Групповые музыкальные логопедические занятия в системе комплексной нейрореабилитации

Музыкотерапия в логопедическом детском садуАннотация: Данная статья предназначена для логопедов, психологов, работающих с больными, перенесшими очаговые поражения мозга, а также студентам дефектологических факультетов педагогических вузов. В статье описан подход к проведению групповых музыкальных логопедических занятий в системе комплексной нейрореабилитации больных, перенесших очаговые поражения головного мозга.

Групповые музыкальные логопедические занятия в системе комплексной нейрореабилитации

Комплексное восстановительное лечение в Центре патологии речи и нейрореабилитации, включает в себя функциональную диагностику, медикаментозную терапию, физиотерапию, ЛФК, массаж, водолечение, индивидуальные и групповые занятия с логопедом, психологом, психотерапевтом, занятия в кабинете социально-бытовой реабилитации, а также музыкотерапию.

В данной статье мы хотим подробнее остановиться на групповых музыкальных логопедических занятиях.

Целью этих занятий является восстановление вербальных и других форм коммуникации у пациентов, перенесших инсульт, черепно-мозговую травму и др. Групповые музыкальные логопедические занятия носят коррекционный и психотерапевтический характер, что в совокупности с комплексом нейрореабилитационных мероприятий является неотъемлемым стимулом для восстановления речевой коммуникации.

В ЦПРиН для прохождения занятий в данной группе направляются больные с различными формами дизартрии, эфферентной и афферентной моторными афазиями, т.е. пациенты, имеющие нарушения плавности речи, нарушения темпо-ритмической стороны речи, трудности переключения артикуляторных актов, «застревания» на отдельных фрагментах высказывания, «бедность», однообразность интонационного рисунка, нарушения речевого дыхания и голосообразования, изменения голоса (слабый, глухой, с перепадами тембра) различной степени выраженности.

Задачами данного вида работы являются:

  • преодоление чувства страха речевого общения,
  • коррекция эмоциональной сферы,
  • преодоление произносительных трудностей,
  • преодоление нарушений слого-ритмической структуры слова,
  • растормаживание вербальных и невербальных форм коммуникации.

Групповые музыкальные занятия проводятся ежедневно в определённое время в специально оборудованном помещении.

Продолжительность занятия составляет 1 час.

Основные направления работы:

1. Преодоление дискоординаторных явлений устной речи:

а) расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата;
б) формирование длительного фонационного выдоха для развития координаторных взаимоотношений между дыханием, голосом и артикуляцией.

2. Восстановление просодической стороны речи, стабилизация темпа и ритма, формирование интонационного рисунка фразы;

3. Создание эмоционально-положительного фона настроения;

4. Эмоциональная релаксация;

5. Развитие кинетической организации движений, кинестетической основы двигательного акта;

6. Преодоление неспецифических нарушений высшей нервной деятельности (инактивности, инертности, аспонтанности психической деятельности);

7. Развитие произвольного внимания.

8. Растормаживание речевой функции.

Для достижения максимально положительного результата работа строится с использованием эмоционально значимого для каждого пациента речевого материала и включает в себя следующие направления:

1) воспроизведение голосом абриса слов в музыкальном произведении;
2) развитие самоконтроля над дыханием и голосообразованием;
3) преодоление персевераций;
4) развитие интонационной стороны речи;
5) закрепление достигнутых навыков на индивидуальных и групповых занятиях.

Проведение групповых музыкальных занятий наряду с индивидуальными и групповыми логопедическими занятиями позволяет достичь положительной динамики. У пациентов с различными видами дизартрии: улучшается речевое дыхание (вдох становится глубже, выдох длительнее, спокойнее, ровнее), увеличивается работоспособность мышц органов артикуляции, улучшается фонетическая окраска звуков, голос становится менее напряженным, более плавными становятся звуко-высотные переходы, собственная речь пациентов становится более четкой, плавной, понятной для окружающих.

В речи пациентов с грубыми формами афферентной и эфферентной моторных афазий расширяется и закрепляется активный словарь, в произносительной сфере появляется возможность простых артикуляторных переключений на уровне слова.

У пациентов, имеющих моторную афазию средней или легкой степени выраженности, сглаживаются произносительные трудности, артикуляторные переключения на усложненном речевом материале становятся более плавными, интонационный рисунок высказывания становится ярче и разнообразнее.

Групповые музыкальные занятия обеспечивают наиболее комфортную коммуникативную среду, необходимую для пациентов с речевыми нарушениями как грубой, средней, так и лёгкой степени выраженности.

В результате занятий пациенты чувствуют себя спокойнее, приобретают уверенность в положительном исходе реабилитации, что способствует более комфортному формированию навыков межличностного общения в различных ситуациях, положительно воздействует на эмоционально-волевую сферу пациентов, повышает мотивацию к продолжению нейрореабилитации.

Использованные литературные материалы:

1. Бейн Э.С., Бурлакова М.К., Визель Т.Г. Пособие по восстановлению речи при афазии, 1982
2. Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. Методическое пособие, 2011
3. Визель Т.Г., Основы нейропсихологии, 2009
4. Шкловский В. М., Визель Т. Г., Насоновская Г. М., Боровенко Т. Г. Значение групповых занятий в реабилитации больных с последствиями инсульта и нейротравм // Нейропсихологические исследования в неврологии, нейрохирургии и психиатрии. — Л., 1981.
5. Оппель В. В. Восстановление речи после инсульта // Материалы конференции к 100-летию со дня рождения В. В. Оппель. — СПб., 2002.
6. Оппель В. В. Восстановление речи при афазии. — Л., 1963.
7. Оппель В. В. Восстановление речи после инсульта. — Л., 1972
8. Цветкова Л.С. введение в нейропсихологию и восстановительное обучение: Учеб. пособие/Л.С. Цветкова. – 3-е изд., стер. – М.:Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – 184 с. – (серия «Библиотека психолога»).
9. Флоренская Ю.А. избранные работы по логопедии/Ю.А. Флоренская; сост. Е.Е. Шевцова. – М.: АСТ: Астрель; ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 223 с.
Понизова О.В. Организация групповых логопедических занятий и их влияние на психоэмоциональное состояние пациентов с дизартрией, 2014

Миронова В.В., логопед,
Сошина Л.Е., логопед

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Афазия Метки: 

Сейчас читают:

Маршрут путешествий по Крыму как способ формирования представлений об окружающем мире Маршрут путешествий по Крыму как способ формирования представлений об окружающем мире
Новая форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению комплексного образовательного процесса Новая форма взаимодействия специалистов ОУ по обеспечению комплексного образовательного процесса
Педагогическая мастерская, как эффективная технология психологического просвещения родителей детей с ОВЗ Педагогическая мастерская, как эффективная технология психологического просвещения родителей детей с ОВЗ
Индивидуальный коррекционный развивающий маршрут на ребёнка 6 — 7 лет с замедленным темпом развития (ЗТР), ОНР III уровень Индивидуальный коррекционный развивающий маршрут на ребёнка 6 — 7 лет с замедленным темпом развития (ЗТР), ОНР III уровень

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.