Примерная программа организации оказания дополнительной образовательной услуги в рамках кружка речевого развития «Тимоша-говорун»

Аннотация: В настоящее время в организации деятельности образовательных учреждений большое внимание уделяется эффективности. С этой целью активно используются различные, в том числе и рыночные, механизмы.

Так, одной из задач, стоящей перед образовательными учреждениями на современном этапе, является организация дополнительной образовательной деятельности на платной основе. На государственном уровне внедрение указанных мероприятий предусмотрено Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжениемПравительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.

Вместе с тем на практике в работе педагогических работников, направленной на организацию дополнительной образовательной деятельности, возникают значительные трудности и вопросы: какую деятельность осуществлять и по каким программам.

Предлагаемая примерная программа организации оказания дополнительной образовательной услуги в рамках кружка речевого развития «Тимоша-говорун» разработана мной для решения вышеуказанных задач в рамках дошкольного образовательного учреждения и может быть взята за основу при организации оказания аналогичной дополнительной образовательной услуги.

Дополнительная образовательная деятельность кружка с элементами игровой деятельности и логоритмики, направлена на комплексное развитие ребенка, формирующая фразовую, связную речь и ее лексико-грамматический строй, обогащение активного и пассивного словаря, общего кругозора, развитие мелкой моторики, координации и согласованности движений, формирование фонематического слуха и восприятия, развитие высших психических функций и творческую активность, при которой ребенок активно не только вовлечен в образовательный процесс, но и увлечен этим процессом.

Деятельность кружка интересна не только детям (их родителям), имеющим особенности речевого развития, но и детям (их родителям), нацеленным на получение комплексного развития. При этом соблюдается один из основных принципов такой дополнительной образовательной услуги – она не дублирует и не заменяет (не подменяет) собой образовательную услугу, оказываемую в рамках основной (бюджетной) деятельности дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС.

Примерная программа организации оказания дополнительной образовательной услуги в рамках кружка речевого развития «Тимоша-говорун»

I. Пояснительная записка

Данная Примерная программа организации оказания дополнительной образовательной услуги в рамках кружка речевого развития «Тимоша-говорун» разработана в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации
от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
и Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, и является специализированной программой речевого развития для детей дошкольного возраста (далее – Программа).

Программа составлена в соответствии с:

  • Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Концепцией развития дополнительного образования детей;
  • Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г.
  • № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;
  • письмом Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» ;
  • письмом Минобразования России от 25 декабря 2002 г. № 31-52122/31-15
  • «О лицензировании платных дополнительных образовательных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями общего образования»;
  • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26.

Дополнительное образование, как социокультурная практика развития мотивации детей к познанию, творчеству, труду и спорту, направлено на вариативность образования, обеспечивающего конкурентоспособность ребенка, как личности.

На уровне дошкольного образования, дополнительное образование становится для взрослеющей личности смысловым социокультурным стержнем, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру и исследовательскую активность.

Персонализация дополнительного образования усиливает его преимущества по сравнению с другими институтами формального образования посредством актуализации следующих аспектов: участие в вариативных развивающих образовательных программах на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями; возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий (что имеет особое значение применительно к одаренным детям, детям с ограниченными возможностями здоровья); право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ, педагогов и организаций.

При разработке Программы учитывалось отсутствие соответствующих образовательных стандартов по направлениям образовательной деятельности, предусматриваемой Программой, в связи с тем, что содержание дополнительного образования определяется в не ограниченном образовательными стандартами пространстве жизнедеятельности человека.

Поэтому приоритетным ориентиром при подготовке Программы выступили соответствие выявляемым на системной основе образовательным интересам и запросам детей и направленность содержания на развитие у детей мотивации к познанию к творчеству, актуализацию интеллектуально-творческого потенциала личности, ее образовательной активности.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к пятилетнему возрасту.

При этом дополнительная образовательная деятельность кружка с элементами игровой деятельности и логоритмики, направленная
на комплексное развитие ребенка, формирующая фразовую, связную речь и ее лексико-грамматический строй, обогащение активного и пассивного словаря, общего кругозора, развитие мелкой моторики, координации и согласованности движений, формирование фонематического слуха и восприятия, развитие высших психических функций (память, внимание, мышление) и творческую активность, при которой ребенок активно не только вовлечен в образовательный процесс, но и увлечен этим процессом, интересна не только детям (их родителям), имеющим особенности речевого развития, но и детям (их родителям), нацеленным на такое комплексное развитие.

Срок реализации Программы — 1 год.

