вербальных и невербальных форм коммуникации.

Групповые музыкальные занятия проводятся ежедневно в определённое время в специально оборудованном помещении.

Продолжительность занятия составляет 1 час.

Основные направления работы:

1. Преодоление дискоординаторных явлений устной речи:

а) расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата;
б) формирование длительного фонационного выдоха для развития координаторных взаимоотношений между дыханием, голосом и артикуляцией.

2. Восстановление просодической стороны речи, стабилизация темпа и ритма, формирование интонационного рисунка фразы;

3. Создание эмоционально-положительного фона настроения;

4. Эмоциональная релаксация;

5. Развитие кинетической организации движений, кинестетической основы двигательного акта;

6. Преодоление неспецифических нарушений высшей нервной деятельности (инактивности, инертности, аспонтанности психической деятельности);

7. Развитие произвольного внимания.

8. Растормаживание речевой функции.

Для достижения максимально положительного результата работа строится с использованием эмоционально значимого для каждого пациента речевого материала и включает в себя следующие направления:

1) воспроизведение голосом абриса слов в музыкальном произведении;
2) развитие самоконтроля над дыханием и голосообразованием;
3) преодоление персевераций;
4) развитие интонационной стороны речи;
5) закрепление достигнутых навыков на индивидуальных и групповых занятиях.

Проведение групповых музыкальных занятий наряду с индивидуальными и групповыми логопедическими занятиями позволяет достичь положительной динамики. У пациентов с различными видами дизартрии: улучшается речевое дыхание (вдох становится глубже, выдох длительнее, спокойнее, ровнее), увеличивается работоспособность мышц органов артикуляции, улучшается фонетическая окраска звуков, голос становится менее напряженным, более плавными становятся звуко-высотные переходы, собственная речь пациентов становится более четкой, плавной, понятной для окружающих.

В речи пациентов с грубыми формами афферентной и эфферентной моторных афазий расширяется и закрепляется активный словарь, в произносительной сфере появляется возможность простых артикуляторных переключений на уровне слова.

У пациентов, имеющих моторную афазию средней или легкой степени выраженности, сглаживаются произносительные трудности, артикуляторные переключения на усложненном речевом материале становятся более плавными, интонационный рисунок высказывания становится ярче и разнообразнее.

Групповые музыкальные занятия обеспечивают наиболее комфортную коммуникативную среду, необходимую для пациентов с речевыми нарушениями как грубой, средней, так и лёгкой степени выраженности.

В результате занятий пациенты чувствуют себя спокойнее, приобретают уверенность в положительном исходе реабилитации, что способствует более комфортному формированию навыков межличностного общения в различных ситуациях, положительно воздействует на эмоционально-волевую сферу пациентов, повышает мотивацию к продолжению нейрореабилитации.

Использованные литературные материалы:

1. Бейн Э.С., Бурлакова М.К., Визель Т.Г. Пособие по восстановлению речи при афазии, 1982
2. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. Методическое пособие, 2011
3. Визель Т.Г., Основы нейропсихологии, 2009
4. Шкловский В. М., Визель Т. Г., Насоновская Г. М., Боровенко Т. Г. Значение групповых занятий в реабилитации больных с последствиями инсульта и нейротравм // Нейропсихологические исследования в неврологии, нейрохирургии и психиатрии. — Л., 1981.
5. Оппель В. В. Восстановление речи после инсульта // Материалы конференции к 100-летию со дня рождения В. В. Оппель. — СПб., 2002.
6. Оппель В. В. Восстановление речи при афазии. — Л., 1963.
7. Оппель В. В. Восстановление речи после инсульта. — Л., 1972
8. Цветкова Л.С. введение в нейропсихологию и восстановительное обучение: Учеб. пособие/Л.С. Цветкова. – 3-е изд., стер. – М.:Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – 184 с. – (серия «Библиотека психолога»).
9. Флоренская Ю.А. избранные работы по логопедии/Ю.А. Флоренская; сост. Е.Е. Шевцова. – М.: АСТ: Астрель; ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 223 с.
Понизова О.В. Организация групповых логопедических занятий и их влияние на психоэмоциональное состояние пациентов с дизартрией, 2014

Миронова В.В., логопед,
Сошина Л.Е., логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Афазия Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.