Не пора ли к логопеду?
Пожалуй, в жизни практически каждого родителя рано или поздно наступает такой момент, когда возникает вопрос: «А все ли в порядке с речью моего ребенка?».
Как правило, из этого вопроса вытекает масса сопутствующих, в зависимости оттого, что именно беспокоит родителей, каков возраст ребенка, готовится ли он к школе или же речь идет о раннем дошкольном возрасте.
Как понять, что ребенок нуждается в логопедической помощи? К кому следует обратиться? До какого возраста нужно ждать? На что следует обратить внимание? Попробуем ответить на эти вопросы по порядку.
К сожалению, нередко приходится слышать от родителей детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи о том, что когда-то логопед в поликлинике им сказал: «До пяти лет не заговорит, приходите». И обнадеженные родители ждут, не предпринимая нужных мер, тем самым теряя драгоценное время. Чтобы не допустить подобных ситуаций, родителям необходимо учитывать определенные закономерности речевого развития, с которыми стоит ознакомиться.
Следует помнить, что залог правильной речи ребенка – это далеко не только звукопроизношение. Ведь это всего лишь один из компонентов речевой системы наряду со слоговой структурой, лексико-грамматическим строем, фонематическим восприятием, связной речью.
Важно знать, что для каждой возрастной категории детей существуют свои закономерности развития речи.
Так, например, к концу первого года жизни малыш начинает употреблять первые простые слова, чаще состоящие из двух одинаковых открытых слогов («ма-ма»). К полутора годам ребенок продолжает накапливать свой активный словарь предметов, появляются первые навыки словоизменения («маме», «маму» и т.д.).
К двум годам у ребенка появляется фраза, что является предпосылкой к развитию связной речи. Фраза, как правило, состоит из двух простых слов («мама, дай»). Появляются звуки раннего генеза.
Младший дошкольный возраст – период детского словотворчества, когда ребенок начинает активно употреблять суффиксы и приставки, зачастую неверно («дом» — «домы»), что является в этом возрасте абсолютной нормой в этом возрасте. Добавляются твердые свистящие звуки, мягкий звук «ль». Появляются первые простые предлоги.
К среднему дошкольному возрасту появляются шипящие звуки. В этот период становления речевой системы, ребенок говорит предложениями из 3-4 слов. Предложения становятся более полными, ребенок разучивает первые небольшие стихотворения.
К старшему дошкольному возрасту в норме звуковая культура речи полностью усвоена. Будущий школьник строит развернутые фразы, владеет навыками пересказа, выговаривает слова сложной структуры и правильно употребляет лексико-грамматические категории.
Если на каком-либо этапе развития вашего ребенка, вас что-либо тревожит, и вы сомневаетесь, что речь вашего ребенка развивается в соответствии с возрастом, рекомендуется прийти на консультацию к логопеду, где вы получите более подробную информацию о том, соответствует ли речь вашего ребенка возрастным нормам, а также получить своевременную логопедическую помощь.
Васильева А.Г.,
учитель логопед,
г. Красноярск