Реализация Программы осуществляется поэтапно в соответствии с установленными целями и задачами. Каждый этап распределен по месяцам, определено количество занятий, необходимых для данного этапа работы.

Цели и задачи Программы

Цель Программы – обеспечение системы средств и условий для речевого развития детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса в условиях кружка.

Сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.

В процессе занятий решаются следующие задачи:

а) Формирование словаря и грамматического строя речи:

  • развитие понимания речи, умения вслушиваться в обращенную речь;
  • выделение названий предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слов;
  • формирование практического усвоения простых способов словообразования: множественного числа существительных, уменьшительно-ласкательных форм существительных и прилагательных, глаголов с разными приставками и суффиксами, относительных и составных прилагательных;
  • формирование практического усвоения согласования прилагательных, числительных и притяжательных местоимений с существительными;
  • формировать понимание и практическое усвоение предлогов.

б) Развитие связной речи:

  • обучение навыкам составления простых распространенных предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, картинно-графической схеме;
  • обучение навыкам составления описательного рассказа, пересказа, составления рассказа по картинке с использованием вопросов и картинно-графических планов;
  • формирование навыков диалогической речи.

в) Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения:

  • развитие слухового и зрительного внимания, памяти;
  • формирование понятия «звук», «гласные звуки»;
  • знакомство со звуками;
  • формирование навыки звукового анализа и синтеза;
  • формирование просодической стороны и ритмической структуры речи;

г) Формирование навыков чтения и письма:

  • знакомство с буквами;
  • формирование графических навыков, буквенного анализа и синтеза.

д) Формирование общей, артикуляторной и мелкой моторики:

  • знакомство с органами артикуляции;
  • развитие артикуляторной моторики;
  • формирование осознания собственного тела и ориентировки в схеме тела;
  • формирование общей моторики и координации движений;
  • формирование мелкой моторики.

Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Программа обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие ребенка, позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему.

  • Деятельностный принцип. На занятиях дети в игровой форме закрепляют лексико-грамматические категории, развивают связную речь, упражняются в правильном звукопроизношении. Дети получают хороший опыт общения друг с другом и со взрослыми. Умело подобранная развивающая среда, также способствует реализации этого принципа. На занятиях в кружке используются разнообразные дидактические игры и пособия для развития дыхания, мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации.
  • Учет возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка.

В работе кружка используются различные упражнения и задания, способствующие развитию памяти, внимания, логического мышления, таким образом на ребёнок получает возможность самореализовываться в образовательной деятельности.

Работа кружка по Программе проводится в соответствии с учебным планом.

Учебный план

Группа (подгруппа)

Уровень образовательной программы

Продолжи тельность занятия

Количество занятий

в неделю

Количество занятий

в месяц

1 Программа дополнительного образованияв рамках кружка речевого развития «Тимоша-говорун»

для детей 3-4 лет

Ознакомительный

До 15 минут

2

8

2 Для детей 4-5 лет Ознакомительный

До 20 минут

2

8

3 Для детей 5-6 лет Ознакомительный

До 25 минут

2

8

Пример тематического плана подгрупповых занятий с детьми 3-4 лет [Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н.// Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010]

Тема занятия

Отрабатываемые навыки

Сентябрь, октябрь, ноябрь (1 период)
1 «Игрушки»,
«Овощи»,
«Осень»,
«Фрукты»,
«Наше тело»,
«Лицо»
а) Формирование словаря и грамматического строя речи:• развивать понимание речи, умение вслушиваться
в обращенную речь логопеда;

• выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщающее значение слов;

• формировать понимание и практическое усвоение формы множественного числа имен существительных;

• формировать усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных единственного
в винительном падеже, согласование имен прилагательных с существительными мужского и женского рода, глаголов настоящего времени, окончаний глаголов прошедшего времени мужского и женского рода.

б) Развитие связной речи:

• учить владеть навыками составления простых предложений (из двух слов с указательными местоимениями «это», «вот», из трех слов с прямым дополнением, выраженным именем существительным
в винительном падеже), по вопросам, демонстрации действий, по картинке;

• учить навыкам составления короткого описательного рассказа, пересказа, рассказа по картинке
с использованием вопросов;

• формировать навыки диалогической речи.

в) Развитие когнитивных процессов:

• цвет (красный, желтый, зеленый), величина (большой, маленький), форма (круг, квадрат, треугольник);

• количественные представления (один — много, два);

• формировать наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, память, внимание;

• формировать осознание собственного тела;

• формировать временные представления (осень).

г) Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения:

• познакомить с органами артикуляции;

• развивать слуховое внимание;

• познакомить со звуками «А», «У»;

• формировать просодическую сторону речи;

• формировать усвоение ритмической структуры речи (заучивание стихов).

Декабрь, январь, февраль (2 период)                               
2 «Одежда»,
«Обувь»,
«Зима»,
«Новый год»,
«Зимние забавы»,
«Зимняя одежда»,
«Дикие животные»
а) Формирование словаря и грамматического строя речи:• продолжать формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории;

• формировать понимание и практическое использование форм имен существительных единственного числа в родительном и винительном падежах с предлогами и в предложном падеже;

• формировать понимание и практическое усвоение предлогов У, НА, В, ИЗ.

б) Развитие связной речи:

• продолжать формировать и закреплять навыки составления предложений, простого описательного рассказа;

• учить навыкам пересказа рассказов и сказок «Три медведя», «Колобок» по вопросам и картинному плану;

• продолжать формировать навыки диалогической речи.

в) Развитие когнитивных процессов:

• цвет (синий);

• продолжать работу, начатую в первом периоде;

• формировать сериационный ряд «большой, поменьше, маленький», «маленький, побольше, большой»;

• формировать временные представления (зима).

г) Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения:

• продолжать работу, начатую в первом периоде;

• познакомить со звуками «И», «О», «Э»;

• учить воспринимать на слух и правильно воспроизводить простую слоговую структуру слов.

Март, апрель, май (3 период)
3 «Мамин день 8 Марта»,
«Домашние животные», «Детеныши домашних животных»,
«Домашние птицы»,
«Птенцы домашних птиц»,
«Весна»,
«Посуда»,
«Птицы»,
«Дом»,
«Транспорт»,
«Насекомые»,
«Лето»,
«Лето. Цветы»
а) Формирование словаря и грамматического строя речи:• продолжать формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории;

• формировать понимание и практическое использование форм имен существительных единственного числа в творительном падеже в значении орудийности и в дательном падеже с предлогом;

• формировать понимание и практическое употребление предлогов С, ПО.

б) Развитие связной речи:

• продолжать формировать и закреплять навыки составления предложений, простого описательного рассказа;

• учить навыкам пересказа рассказов и сказки «Курочка Ряба» по вопросам и картинному плану;

• продолжать формировать навыки диалогической речи.

в) Развитие когнитивных процессов:

• продолжать работу, которая проводилась в первом и втором периодах;

• формировать временные представления (весна, лето);

• формировать сериационный ряд «длинный, короче, короткий», «короткий, длиннее, длинный».

г) Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения:

• продолжать работу, которая проводилась в первом и втором периоде;

• познакомить со звуками «М», «П», «Б», «Ф», «В», «Н»;

• учить различать и воспроизводить утвердительную и вопросительную интонации.

Пример тематического плана подгрупповых занятий с детьми 4-5 лет [Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н.// Логопедические занятия в детском саду. Средняя группа. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010]

Тема занятия

Отрабатываемые навыки

Сентябрь, октябрь, ноябрь (1 период)
1 «Наша группа»,
«Органы артикуляции»,
«Цвет, форма, величина»,
«Игрушки»,
«Овощи»,
«Осень»,
«Листья»,
«Фрукты»,
«Овощи-фрукты»,
«Наше тело».
а) Формирование словаря и грамматического строя речи:• развивать понимание речи, умение вслушиваться
в обращенную речь логопеда;

• выделять названия предметов, действий, признаков (основные цвета, форма, величина); понимать обобщающее значение слов;

• формировать практическое усвоение простых способов словообразования уменьшительно-ласкательной формы и множественного числа имен существительных;

• формировать усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в винительном и творительном падежах единственного числа, согласование имен прилагательных и числительных
с существительными, глаголов настоящего времени, окончаний глаголов мужского и женского рода прошедшего времени;

• формировать понимание и практическое усвоение предлогов «НА», «С».

б) Развитие связной речи:

• учить владеть навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий,
по картинке, по картинно-графической схеме;

• учить навыкам составления короткого описательного рассказа, пересказу, составления рассказа по картинке
с использованием вопросов и картинно-графических планов;

• формировать навыки диалогической речи.

в) Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения:

• формировать осознание собственного тела, познакомить с органами артикуляции;

• развивать слуховое и зрительное внимание, память;

• знакомить с понятием «ряд»;

• познакомить со звуками «А», «У», «И»;

• формировать просодическую сторону речи;

• формировать усвоение ритмической структуры речи (заучивание стихов).

Декабрь, январь, февраль (2 период)
2 «Наше лицо»,
«Средства гигиены»,
«Одежда»,
«Новый год»,
«Зима»,
«Зимние забавы»,
«Цвет, форма, величина»,
«Обувь»,
«Дикие животные и их детеныши»,
«Домашние животные и их детеныши».

а) Формирование словаря и грамматического строя речи:• продолжать формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории;

• формировать понимание и практическое использование форм имен существительных единственного числа в родительном, дательном и предложном падежах;

• формировать понимание и употребление категории среднего рода имен существительных;

• формировать понимание и практическое употребление предлогов «В», «ИЗ», «ЗА», «ПОД», «К», «ОКОЛО»;

• формировать понимание и правильное употребление в речи наречий: высоко, низко, далеко, близко.

б) Развитие связной речи:

• продолжать формировать и закреплять навыки составления предложений, описательного рассказа, пересказа и рассказа по сюжетной картинке;

• совершенствовать навыки ведения диалога, умения самостоятельно задать вопрос.

в) Формирование фонематического восприятия и звукопроизношения:

• познакомить со звуками «О», «Э», «Ы»;

• учить дифференцировать на слух и в речи звуки «О» — «У»; «Э» — «И»;

• учить воспринимать на слух и правильно воспроизводить слоговую структуру слов.

Продолжать работу по развитию слухового и зрительного внимания, памяти, которая проводилась
в 1-м периоде.

Март, апрель, май (3 период)
3 «Мамин праздник»,
«Домашние птицы и их птенцы»,
«Весна»,
«Посуда»,
«Мебель»,
«Дом и его части»,
«Транспорт»,
«Профессии»,
«Птицы»,
«Цветы»,
«Насекомые»,
«Лето».
• Продолжать формировать и закреплять ранее изученные грамматические категории, навыки словообразования и словоизменения, понимание и практическое употребление простых предлогов;• Формировать понимание и практическое употребление предлогов «ОТ», «ПО»;

• Продолжать работу по формированию словаря и грамматического строя речи, связной речи, фонематического восприятия и звукопроизношения, которая проводилась в 1-м и 2-м периодах.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы. Практические методы используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр. К практическим методам можно отнести метод моделирования и метод проектов.

Метод моделирования является одним из перспективных направлений совершенствования процесса коррекционно – развивающего обучения и активно применяется в нашем кружке. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности детей. У ребенка, владеющего формами наглядного моделирования появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то,
о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Введение наглядных моделей позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе обучения.

Ожидаемым результатом успешной работы по данной Программе можно считать следующее:

  • ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию;
  • ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности — умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов; самостоятельно (с учетом возраста) выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;
  • ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу.

Организация деятельности кружка.

Работа кружка организуется с учетом следующих особенностей:

1. Занятия в кружке проводятся во второй половине дня после дневного сна. Продолжительность таких занятий составляет не более 15 — 25 минут в день.

2. Для профилактики утомления детей в середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки (разминки, игры), в том числе с элементами логоритмики.

3. Для занятий в кружке дети одного возраста объединяются в группы (подруппы) численностью не более 15 человек.

4. Продолжительность занятий в кружке устанавливается в зависимости
от возраста ребенка: для детей от 3 до 4-х лет – не более 15 минут, для детей
от 4-х до 5-ти лет – не более 20 минут, для детей от 5 до 6-ти лет – не более 25 минут.

Форма организации обучения – подгрупповая, подвижными группами. Основной формой работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность.

Занятия в кружке проводятся в оборудованных помещениях дошкольного образовательного учреждения.

Список литературы:

1. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н.// Логопедические занятия в детском саду. 2-я младшая группа. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
2. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н.// Логопедические занятия в детском саду. Средняя группа. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
3. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
4. Письмо Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844
«О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26.

Семенюк Юлия Сергеевна Семенюк Ю.С.,
учитель-логопед высшей квалификационной категории,
лауреат окружного этапа конкурса г. Москвы
«Сердце, отданное детям — 2011»
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (16 понравилось, средний балл: 4,69 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Один комментарий к материалу: "Примерная программа организации оказания дополнительной образовательной услуги в рамках кружка речевого развития «Тимоша-говорун»"

  1. Александр:

    Случайно ткнул в одну звезду и оценка была засчитана.. Прошу прощения! Программа понравилась..

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.